"Развитие речи ребёнка раннего возраста"
консультация по развитию речи

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka_rannego_vozrasta.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребёнка раннего возраста

Непременным условием развития у ребенка является его общение со взрослым. Передать опыт, накопленный человечеством, знания, культурные особенности возможно не иначе, как с помощью языка. Язык — важнейшее средство человеческого общения, важнейший источник развития и одновременно средство этого развития.

В настоящей статье анализируется, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку первого — третьего года жизни для стимуляции и развития его коммуникаций со взрослым и самостоятельной (экспрессивной) речи. Параллельно идет работа и по развитию понимания речи взрослого.

Ни для кого не секрет, что каждому родителю очень хочется, чтобы его крохотный ребенок развивался активно; своевременно и правильно начал общаться со взрослым, и в особенности разговаривать. Но что для этого нужно? Как и с помощью каких «средств» можно помочь ребенку сделать это, какие игровые и развивающие материалы могут для этого пригодиться? Ведь среди колоссального изобилия детских развивающих пособий и игрушек нелегко разобраться: что именно нужно ребенку в настоящее время, например в 3-4 месяца, и можно ли найти такие игрушки или игровые материалы, которые понадобятся не только сегодня, но окажутся полезными для развития ребенка и позже, скажем, около года? Еще один вопрос сегодня очень волнует родителей — лучше ли та игрушка, которая дороже?

Развитие речи является непрерывным процессом, начинающимся с самых первых этапов взаимодействия и пронизывающим всю совместную деятельность ребенка со взрослым, а также различные виды этой деятельности на протяжении всего периода детства. Чем бы ни занимался взрослый совместно с ребенком — от бытового общения в процессе одевания, умывания и т. п. до собственно специализированных развивающих занятий, эта деятельность всегда сопровождается развитием речи ребенка, как в плане понимания обращенных к нему фраз, так и в плане формирования его собственной речевой активности.

Развитие речи, речевого общения, обучение родному языку — одна из главных среди основных задач развития и обучения ребенка.

Эта общая задача включает в себя ряд более частных, конкретных задач, которые можно кратко сформулировать как следующие:
• формирование слухового внимания к речи, развитие реакций ребенка на изменения интонации, громкости и тембра голоса, звукового состава речи, ритмики речи;
• формирование и стимуляция звукоподражания;
• развитие просодической стороны речи: интонирования, модуляций голоса и интонаций;
• обогащение и активизация лексической стороны речи, т. е. обогащение активного словаря ребенка;
• развитие грамматической правильности речи;
• развитие связной речи, повествовательной речи.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован собственно взрослым и только им, но, когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только ее интонационной окрашенности (просодики речи), но и обращенного к нему слова. Такое общение можно себе представить, как диалог ребенка и взрослого, причем речь взрослого чередуется не только с мимикой, жестом или действием ребенка, но и с его вокализациями. Уровень такого общения достаточен для того, чтобы и ребенок мог привлекать внимание к себе или какому- либо объекту с помощью доступных ему средств коммуникации — жестов, мимики, вокализации. Произнесение звуков при такого рода инициативном общении имеет особенно важное значение для формирования собственно речевого общения: здесь формируется произвольность речевой (голосовой, звукопроизносительной) реакции и ее активная направленность на другого человека. (Именно отсутствие подобной направленности обращения на другого человека является для нас маркером проблем общения.)

Не менее важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, поскольку оно способствует не только формированию речевого слуха, но и формированию произвольности звукопроизношения, без которого невозможно дальнейшее развитие речи ребенка.

Появление осмысленных слов, по сути своей слов-высказываний, а впоследствии простых предложений — следующий этап в развитии речевого общения и формировании языка.

Одновременно с накоплением словаря, то есть формированием лексической стороны речи, ребенок начинает пользоваться простыми грамматическими формами и, следовательно, можно говорить, что начинается следующий важнейший этап овладения родным языком — овладения грамматической структурой речи.

