Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

титова ирина юрьевна

Конспект содержит игры и упражнения, направленные на развитие речи по теме "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_st.gr_._zimushka-_zima.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе по развитию речи

«Зимушка - зима»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи.

Образовательные: учить отвечать полным предложением на вопросы педагога; уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, активизировать словарь по данной теме.

Развивающие: развивать мышление, внимание, мелкую моторику, речь.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу в ходе занятия.

Демонстрационный материал: картинка по теме "Зима"; игрушка-котенок; на каждого ребенка снежинка на ниточке; музыка на зимнюю тематику.

Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Звучит музыка на зимнюю тематику.

- Ребята, какое время года вы услышали в музыке? (Зима)

- Почему вы решили, что это зима? (Ответы детей)

- Какой характер у музыки? (Ответы детей)

2. Беседа о зиме.

Выставляются картинки на зимнюю тематику.

- Чего зимой много? (Зимой много снега.) 

- На что падает снег? (Ответы детей.) 

- Значит, что снег укрывает? (Снег укрывает крыши, дороги, деревья, участок детского дома, поля, леса, город.)

-Все укрыл снег. Когда падает много снега - это явление называется "снегопад". (Заучивание слова "снегопад")

- Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая.)

- Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?

- Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой»? (Морозный.)

- Слово «холод» — на вопрос «какое»? (Холодное.)

- Слово «снег» — на вопрос «какая»? (Снежная.)

- Слово «лед» — на вопрос «какие»? (Ледяные.)

- Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер...) у

«холодное» (утро, солнце, небо...), «снежная» (улица, горка...) ,«ледяные» (горки, реки, озера...).

3. Физкультминутка

Выпал беленький снежок - Дети становятся в круг.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег - Машут руками перед собой.

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег — хлопок в ладоши - «ловят».

Руки в стороны, по швам - Разводят руки в сторону,

Снега хватит нам и вам - опускают по швам.

4. Сюрпризный момент.

- Кто пришел к нам в гости?

- Это же котенок Пушок. Послушайте, что с ним приключилось.

Рассказ педагога про котенка.

«Проснулся как-то утром Пушок, глаза открыл, потянулся. В комнате было тепло и уютно. Как всегда полакал из блюдечка молока. Поиграл с фантиком, привязанным на веревочку. И решил пойти погулять на улицу. Кукла Таня открыла ему дверь, но только котенок сделал несколько шагов вперед, как его лапки провалились во что-то мягкое, холодное и белое. Испугался Пушок. Такого он еще никогда не видел. Скорее он отбежал от двери и спрятался под стол.»

-Ребята, чего же так испугался котенок? Что он в первый раз увидел на улице? (Котенок увидел снег.)

- Чтобы Пушок не боялся снега, давайте все вместе расскажем ему про него.

- Какой бывает снег? (Снег бывает белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий.)

- Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.)

-Посмотри, Пушок, это снежинка. Ребята, расскажите Пушку, какая снежинка? (Снежинка легкая, воздушная, резная, красивая, белая.) А что снежинки умеют делать? (Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять и т. д.)

5. Игра "Подуем на снежинку".

Детям предлагается взять в левую руку за кончик ниточку и подуть на снежинку.

Установка: не раздувать щеки, дуть спокойно, легко.

6. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

С неба все скользят пушинки —

Серебристые ... (Снежинки.) 

На поселки, на лужок

Все снижается ... (Снежок.)

 Вот веселье для ребят —

Все сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.) 

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.) 

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.) 

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)

- Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

- На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)

7. Пальчиковая гимнастика

На дворе мороз и ветер,               Дети двигаются
На дворе гуляют дети.
                  по группе
Ручки, ручки согревают,            
Дети потирают
Ручки, ручки потирают.              
руку об руку
Чтоб не зябли наши ножки,      Дети топают
Мы потопаем немножко.          
ногами
Нам мороз не страшен,              
Дети пляшут
Вот так мы попляшем.

8. Дидактическая игра «Скажи ласково»

Снег — снежок, ветер — ... , мороз — ... , сугроб — ... , холод — ... , лед — ... и т.д.

9. Дидактическая игра «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый. Холодная, зима, наступила, снежная. Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.

10. Итог занятия

- О каком времени года говорили на занятии?

- Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.

Коммуникативная игра "Сугроб".

- Превратимся в снежинки. Полетаем под музыку и соберемся в сугроб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе " Зима. Зимние забавы"

Данная разработка НОД по развитию речи " Зима. Зимние забавы детей" предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Зима".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Зима"....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зима"

Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических про...