День славянской письменности и культуры или "День рождения азбуки", май 2022г.
методическая разработка по развитию речи

Тематическое мероприятие в рамках фестиваля образовательной деятельности «Уральскими тропами: по календарю праздников» для детей 5-7 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_azbuki_stsenariy.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа

«Детский сад № 63 комбинированного вида»

2 Микрорайон ул., д. 14, г. Полевской, Свердловской области, 623380 тел. 8(34350) 2-07-26

E-mail:dc_63@mail.ru; http://нептун63.рф

_________________________________________________________________________________________________________________

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

ИЛИ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АЗБУКИ»

тематическое мероприятие в рамках фестиваля образовательной деятельности «Уральскими тропами: по календарю праздников»

для детей 5-7 лет

Авторы:

Заровецкая Ольга Петровна, учитель-логопед,

Пахотина Алевтина Михайловна, учитель-логопед

Полевской

2021


День славянской письменности и культуры

или «День рождения азбуки»

сценарий тематического мероприятия

для детей 5-7 лет

Цель: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • познакомить детей с историей письменности;  
  • познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками: братьями Кириллом и Мефодием;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес;
  • развивать интерес к книге и книжной культуре;

Воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
  • воспитывать у детей чувство уважения к народным традициям, гордости к своей Отчизне.

Оборудование:

  • магнитно-маркерная доска, маркеры;
  • подборка книг: азбуки, буквари и т. п.;
  • камешки марблс;
  • распечатанные буквы для раскрашивания по книге Д. Герасимовой «Азбука превращений», цветные карандаши;
  • штампы из различных материалов для печати букв;
  • гуашь, бумага;
  • интерактивная игра-презентация «Буква заблудилась»;
  • презентация «История письменности»;
  • игрушка кот (ученый)

Ход мероприятия

Дети входят в зал под слова из стихотворения А. С. Пушкина. (В зале изображение дерева с цепью, на дереве на цепи сидит кот.)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Кот: Мурр-мяу. Здравствуйте ребята! Кто вы и откуда?

Дети: Мы из детского сада.

Кот: А меня вы узнали?

Дети: Да, ты кот ученый.

Логопед: Ребята, а почему этого кота называют учёным?

Дети: Он много знает.

Логопед: Правильно, он очень много знает. А что нужно делать, чтобы много знать?

Дети: Учиться, читать книги.

Кот: Совершенно верно! Я прочел очень много умных и интересных книг.

А как вы думаете, книги были всегда?

Дети: Нет.

Кот: И как тогда люди передавали знания? Сообщали друг другу информацию?

(Дети высказывают предположения)

Кот: Хотите узнать как люди научились читать и писать?

Дети: Да, хотим.

Кот: Я могу помочь вам перенестись в то время, когда у людей еще не было книг, и вы сможете узнать как зарождалась письменность, как появились первые буквы и первая азбука.

Чтобы отправиться в путешествие в стародавние времена нам нужно произнести волшебные слова.

Закройте глаза и повторяйте за мной:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем –

Мы старинный мир откроем

О котором не забудем.

Первая остановка «В древнем мире» (презентация)

Логопед: Мы с вами оказались в древнем мире. Самые первые послания люди начали оставлять на стенах пещер. Там древние люди изображали животных, сцены охоты (изображение на слайде). Но эти послания мог увидеть только тот, кто пришёл в пещеру, отправить в другое место такое сообщение было невозможно. Потом люди научились использовать для изображения глиняные таблички, кору деревьев. Рисунки процарапывали заостренной палочкой (изображение на слайде). Такой рисунок уже можно было переслать своему другу в другую деревню или город. Но всегда ли с помощью рисунка можно донести до другого человека то, что мы хотим сказать?

Игра «Нарисуй письмо»

Давайте попробуем? (Один ребенок – водящий – выходит из зала, остальные дети вместе с логопедом пытаются нарисовать на доске фразу «Мы любим читать сказки». Водящий угадывает, что нарисовано)

Логопед: Ну как, всегда мы можем точно понять, что нарисовано? (нет)

Такое письмо не всегда понятно читателю, да и времени на его рисование уходит много. Поэтому древние люди стали упрощать рисунки и заменять слова символами. Например, слово «идти» изображали как две ноги, слово «человек» – вертикальной палочкой. Так для каждого слова придумали свой символ (изображение на слайде). Однако слов так много, и запомнить все символы было очень трудно, поэтому читать и писать могли научиться немногие.

Вторая остановка «В славянских землях»

Логопед: А мы с вами отправляемся в другое время.

Наконец люди придумали обозначать не слова, а звуки речи особыми знаками – буквами. Появились первые алфавиты – собрания букв в Греции.

В Солуни в начале IX века жили братья Кирилл и Мефодий. Они были очень образованными, учеными. У наших предков славян своей письменности, по-прежнему, не было. По просьбе славянских князей ученые братья приехали в славянские земли. Прибыв туда, они начали составлять славянскую азбуку – алфавит, который по имени младшего брата называется «кириллица». Русский народ почитает братьев Кирилла и Мефодия как просветителей Руси. Каждый год 24 мая в день памяти святых Кирилла и Мефодия в России отмечается День славянской письменности и культуры. Этот день принято считать Днем рождения азбуки.

У каждой буквы свой образ и свой смысл. Аз – первая буква алфавита – означает «Я». Буки – вторая буква алфавита – означает «Буквы». Веди – третья буква алфавита – означает «Ведать», то есть знать. Из названий первых двух букв складывается слово «Азбука». А если мы прочитаем названия трех первых букв – получится «Аз буки веди» или «Я буквы знаю».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Теперь, когда у славян появилась своя азбука, они могли писать письма, книги. Давайте и мы попробуем написать знакомые буквы.

Упражнение «Выкладывание букв камешками марблс»  

Дети выкладывают камешками буквы.

Третья остановка «Буквы-озорницы»

Логопед: Буквы в словах должны стоять строго на своих местах. Если какая-то буква заблудится, то слово может измениться до неузнаваемости.

Интерактивная игра «Буква заблудилась» по книге А. Шибаева «Язык родной, дружи со мной» (презентация).

Hеизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Hо едва туда вошла

Буква-озорница -

Очень странные дела

Hачали твориться…

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!»

Логопед: Ребята, кто на самом деле гонится за охотником?

Дети: Звери!

Логопед: Какая буква заблудилась, что мы должны изменить в слове двери, чтобы получилось слово звери.

Дети: Вначале слова должна быть буква З, а не Д.

(Также анализируем остальные стихи)

Логопед: Вот какие странные дела могут происходить, если перепутать всего одну букву в слове!

Четвертая остановка «Такие разные азбуки»

Логопед: С тех времен, когда братья Кирилл и Мефодий составили азбуку прошло много веков. За это время было написано множество разных книг. Но мы до сих пор используем азбуку, которая так и называется, по имени одного из братьев, кириллица. И сейчас мы можем с вами учиться читать по таким ярким, красочным букварям и азбукам.

Книги всегда очень ценились, их берегли и передавали от отца сыну. Ребята давайте вспомним, какие существуют правила обращения с книгой.

Дети: Книгу читают за столом, страницы листают аккуратно. Книгу нельзя бросать, рвать, сгибать и пачкать страницы.

Выставка книг

Логопед: На нашей книжной выставке есть и старые буквари, по которым учились ваши бабушки и дедушки и современные азбуки, по которым учите буквы вы.

Печать букв с помощью штампов и гуаши

Логопед: Самые первые книги были рукописными – их писали и иллюстрировали вручную. Потом книги научились печатать. И сейчас, мы с вами тоже попробуем печатать буквы. Что нам для этого понадобится?

Дети: Краски, штампы, бумага.

Логопед: Пройдемте в нашу «типографию». Ребята, а из чего можно делать штампы, с помощью чего можно оставлять отпечатки?

Дети: Можно вырезать штамп из губки, из картошки.

Логопед: А мы взяли старый пластмассовый алфавит и приклеили буквы к резиновой основе – получились вот такие штампы.

Дети выполняют задание.

Логопед: Ну вот и подошло к концу наше путешествие!

И теперь, нам пора возвращаться, а буквы мы заберем с собой в наше время. Нам снова надо произнести волшебные слова. Закройте глаза…

Снова мы глаза закроем,

И подсматривать не будем.

В детский садик мы вернемся –

Мир старинный помнить будем.

Кот ученый: Мурр-мяу. Здравствуйте, здравствуйте! Как долго вы путешествовали! Что нового вы увидели и узнали в далеком прошлом?

Дети: Узнали, что раньше люди могли только рисовать, а писать не умели. Узнали, кто придумал азбуку. Научились печатать буквы.

Кот: Ребята, а как вы запоминаете буквы? Когда я был котёнком – грамота мне давалась с трудом. Чтобы запомнить буквы я искал в них сходство с животными, с различными предметами.

Я приготовил вам небольшой подарок – вот такие удивительные буквы. Вы сможете их раскрасить, и теперь точно запомните, как выглядит каждая буква русского алфавита.

Логопед: Спасибо, учёный кот! Твой подарок ребята заберут в группу и там смогут раскрасить буквы. А вечером дети покажут эти буквы своим родителям, и смогут рассказать все, что увидели и узнали в этом увлекательном путешествии.

Характеристика планируемых результатов

Участие в досуговом тематическом мероприятии оказывает положительное влияние на познавательную деятельность детей. В ходе мероприятия происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется кругозор; постигается процесс различных видов творчества; происходит знакомство с историей отечественной культуры.

Участвуя в мероприятии, дети познакомились с историей письменности и с историей создания славянского алфавита, узнали о роли братьев Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки. Тематическое мероприятие способствовало формированию познавательного интереса в целом, и интереса к книге и книжной культуре, в частности. Участие в коллективных тематических мероприятиях дает возможность детям закрепить такие коммуникативные навыки, как сотрудничество, взаимопонимание, умение действовать в соответствии с правилами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коментарии к слайдам мультимедийной презентации:"День славянской письменности и культуры." Беседа.

Данный материал является приложением к мультимедийной презентации: "День славянской письменности и культуры". Я предлагаю комментарии к слайдам презентации, в которых рассказана история появления "Дня...

День славянской письменности и культуры

Конспект досуга, посвященного празднованию дня славянской письменности и культуры...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».

Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...

Сценарий праздника в старшей группе "День славянской письменности и культуры"

Цель: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, ...

Презентация к празднику "День Славянской письменности и культуры"

Презентация к празднику "День Славянской письменности и культуры"...

Методическая разработка проект: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками (Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы)

На сегодняшний день мы имеем много пособий по духовно-нравственному воспитанию, которые необходимы в нашей работе. Для меня, как человека православного, очень близок православный календарь. Именно поэ...