Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирина Ивановна Зацепина

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст с опорой на схему. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД   4 «СКАЗКА» корпус «Теремок»

142280, Московская область, г. Протвино, ул. Южная, дом 5

тел.: (4967) 31-62-38, (4967)31-62-54, (4967)31-62-55;

эл. адрес: madou1teremok@yandex.ru

Конспект НОД по развитию речи  в старшей  группе
на тему «Зимушка-зима»

Воспитатель: Зацепина И.И.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст с опорой на схему. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок.

Оборудование: сундучок с заданиями; презентация слайдов; схема для пересказа, снежок (из ваты).

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках


                                               
Ход  занятия
1.Организационный момент.

Воспитатель:
Собрались все дети в круг,

Я твой друг,  и ты - мой друг,

Дружно за руки возьмёмся,

 И друг другу улыбнёмся.  

 Ребята,  а теперь садитесь красиво и покажите  мне,  что вы готовы к занятию.

 Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. 

2. Беседа, ответы на вопросы.

Сегодня утром, когда я шла в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у нее была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

Ответы детей.

Воспитатель: да, это Волшебница зима (слайд №1 - Волшебница Зима).
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь  загадок и сюрпризов!  (внутри картинки, снежинки, снежок)

Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? 
А как же называются зимние месяцы? (картинки с месяцами)
 Закрепить признаки зимы
  Стали дни короче,
  Солнце светит мало.
  Вот пришли морозы,
  И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте. 
 Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная); 
Что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла); 
Что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю);
Молодцы, хорошо описали зиму!


3.  Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Гостья зима» 

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Вопросы по тексту:

Кто пришел к нам в гости?

Какое время года было до этого?

Чем зима накрыла землю?

Какие подарки принесла зима?

Для чего людям нужны эти подарки?

Что такое зимние забавы?

4.  Физкультминутка «Зимой» (имитация движений).

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

5.  Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки - подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме.  (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».

6. Отгадывание загадок: (на снежинках)

Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек,
Пробрался к нам,
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

 Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)

Их катают и валяют,

На них калоши надевают,

Потом в них ножки обувают.  (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,

В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою,
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой?

 Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной,
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)


7. Игра «доскажи словечко»

Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем нужные слова.

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю                   снег!
С неба всё скользят пушинки – серебристые          снежинки!
Вот веселье для ребят - все сильнее                         снегопад!
Все бегут вперегонки, все хотят играть в                снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился                        снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка                    снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой              снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил    снег!


Какие слова вы добавляли?  (снег, снежинки, снежок, снеговик и другие)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)


8. Итог занятия.

Вспомните ребята, о чём мы говорили?

 Что мы делали?  

Что Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима".

Комплекс игр, направлен на развитие речи у детей дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Мною представлен конспект занятия по развитию речи "Зимушка-зиа"....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка - зима!"

Конспект Нод по развитию речи "Зимушка - зима!" для детей подготовительной группы с использованием ИКТ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка - зима"

Конспект содержит игры и упражнения, направленные на развитие речи по теме "Зима"....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимушка-зима"

материал для закрепления знаний детей о зиме, зимних явлениях природы....