Влияние игры на развитие речи ребёнка раннего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кирисюк Наталия Евгеньевна

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребёнка, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие мелкой моторики и координация движения пальцев рук помогают мозговой деятельности и развитию речевого аппарата малышей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние игры на развитие речи ребёнка раннего возраста

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем менее активно осуществляется его психическое развитие.

Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребёнка, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Все знают о возможности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. " Пальцы человека - это выдвинувшийся вперёд мозг " И. Кант

Мне кажется, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Для реализации поставленной цели я выделила ряд основных задач: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

- Это индивидуальные беседы. На которых я объясняю, что надо учить ребёнка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков машинки, конструкторы, у девочек- куклы .

Ещё я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :

Потешки - игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками)

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге)

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения :

- Самомассаж

- Шевеление пальчиков.

- Поочерёдное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем и без помощи другой руки.

- разведение пальцев и их сведение.

-Хлопки

- Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, оказывают большое влияние на развитие словаря детей.

Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает их мешочка разные предметы и игрушки, произнося : Что это? Собачка, как она лает?

Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания. В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражание.

После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребёнка пользоваться " детскими " лепетными словами. В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например :

1) " Машина " (руками крутит руль)

2) " Барабанщик " (марширует, ударяет в барабан)

Так же существует и дидактическая игра - как средство воспитания звуковой речи детей.

Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети : она может быть индивидуальной или коллективной.

В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевую среду, которая благоприятствуют своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками. Я добиваюсь, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учу их по громкости определять, например, кому принадлежит голос - взрослому животному или его детёнышу.

В детском коллективе ребёнок наиболее полно может раскрыть все свои качества, здесь формируется его индивидуальность, закладывается самостоятельность. В групповых играх он учится доброжелательности и сотрудничеству с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи у детей+ игровые упражнения...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.Исследования учёных доказали, что у...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.Исследования учёных доказали,...

Консультация для родителей. Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста.

В данной работе описывается как на раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. В этом нам помогает использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, закличек, хороводн...

Презентация. Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста.

Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста...