ООД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Тема: Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»
Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности.
Задачи:
образовательные:
-учить составлять небольшой рассказ по картине;
-учить отвечать на вопросы какой? какая?
-закрепить названия зимней одежды, знания о правильном поведении на прогулке зимой.
развивающие:
-продолжать развивать умения детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять рассказ по картине совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.
-развивать мыслительную активность, сообразительность.
воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать рассказы своих сверстников;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_razv_rechi.docx | 668.82 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Тема: Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»
Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности.
Задачи:
образовательные:
-учить составлять небольшой рассказ по картине;
-учить отвечать на вопросы какой? какая?
-закрепить названия зимней одежды, знания о правильном поведении на прогулке зимой.
развивающие:
-продолжать развивать умения детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять рассказ по картине совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.
-развивать мыслительную активность, сообразительность.
воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать рассказы своих сверстников;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-физическое развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- аудио записи.
Наглядный материал: картина «Таня не боится мороза», картинка «Саша собирается на прогулку».
Раздаточный материал: клеёнки, клей, белые бумажные снежинки , силуэт колпачка из картона, фломастеры на каждого ребёнка.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Чтение стихотворения.
Воспитатель:
Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»
«Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый…»
Беседа о зиме.
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята. Зима любимое время года всех детей. Но скажите мне, пожалуйста, зимой холодно или тепло?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Знаете, что зимой холодно. А что происходит с природой в это время года?
Воспитатель: На улице мороз. Дует сильный ветер, идёт снег, и поэтому мы с вами надеваем тёплую одежду.
Ответы детей.
II.Основная часть.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Дети, к нам в гости пришла кукла Таня.
Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».
Познакомьтесь с нашей Таней –
Ей пошел четвертый год.
Таня рано утром встанет,
И гулять она пойдет.
Беседа.
Воспитатель: Наша Таня собирается на улицу. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть?
Ответы детей.
Воспитатель демонстрирует называемые вещи:
Какая это куртка?
Ответы детей.
Воспитатель: Зимняя, теплая. Какого цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: Синего. Какая шапочка?
Ответы детей.
Воспитатель: Про что мы скажем – пушистый, мягкий?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, про свитер. Для чего нужен шарф?
Ответы детей.
Воспитатель: Шарф нужен, для того чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть. А сколько рукавичек у куклы?
Ответы детей.
Д/И «Что не правильно»
Воспитатель: Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу кататься на санках. Но так как ей одной скучно идти, поэтому она позвала своего друга Сашу.
Посмотрите внимательно на картинку и скажите, правильно ли мальчик Саша выбрал себе одежду для зимней прогулки.
Ответы детей.
Воспитатель: Верно не правильно, он решил обуть резинное сапоги, а на голове у него кепка, и поэтому Таня решила пойти на прогулку одна. Но чтобы наша кукла не расстраивалась давайте покажем ей, как вы умеете кататься на санках, лыжах и коньках.
Пальчиковая гимнастика
Санки, (Обе ладони рядом, руки вперед-назад перед собой)
Лыжи (Ладони – противоходом)
И коньки (Ладони ребром – противоходом)
Мчатся наперегонки (Ладонь – кулак) (2 раза)
Беседа по картине.
Воспитатель: А еще, Таня, послушай рассказ, который мы сейчас с ребятами про тебя составим.
Воспитатель выставляет картину.
Воспитатель: Посмотрите на картину внимательно. На этой картине нарисована девочка. И зовут её Таня. Она вышла на прогулку. Как вы думаете, какое на картине время года?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы догадались, что это зима?
Ответы детей
Воспитатель: А что можно сказать про зиму, какая она?
Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите на деревья. Они все в снегу. Посмотрите на снег и скажите, какой он?
Ответы детей
Воспитатель: Белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый.
Ответы детей
Воспитатель: А как Таня одета?
Ответы детей
Воспитатель: Тепло. На ней пальто, шапка, шарф, варежки, валенки.
Воспитатель: А где гуляет Таня, что она делает, во что играет?
Ответы детей
Составление рассказа вместе с детьми.
Воспитатель: А теперь давайте составим рассказ про Таню вместе.