Однако владение родным языком предполагает не только умение правильно строить предложение, но и умение рассказывать. Ребенок научается не просто называть предмет, но и описывать его, но и рассказывать о каком-либо событии, явлении, или их последовательности и т. п. В этом случае мы будем иметь дело уже со связной речью, а именно с речью содержательной, логичной, последовательной.

Именно в формировании связной речи наиболее отчетливо выступает связь речевого (вербального) и интеллектуального развития ребенка, развитие не только мышления, но и наблюдательности, воображения и т. п. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе не только объект рассказа, но и установить причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое ударение и использовать различные языковые средства для связи слов в предложении и перехода от одного к другому. Очевидно, что формирование подобной развернутой и связной речи способствует и развитию собственно речевых форм мышления и, на определенных этапах развития ребенка, можно говорить о том, что мышление стало речевым, а речь превратилась в собственно мыслительную деятельность. Именно в этих случаях мы говорим о речемыслительной деятельности ребенка.

Таким образом, процесс речевого развития и овладения родным языком включается и сопровождает все развитие ребенка, начиная с самых первых этапов его жизни. Тем не менее можно выделить факторы, методы и способы взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени способствующие его речевому развитию. К таким факторам следует отнести чередование различных приемов: пояснения, указания, показа, имитации звукового образца в процессе игрового взаимодействия с ребенком, а также использование самых разнообразных демонстрационных и игровых материалов, предметов, игрушек, изображений, различных вариантов игр, не только поддерживающих внимание детей, но и повышающих его речевую активность и способность к развитию речевого общения. Поэтому так важно подобрать наиболее эффективные игрушки и игры для развития речевой деятельности ребенка.

Ниже предлагается описание различных игровых материалов и средств в процессе взаимодействия с ребенком, способствующих развитию различных сторон его речи.

Формирование речевого внимания

Задача: способствовать развитию у ребенка эмоциональных реакций на различные варианты интонации взрослого (радостную, ласковую, спокойную или строгую), тембр голоса, ритмику речи.

Материалы: используются различные потешки, стишки, прибаутки.
Малышу, находящемуся в хорошем расположении духа, зачитываются потешки или стишки с соответствующей интонацией, мимикой и жестами. Стимулируются (поощряются) соответствующие голосовые, интонационные и мимические реакции ребенка, умение предвосхитить своим поведением стимульные реакции взрослого.

В этом же плане можно развивать и умение эмоционально реагировать на свое имя, а также осуществлять «поиск» взрослых и тех или иных значимых и константных объектов по «имени», что, в свою очередь, способствует началу работы над лексической стороной речи (А где мама? Где баба? Где окошко? и т. п.).

В подобных вариантах общения с ребенком развивается не только умение адекватно эмоционально реагировать на поставленный вопрос (поиск глазками или показ пальчиком на объект), формируется диалогичность общения, но и закрепляется само название того или иного предмета, его звуковая «оболочка».

Стимулирование появления ответных реакций ребенка — гуления, лепета, простых слов
Задача: стимулирование диалогического способа общения ребенка.
Методы: игры-переклички со звуками гуления (в том числе и певучего гуления) и лепета.
Материалы: простые рифмованные потешки, песенки и стишки, в которых повторяются как знакомые, так и новые слоги (па-па, ма-ма, да-да и т. д.).
Основная задача взрослого заключается не только в стимуляции повторения звуков, произносимых ребенком, но и в соблюдении пауз-ожиданий, во время которых ребенок должен произнести ответные речевые реакции. При таком общении мы можем говорить о диалоге ребенка и взрослого.

В дальнейшем в этой же логике стимулируется появление отдельных слогов лепета. С целью развить умение повторять и понимать движение (название действия) в соответствии с определенной речевой инструкцией используются такие известные игры, как: «Прилетели гули-гули», «Ладушки», «Сорока-сорока» (см. Приложение).

В плане работы над пониманием различных действий возможно включение множества игровых материалов: мячи различного размера и цвета, кукол, мягких игрушек.

Пример игры: «Мячик прыг, прыг, прыг», «Кукла топ, топ, топ», «Мишка бай, бай, бай».
Использование в такого рода играх различных по фактуре, цвету, размеру мягких игрушек способствует не только формированию сенсорного опыта, но и закрепляет слово в его обобщающем значении.

С целью развития внимания к просодической стороне речи (интонация, ритм, высота звука и т. п.) возможно использование и музыкальных игрушек для детей раннего возраста, производящих мелодичное звучание: погремушки с бубенцами и колокольцами, звучащие неваляшки. При этом важно, чтобы у игрушек были конкретные «голоса» — низкий и высокий, тихий и громкий. Игрушки должны иметь чистое, приятное мелодичное звучание, разнообразное по высоте и тембровому звучанию, и в то же время привлекающие ребенка своим внешним видом.

Для работы над развитием произвольной модуляции голоса по высоте, силе и т. п. удобно использование игровых материалов различных по величине: например -  маленькой и большой собаки, различных машин, мячей и т. п. При этом «голос» животных может быть сильным и слабым (тихим), высоким у маленького животного и низким у такого же, но большого и т. п.

Общение, разговор — это двухсторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. При любом общении необходимо соблюдение очередности (диалогичность общения, речи). Младенческий возраст — идеальная пора для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность в произнесении звуков, совершении действий или в простых играх. Подражание — в сущности, особый вид поочередного совершения действий ребенка и взрослого.

Расширение лексической стороны речи (накопление пассивного и активного словаря) и формирование номинативной функции
Хорошо развитое подражание, диалогичность общения и достаточный уровень понимания речи обеспечивает в норме бурный рост словарного запаса. Постепенно в составе словаря ребенка появляются не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, местоимения, служебные части речи, а именно предлоги, союзы и частицы.

Говоря о характерном для ребенка качественном и количественном росте словаря можно выделить наличие трех последовательных уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств и т. п.:
1) ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
2) называет предмет в конкретной ситуации (контекстно);
3) понимает и правильно использует слово в различных ситуациях (определенный уровень «обобщений»).
Занимаясь развитием и расширением словарного запаса ребенка, необходимо учитывать не только уровень «владения» словом, но и то, насколько хорошо ребенок знаком с объектом, действием или качеством, так как именно от этого зависит понимание и использование в речи соответствующего слова.

С цепью увеличения словарного запаса с учетом уровней понимания и овладения словом целесообразно использовать не только различные приемы разговорной речи и методы речевой работы с ребенком (объяснения, комментирование действий и интересов ребенка и т. п.), но и собственно игрушки и игровые материалы.

К таким материалам в первую очередь следует отнести (здесь и в дальнейшем в основу классификации игровых материалов и игрушек положена классификация С.Л.Новоселовой):

 

Сюжетно-образные игрушки
• различные куклы;
• фигурки людей и животных (игрушки в виде реалистических скульптур из различного рода материалов);
• предметы игрового обихода (игрушки и атрибуты, изображающие предметы быта и культуры);
• технические игрушки (игрушки, изображающие средства передвижения, простейшие орудия труда);

Дидактические игрушки
• наборы «Маленькие и большие» (фигурки людей, животных, геометрических форм);
• наборы кубиков и шаров различного цвета и величины;
• лото (овощи, фрукты, посуда и т. п.);
• игры типа «Парные картинки»;
• лото «Разрезные картинки» (из 2-х, 3-х частей);
• наборы строительного материала (деревянного, пластмассового, мелкого и среднего размера);

Спортивные игрушки
• «бревна» разного размера, качества покрытия и цвета;
• мячи различного размера, цвета и материала.

Основными средствами, используемыми в играх и занятиях по развитию лексической стороны речи с детьми первого и второго года жизни с целью специального развития речи, являются сюжетно-образные игрушки.

В период младенчества и раннего возраста формируется интерес к образной игрушке, предпосылки игры и первые сюжетные игры с предметным содержанием. Эти игры носят название «сюжетно-отобразительных», так как дети отображают в них различные бытовые сюжеты, связанные с назначением игрушек-предметов.

Для детей второго и третьего года жизни необходимы куклы, фигурки людей и животных, готовые для игры.

Игрушки могут быть мелкого и среднего размера: простые, без подвижных деталей. Необходимы игрушки компактные по форме, удобные для захвата и удерживания в одной или двух руках. В основном это игрушки условные по образному решению, ярких и нежных цветовых тонов.

Наиболее выразительно должна быть решена голова куклы или фигурки. Особенно важно, чтобы выделялись глаза, рот: чтобы игрушка как бы общалась с ребенком, улыбалась ему, вызывала эмоциональный отклик.

Детям нужны разнообразные предметы игрового обихода. До 3-летнего возраста удобно использовать мебель для игр с куклами, соразмерную руке ребенка
посуду, удобную для игры, разнообразные предметы быта, также готовые и соразмерные руке и росту ребенка в зависимости от их функций и назначения. Материалом для них могут быть: дерево или пластмасса, металл — для посуды, ткань.

Рекомендуются также игрушки, отображающие простейшие орудия труда (лопатки, совочки, формочки) для игры с песком, водой и снегом. Это готовые игрушки из пластмассы, дерева, мелкого (соразмерного руке ребенка) и среднего размеров, в наборах и отдельными предметами.

Транспортные игрушки для детей второго-третьего года жизни необходимы крупные и прочные, желательно из дерева или пластмасс: озвученные и подвижные, с механическими устройствами. Нужно учитывать возможности ребенка этого возраста: его рост, еще недостаточную координацию движений и вместе с тем значительную подвижность. Одним из основных показателей является безопасность и прочность транспортных игрушек — удобны высокие тележки, которые ребенок может толкать перед собой, держась за них, тележки горизонтально устойчивые, которые ребенок возит за веревочку или на палочке. В любом случае транспортная игрушка должна оправдывать свое назначение: в ней (на ней) можно кого-то везти, что-то перевозить. В транспортной игрушке следует выделять цветом наиболее важные детали (руль, кабину, кузов, колеса). Эти игрушки могут иметь обобщенный образ.

В дальнейшем при игровой развивающей работе с ребенком, направленной на увеличение словаря и развитие речи в целом, целесообразно использование и дидактических игр, и игрушек, предназначенных для развития специфических действий с предметами, что, в свою очередь, способствует пониманию и анализу свойств предметов (их величины, цвета, формы, качества поверхности) и, соответственно, способствует развитию не только речи (как импрессивной, так и экспрессивной), но и развитию таких психических функций, как память, внимание,
мышление, воображение. Эти игры, организуемые взрослым, или самостоятельная игра ребенка знакомят ребенка и с правилами использования предметов, и с элементарными правилами игр.
(Уже для детей первого года жизни подобные дидактические материалы необходимы для

формирования не только ориентировочной активности, но и для закрепления звуковой основы слова за конкретным объектом, а значит, и для развития речи и мышления в целом.)

Детям раннего возраста необходимы и простые игрушки-забавы, действия которых демонстрируют взрослые. Это могут быть готовые традиционные игрушки по типу народных — «клюющие куры», «рубящий медведь» или «звучащие животные», когда при определенных действиях, например -  при нажатии на клавиши, животные начинают издавать соответствующие звуки: собака — лаять, корова — мычать и т. п.

Задача расширения словарного запаса стоит и на третьем году жизни. Именно в этот период рационально начать использование различных музыкальных и театральных игрушек, способствующих, помимо развития словаря, дальнейшему формированию и совершенствованию интонационных, высотных и темповых модуляций голоса.

Наряду с фактом неповторимого по динамике нарастания словарного запаса речь ребенка второго-третьего года жизни характеризуется еще одной особенностью — начинается формирование фразовой речи и овладение ее грамматической структурой.

Усвоение грамматики также проходит ряд стадий развития, и в эти периоды ребенок нуждается в специфической помощи взрослого, поскольку только в общении со взрослым ребенок «сверяет» правильность своей речи.

Формирование грамматического строя речи
Формирование грамматического строя речи занимает достаточно долгий период в развитии речи ребенка и не заканчивается даже на пятом году жизни. Взаимодействие ребенка и взрослого в быту также не может не оказывать влияние на правильность построенного ребенком предложения. Это касается всех сфер его жизнедеятельности: самостоятельной игры, питания, одевания, прогулки. Во всех этих ситуациях ребенок включен в речевое общение со взрослым и «сверяет» правильность своей речи с речью взрослого.

Однако с самого начала можно выделить «специальные темы», «игровые зоны», при работе с которыми интенсивно формируется не только лексический, но и грамматический строй речи.

При этом, безусловно, возможно использование соответствующих игровых материалов и соответствующих игрушек.
В первую очередь к таким игровым материалам следует относить:
• дидактические материалы на сюжетные темы;
• дидактические лото и иные дидактические пособия.

Также хорошим подспорьем опять же могут стать театральные и музыкальные игрушки, а также игрушки-куклы для кукольного театра.

Детям необходимы реалистические игрушки, изображающие объект как можно более детально и достоверно. Это куклы с различными выражениями лиц — веселым или серьезным, а у игрушечных животных должны быть характерологические особенности — добрый медведь, хитрая лиса, трусливый зайка и т. д.

Может быть использована игровая мебель, разнообразная по тематике посуда, различные виды одежды для кукол и зверей, соотносимые с размерами кукол. Другие предметы домашнего обихода также должны быть соразмерны (коляски и т. п.) куклам разного размера.

Игрушки могут быть укомплектованы в различные тематические наборы, например - наборы игрушечных домашних и диких животных, наборы игрушечных фруктов и овощей, силуэты деревьев, кустарников, клумб, отдельных цветов и растений. Важным для развития связной, грамматически правильной речи оказываются и ассортименты игрушечных инструментов (топор, молоток, отвертка и т. п.), а также игрушки, отображающие знакомую бытовую технику и конечно же транспортные средства различного вида, размера, изготовленные с различной степенью детализации и из разных материалов.

Безусловно, чрезвычайно полезно использование в занятиях по речевому развитию ребенка различных конструкторов и строительных наборов.

Среди дидактических игр, опосредованно влияющих на формирование речи, можно выделить спортивные, которые направлены на совершенствование общих и мелких движений, ловкости обшей и мелкой моторики, меткости, совершенствование сенсомоторной координации.

Особое значение для развития собственно речевой активности и правильного формирования предложений, а также развития связной, развернутой речи имеют театрализованные игры и представления, разыгрываемые либо только взрослым, либо совместно взрослым и ребенком, или ребенком при инициативе взрослого. Целесообразно использовать готовые наборы кукол-игрушек для кукольных представлений и игры в кукольный театр или изготовлять кукол по специальным заказам и тематике.

Кукольные театральные наборы чаще всего соответствуют подбору персонажей хорошо знакомых ребенку народных сказок:
• Репка,
• Теремок,
• Курочка Ряба,
• Медведь и лиса,
• Колобок,
• Волк и козлята,
• Буратино и т. п.
При таком наборе персонажей возможно и самостоятельное разыгрывание сказочного действия и проигрывание известных сказок по ролям, придумывание новых сюжетов. Все это чрезвычайно хорошо влияет на формирование связной, грамматически правильной речи ребенка.

Для развлечения, проведения праздников (особенно в детском учреждении) могут быть использованы различного цвета и конфигурации надувные шары, надувные игрушки, карнавальные костюмы, флажки, другая праздничная атрибутика. В данном случае важно, чтобы работа по любым темам (в данном случае речевая работа) сопровождалась заинтересованным действием ребенка с теми или иными праздничными атрибутами и сопровождалась развернутой речью взрослого.

