Звукоподражание как приём развития речи ребёнка раннего возраста
план-конспект занятия по развитию речи

Карявка Анастасия Александровна

Что такое звукоподражание и как его использовать с помошью игр, бесед, пальчиковых гимнастик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида»

Карявка Анастасия Александровна

В 2020 – 2021 учебном году я пришла работать на группу раннего возраста. Списочный состав детей составляет 15 человек. В процессе общения с ребятами, наблюдения и проведения мониторинга, выяснилось, что практически все дети – 12 человек (95%) не разговаривали, только издавали невнятные звуки. Это и послужило причиной выбора моей темы.

Тема: Звукоподражание как приём развития речи ребёнка раннего возраста.

Цель: Способствовать развитию речи детей.

Задачи:

Образовательная: упражнять детей в отчётливом произнесении гласных и согласных звуков;

Развивающая: развивать слуховое восприятие;

Воспитательная: воспитывать звуковую культуру речи.

Звукоподражание или речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Звукоподражание необходимо начинать от простого, к сложному: сначала повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре. Затем идёт усложнение: повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл. Это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.; подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.; подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д., и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

В мастер-классе представлены различные виды деятельности с использованием звукоподражания, так как невозможно выделить какой-то один вид деятельности или игру, работа по звукоподражанию происходит в течение всего дня во всех видах деятельности и ежедневно.

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры. В видео представлены фрагменты самостоятельных игр детей в течение дня. Данные игры были не запланированы воспитателем, а сняты случайно, когда ребята играли.

Екатерина в самостоятельной игре укладывает Алёну спать и при этом напевает баю-бай. Дарья замотала куклу в пелёнку и качает на руках, приговаривая баю-бай.

Ребята соорудили две крепости и стреляют, говоря пиу-пиу.

Пальчиковая гимнастика «Машина»

Выполнять движения по тексту, сидя на стульчиках.

Би-би-би - гудит машина, (нажимаем на руль ладонью)

Тук-тук-тук – мотор стучит. (стучим кулаком о ладонь другой руки)

Едем, едем, едем, едем – он так громко говорит. (крутим руль влево - вправо)

Шины трутся о дорогу, (трём ладони друг о друга)

Шу-шу-шу, они шумят,

Быстро крутятся колёса, (делаем ритмично «вертушку» руками)

Та-та-та-вперёд спешат.

После сна обязательно проходит гимнастика в кроватках и хождение по массажным коврикам, которое ребята так же сопровождают звукоподражанием: топ-топ-топ.

Подвижная игра «Пчёлы и цветы»

Цель игры: учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звука [ж], имитировать полёт пчелы.

На полу в групповой комнате разложены плоскостные большие цветы. Воспитатель делает акцент на том, что в группе появилась поляна цветов, а ребята и воспитатель превращаются в пчёл.

По команде воспитателя: «полетели пчёлы», дети начинают передвигаться по группе медленно бегая, махать крыльями и произносить звук [ж] (имитировать жужжание пчёл). Когда воспитатель даёт команду «приземлились на цветок, собираем нектар», все дети должны присесть на корточки на цветок. Затем снова «пчёлы полетели». Так игра продолжается несколько раз.

Беседа по картинкам

Описание: Детям предлагаются простые сюжетные картинки, например,: «Кошка кушает из миски», «собака спит», «Дети играют в песочнице», «Мальчик качается на качеле» и т.д. Ребёнок должен рассмотреть картинку и сказать (как он умеет), что изображено, например Киса ням – ням, Ав-ав бай и т.д. А педагог должен обязательно «расшифровать» речь ребёнка и произнести эту фразу словами, правильно, чтоб ребёнок услышал, что взрослый его понял и услышал правильное произнесение звуков.

Фрагмент НОД по развитию речи «Помогите животным».

Описание: В гости к ребятам пришли животные: лошадка и бычок, и привели с собой друзей. Они собирались идти на полянку погулять, но начался очень сильный ветер. Животные испугались и забыли дорогу домой. Теперь они просят ребят им помочь найти дорогу, а для этого детям нужно назвать животное и произнести звук, который издаёт это животное, например, бычок – мууу, лошадь – и-го-го, свинья – хрю, коза – ме, и т.д.

Результат: При систематическом использовании приёма звукоподражания в течение года, у детей развивается активная речь, увеличивается словарный запас, как следствие ребёнок начинает говорить и овладевает речью, как средством общения и культуры, в чём и заключается основная идея ФГОС ДО по развитию речи.

Список литературы:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – с. 336
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 112с.:цв. вкл.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
  5. Теплюк С.Н. Игры – занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2 – 4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 176с.
  6. Подвижные тематические игры для дошкольников/ Сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2,14. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребёнка раннего возраста при помощи произведений устного народного творчества

   Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмо...

Развитие речи ребёнка раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста...

Статья " Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста"

Cстатья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития - освоение родного языка. Данный материал раскрывает оп...