В морозный, зимний день Таня (вышла из дома). Взяла она с собой (санки лопатку, ведро). Оделась Таня тепло. На ней (меховая шапка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала снежинка (узорная, белая, красивая). На улице холодно, но Таня (не боится мороза).
Воспитатель: Кто может рассказать о картине без моей помощи.
Рассказы детей.
Воспитатель: А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку. Итак, обуваем сапоги, надеваем шапку куртку, завязываем шарф, и конечно же не забываем про рукавицы. Выходим и становимся кругом. Молодцы. Все мы с вами уже умеем одеваться и знаем, какая одежда нам нужна для зимней прогулки.
(Имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).
Физкультминутка.
«Прогулка»
На дворе мороз и ветер,
Во дворе гуляют дети, (шагают по кругу)
Ручки потирают,
Ручки согревают, (Потирают рукой об руку)
Чтоб не зябли ножки,
потопаем немножко, (Топают)
Нам мороз не страшен,
Весело мы пляшем (руки на пояс, поочерёдно пятка, носок).
Воспитатель: Возвращаемся с прогулки. Раздеваемся, снимаем рукавицы, шарф, куртку, шапку и сапоги. Ребята, вы знаете, некоторые дети не знают, как нужно себя вести на зимней прогулке. Давайте посмотрим правила поведения на прогулке.
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли. (Круговые вращения глазами)
Снежинки вправо полетели, (Посмотрели вправо глазами)
Снежинки влево полетели, (Посмотрели влево глазами)
Ветер снежинок вверх поднимал, (Посмотрели вверх глазами)
И на землю опускал…(Посмотрели вниз глазами)
Составления рассказа детьми самостоятельно.
Воспитатель: А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать?
Ответы детей.
Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег, снежная, холодная (зима).
- В морозный зимний день Таня (вышла гулять). Взяла она с собой (санки, лопатку, ведро). Оделась Таня тепло. На ней (меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка - легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня (не боится мороза).
12.Загадывание загадки.
Воспитатель: А теперь послушайте загадку.
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые (снежинки).
13.Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Правильно, это снежинки. Как красиво про них сказано: «легкие пушинки». Вам понравилось? У нас на столе лежат разные снежинки. Давайте им нарисуем глазки, ротик, носик и приклеим вот такой интересный колпачок. А после подарим их нашей гостье.
Ответы детей.
III. Заключительная часть:
Рефлексия.
Воспитатель: Кукла Таня благодарит за такие подарки и за интересные рассказы, хвалит вас за то, что вы хорошо занимались. После занятий мы тепло оденемся, и возьмем куклу Таню с собой на прогулку.
2.Цель занятия: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности; учить придумывать название картины.
Задачи:
образовательные:
- формировать умение связанной речи, составляя небольшой рассказ по картине;
развивающие:
- способствовать развитию у детей внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения. воспитательные: - создавать условия для воспитания любови к родной природе, к русской зиме.
Программное содержание:
- Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами.
- Учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины.
- Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.
- Закрепить названия зимней одежды.
- Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.
- Развивать моторику рук, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.
- Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.
- Активизировать словарь.
Тип занятия: закрепление ранее приобретённых знаний.
Форма занятия: тематическое занятие.
Продолжительность: 20 минут.
Участники: средняя группа. Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Оборудование и материалы: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня », автор О.И. Соловьева); настенная доска; фланелеграф; кукла; картинки с изображением валенок, брюк, варежек, пальто, шапки, кофты, шарфа.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин на тему «Зима»; наблюдение во время прогулки «Природа зимой».
Методы и приёмы работы с детьми: наблюдение распознающего характера; наблюдение репродуктивного характера; демонстрация картины; объяснение; рассказ.
Структура занятия:
Содержание
Время
Вводная часть занятия
1. Организация занятия.
2. Приветствие.
3. Введение в тему занятия: чтение стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».
4. Беседа о погодных явлениях зимой.
3 минуты
Основная часть занятия
1. Знакомство с куклой Таней.
2. Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».
3. Описание зимней одежды, зимних игр.