Помимо работы над развитием грамматически правильной, связной речи, праздничную атрибутику, персонажи кукольного театра можно использовать и для совершенствования просодической стороны речи.

С этой же целью возможно и использование различных музыкальных инструментов — подражание звучанию их «голосов» в соответствующим образом организованных играх ребенка со взрослым.

Вполне очевидно, что на современном этапе развития в играх и занятиях с ребенком по формированию его речи, языка и вербальных средств мышления удобно использовать (в ряде случаев) имеющиеся в наличии технические средства.

Часто ребенку для прослушивания даются не только записи сказок или музыкальных фрагментов, но и собственной речи ребенка, его диалогов со взрослым. Удобно и использование звукозаписи при узнавании голосов знакомых людей, животных, неречевых звуков и т. п.

С целью формирования мелодических модуляций можно использовать систему караоке. Безусловно, что при работе по развитию речи и языка с ребенком невозможно не использовать специальную детскую литературу, которая, с одной стороны, может сопровождать любую сюжетную игру, а с другой — является самостоятельным материалом, в немалой степени способствующим и речевому развитию ребенка.

Приложение
Произведения литературы и фольклора, рекомендуемые для детей первого года жизни
 «Петушок-петушок, ты подай голосок» (русск. народ.);
 «Ладушки-ладушки» (русск. народ.);
 «Ой ду-ду, ду-ду-ду» (русск. народ.); «Идет коза рогатая» (русск. народ.);
«Сорока-сорока» (русск. народ.);
«Уж я Танюшке пирог испеку» (русск. народ.);
«Аи, качи-качи-качи!» (русск. народ.);
«Пошел котик на Торжок» (русск. народ.);
«Люли, люлюшки, люли, прилетели к нам гули» (русск. народ.);
«Ночь пришла — темноту привела» (русск. народ.);
«Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» (русск. народ.);
«Вот и люди спят» (русск. народ.);
«Пошел котик во лесок» (русск. народ.);
«Баю-баю-баиньки, в огороде заиньки!» (русск. народ.);
«Потягунушки, порастянушки» (русск. народ.);
«Водичка-водичка» (русск. народ.);
«Вода текучая, дитя растущее» (русск. народ.);
«Дыбочек-дыбок» (русск. народ.);
«Катя, Катя, маленька» (русск. народ.);
«Киска, киска» (русск. народ.);
«Ножки, ножки, куда бежите?» (русск. народ.);
«Наша Маша маленька» (русск. народ.);
«Тень-тень-потетень, села кошка под плетень» (русск. народ.);
«Еду-еду к бабе, к деду» (русск. народ.);
«Чики-чики-чикалочки» (русск. народ.);
«Поехали-поехали» (русск. народ.);
«Пальчик-мальчик» (русск. народ.);
«Тили-бом! Тили-бом!» (русск. народ.);
«Петушок-петушок, золотой гребешок» (русск. народ.);
«Курочка-рябушечка» (русск. народ.);
«Жили у бабуси» (русск. народ.);
«На зеленом лугу» (русск. народ.);
«Козонька рогатая» (русск. народ.);
«Кто у нас хороший» (русск. народ.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством формирования «активного речевого поля» в зоне непосредственного интереса ребёнка

Ребёнку интересно все, что он видит вокруг, всё, что встречается на пути. Ребёнок испытывает потребность в активном познании окружающего мира и удовлетворяет эту потребность посредством действия с пре...

Развитие речи детей раннего возраста с использованием наглядного материала в условиях дома ребёнка

Занятиям, на которых используется иллюстративный материал,отводится особая роль в педагогике раннего детства. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знанияоб окружающем мире. О позновате...

Развитие речи ребёнка раннего возраста при помощи произведений устного народного творчества

   Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмо...

Развитие речи ребёнка раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста...

Звукоподражание как приём развития речи ребёнка раннего возраста

Что такое звукоподражание и как его использовать с помошью игр, бесед, пальчиковых гимнастик....

Влияние игры на развитие речи ребёнка раннего возраста

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребёнка, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя разл...