4.Физкультминутка «Прогулка».
5. Рассматривание картины «Таня не боится мороза».
6. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза».
7. Слушание рассказа воспитателя.
8. Выслушивание рассказов детей.
15 минут
Заключительная часть занятия
1. Анализ работы детей на занятии.
2. Обобщение воспитателя.
3. Прощание с куклой Таней.
2 минуты
Ход занятия:
(Дети сидят на стульчиках)
I. Вводная часть
- Здравствуйте, дети! Какой сегодня замечательный день! Хотите, я прочитаю вам очень красивое стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»?:
«Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый…»
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Зима)
- Скажите, зимой холодно или тепло? (Холодно)
- Что происходит с природой в это время года? (Дует сильный ветер, идёт снег)
- Правильно. И поэтому мы с вами надеваем тёплую одежду.
II. Основная часть занятия - Дети, к нам в гости пришла кукла Таня. (Показываю куклу. Читаю отрывок из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок»):
Познакомьтесь с нашей Таней –
Ей пошел четвертый год.
Таня рано утром встанет,
И гулять она пойдет.
- Дети, наша Таня собирается на улицу.
- Давайте поможем ей тепло одеться.
- Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? (валенки, брюки, варежки, пальто, шапку, кофту, шарф)
(По ответам детей прикрепляю на фланелеграф картинки с изображением теплой одежды и обуви).
- Правильно, всё это надо одеть.
- Ребята, как вы думаете в какие ещё игры можно поиграть на улице?
(Выслушиваю ответы детей: снежки, катание на лыжах, санках, коньках, лепить снежную бабу).
(Предлагаю детям встать в круг) Физкультминутка «Прогулка»
На дворе мороз и ветер,
Во дворе гуляют дети, (шагают по кругу)
Ручки потирают,
Ручки согревают, (Потирают рукой об руку)
Чтоб не зябли ножки,
Потопаем немножко, (Топают)
Нам мороз не страшен,
Весело мы пляшем (руки на пояс, поочерёдно пятка, носок). – Дети, Таня любит не только гулять на улице, ещё больше она любит слушать рассказы детей. (Обращаюсь к кукле): - Таня, послушай рассказ, который мы сейчас с ребятами про тебя составим.
(Выставляю картину) - Чтобы наш рассказ понравился Тане надо внимательно рассмотреть картину в определенной последовательности.
- На этой картине нарисована девочка. И зовут её Таня. Она вышла на прогулку. (Даю возможность детям внимательно рассмотреть картину и поделиться своими впечатлениями, помогая им наводящими вопросами). - Давайте начнём рассказ с описания одежды. Зимой холодно и Таня тепло одета. – Во что одета Таня? (Пальто, валенки, шапка, шарф, варежки) – Вам нравится Танино зимнее пальто? – Какое оно? (Зелёное, с коричневым воротником) - Танино пальто отделано мехом? (На карманах, рукавах пальто отделка из меха) – Из чего сшита Танина шапка? (Она тоже сшита из коричневого меха) – Кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять?
(Выслушиваю 1-2 ответа)
- Дети, что делает Таня? ( Таня синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко).
(Выслушиваю ответы детей)
- Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! (На них снег). На березе маленьких веточек даже не видно – спрятались в снежинках. И на зелёной ёлочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой ёлочке, будто белые платочки разбросаны по веткам. – Что разбросано по веткам? (Платочки)
- Кто ещё хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть, мы чего-нибудь не заметили? (На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т. д.) - Я сейчас составлю рассказ о Тане, а вы послушайте.
(Рассказываю, дети слушают).
В морозный, зимний день Таня вышла из дома. Взяла она с собой санки лопатку, ведро. Оделась Таня тепло. На ней меховая шапка, зимнее пальто, валенки. На рукавичку Тане упала снежинка узорная, белая, красивая. На улице холодно, но Таня не боится мороза. Таня трудиться. Она синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко. Кругом белым- бело. На берёзе, ёлке лежит снег. Снег белыми платочками повис на зелёных иголках.
- Кто может рассказать о картине без моей помощи?
(Выслушиваю 1-2 ответа, хвалю детей за рассказ, оцениваю).
- Ребята, давайте дадим название картине.
(Выслушиваю ответы детей. Отмечаю наиболее удачные названия).
- Автор назвал свою картину «Таня не боится мороза».
III. Окончание занятия - Молодцы, ребята, мне так понравилось, как вы сегодня отвечали на мои вопросы, составляли рассказ, были такими внимательными. - Кукла Таня тоже благодарит, хвалит вас за такие интересные рассказы и за то, что вы хорошо занимались. После занятий мы тепло оденемся, и возьмем куклу Таню с собой на прогулку. – Ребята, я предлагаю вам, поделится с куклой Таней своими впечатлениями о сегодняшнем занятии. (Собираются возле куклы, делятся впечатлениями, прощаются с куклой).
3.Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»
Программное содержание:
Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами.
Учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины.
Продолжать учить детей выполнять творческие задания:подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.
Закрепить названия зимней одежды.
Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.
Закреплять умение отгадывать загадки.
Развивать моторику рук, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.
Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.
Активизировать словарь.
Материал: Картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О. И. Соловьева); кукла в зимней одежде; снежинки, вырезанные из бумаги; «Зимние картинки» (снежинки, снег, снеговик, санки, варежки, валенки и т. д.).
Ход занятия
Воспитатель: - Дети, к нам в гости пришла кукла Таня.
Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».
Познакомьтесь с нашей Таней –
Ей пошел четвертый год.
Таня рано утром встанет,
И гулять она пойдет.
Воспитатель: - Наша Таня собирается на улицу. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? Дети называют предметы одежды,воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы:
- Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое). Какого цвета? - Какая шапочка? Какая кофта (свитер? Какой шарф? и т. д. - Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).
Зимнее теплое (пальто). Желтая вязаная (шапочка). Красная вязаная теплая шерстяная (кофта).
- Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).
- Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу кататься на санках.
Давайте покажем ей, как вы умеете кататься на санках, лыжах и коньках.
Пальчиковая гимнастика (2 раза)
Санки, (Обе ладони рядом, руки вперед-назад перед собой)
Лыжи (Ладони – противоходом)
И коньки (Ладони ребром – противоходом)
Мчатся наперегонки (Ладонь – кулак)
Воспитатель выставляет картину. Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.
- Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня). - Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей). - Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Посмотрите на снег и скажите, какой он (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый). А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, холодная). А как Таня одета? (Тепло). На ней (пальто, шапка, шарф, варежки, валенки). Дети описывают одежду.
- Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет (Ответы детей).
Воспитатель читает стихотворение-загадку Е.Благининой:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке (снежинки).
- О чем это стихотворение? Какими словами сказано про снежинки, какие они? Какие еще можно слова сказать про снежинку, какая она? (Ответы детей).
- Давайте еще раз расскажем про Таню.
- В морозный зимний день Таня (вышла гулять). Взяла она с собой (санки, лопатку, ведро). Оделась Таня тепло. На ней (меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка - легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня (не боится мороза).
- А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать? (Ответы детей).
Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег, снежная, холодная (зима).
- А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).
Физкультминутка «Прогулка»
На дворе мороз и ветер,
Во дворе гуляют дети Шагают по кругу
Ручки потирают,
Ручки согревают Потирают рукой об руку
Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко Топают
Нам мороз не страшен, Весело мы пляшем похлопать, покружиться.
Воспитатель делит детей на две группы. Одна изображает ветерок, другая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями.
Дидактические игры «Отгадай, сколько», «Не ошибись»
- Отгадайте загадку:
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые (снежинки).
- Правильно, это снежинки.Как красиво про них сказано: «легкие пушинки». Вам понравилось? У нас на столе лежат разные снежинки. Расскажите, какие они? (Ответы детей).Давайте их посчитаем: «Одна снежинка, две снежинки…пять снежинок»; «Покажи первую снежинку,. третью…и т. д.»
- Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам (воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).
Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».
- Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая)
- Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).
- Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).
- Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная)
Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия».
- Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).
- Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).
- Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).
Дидактическая игра «Что изменилось?» (с картинками).
ИТОГ
В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и покатать ее на санках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...