Конспект занятия по развитию речи "Наши пернатые друзья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_vesne.docx138.27 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Тема: «Наши пернатые друзья»

Составила: учитель-логопед

Осипова Марина Николаевна

апрель 2022 год

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: уточнить и расширить знания детей о весне, о перелётных и зимующих птицах, активизировать словарь детей по данной теме, развивать связную речь.

Программные задачи:

1.  Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, согласовывать существительные с числительными, правильно пользоваться предлогами,  закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласование существительных с существительными.

2.Закрепить и систематизировать  знания детей о весне, о перелётных и зимующих  птицах

 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к  пернатым друзьям.

Коррекционные задачи:

1.  Развивать  мелкую моторику рук.

 2. Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование: картинки с изображением птиц, презентация, дидактические карточки – птицы, картинки на каждого ребёнка  картина с птицами «Весна», солнышко,  мнемотаблица к стихотворению.

Предварительная работа:

 1.Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.

2.Чтение стихов о весне, разучивание пословиц, рассматривание иллюстраций и книг о природе, закрепление знаний в художественном творчестве.

3.Изучение тем «Весна», «Перелётные птицы».

4.Рисование, лепка, аппликация по данным темам.

Ход занятия:

1. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, какое красивое солнышко, дарит нам сегодня свои лучи. А как вы думаете, почему оно сегодня так ярко светит?

 Потому, что  пришла долгожданная весна. Ребята, докажите мне, что сейчас весна, назовите весенние признаки.

Весной тает снег, бегут ручьи, просыпаются насекомые, прилетают птицы……

Ребята, лучи солнца светят всё ярче и ярче, пробуждая природу.  Посмотрите,  к нам  прилетела птичка, а вот какая угадайте.

 

Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
А зовут его…

                                 Скворец.

 Правильно, это скворец.

 2. Скажите, ребята,  как называются птицы,  которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?

Дети: Перелётные птицы.

 Вы догадались, о ком сегодня мы будем говорить? (да, мы будем говорить о перелётных птицах).

 Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей- перелетных птиц. Они уже прилетели к нам.

Дети садятся на стульчики.

Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетели, вам надо ответить на вопросы.

Слайд 1.

Дети отвечают на вопросы, повторяя вопрос.

 

  Давайте рассмотрим это дерево. Скажите, какие перелетные птицы к нам прилетели?

Дети. К нами прилетели  соловей, грач, ласточка, аист, кукушка, жаворонок.

Логопед: Скажите, какая из птиц сидит на дереве высоко?

Дети: Высоко на дереве сидит грач.

Логопед: Какие птицы сидят на дереве внизу?

Дети: Внизу на дереве сидят скворец, соловей и кукушка.

Логопед: Что находится перед деревом?

Дети: Перед деревом в траве – гнездо жаворонка

Логопед: Что находится справа от дерева?

Дети: Справа от дерева находится озеро.

Логопед: Кто плавает на озере?

Дети: На озере плавают гуси.

Логопед: Что расположено слева от дерева?

Дети: Слева от дерева расположен домик.

Логопед: Где расположился аист?

Дети: Аист расположился в гнезде на крыше домика.

Логопед: Где находится гнездо ласточки?

Дети: Гнездо ласточки находится под крышей домика.

 Звонкими песнями наполнилась природа, потому, что к нам прилетели перелётные птицы. А какие птицы живут с нами круглый год и никуда не улетают.

Правильно, зимующие. Ребята, сейчас мы с вами поиграем.  

Дидактическая игра «Найди птицу»

Дети выбирают картинку с перелётными птицами и выделяют её прищепками.

Звучат разные голоса птиц.

Физкультминутка.

Разминка, игра на внимание» (развитие фонематического слуха)

«Слушайте стихотворение. Если услышите название какой-нибудь птицы, хлопните в ладоши, а у кого эта птица, то её поднимает.

Прилетели птицы:

Мухи, снегири, бабочки, грачи,

лисы, соловьи, щуки, макароны, ласточки и сойки.

Голуби, кукушки, гуси и ватрушки.

Прилетели под конец

Утка, аист и скворец»

Ребята, а давайте посчитаем, сколько каких птиц к нам прилетело. 

Логопед показывает на экране картинки птиц, а дети называют птиц с числительными 1,2,5

Слайд 2-6

 Одна ласточка и два соловья.

Две утки и пять кукушек.

Один жаворонок и два гуся.

Пять грачей и один аист.

Две кукушки и пять скворцов.

Один аист и пять соловьёв.

Ребята, как вы думаете, почему перелётные птицы осенью улетают, а весной возвращаются.

Чтобы вывести птенцов.

 Да, ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.

 Ребята, давайте вспомним, какие птенцы появляются у разных птиц.

(Работа с предлогами по картине).

У аиста -   аистята.

У утки -  утята.

У грача – грачата.

У гуся – гусята.

У скворца – скворчата.

У журавля – журавлята….

Ребята, а птицы ещё  предсказывают наступление весны.

Давайте вспомним пословицы о весне:

Грач на горе – весна во дворе.

Увидел скворца – весна у крыльца.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Журавль солнце приносит.

Кукушка стала куковать – мороза больше не видать.

 

3. Ребята! О ком мы сегодня говорили на занятии?

На занятии мы говорили о перелётных птицах.

Давайте, поблагодарим нашего гостя – скворца, расскажем для него стихотворение.

C:\Users\Екатерина\Desktop\slide-6.jpg

 Как к птицам нужно относиться?

 Их нужно любить, беречь, защищать, ведь они приносят пользу людям.
Как мы можем их защищать?

Не разорять гнёзда, кормить, не брать в руки яйца…

Ребята,  давайте все вместе любить и охранять природу, беречь птиц и животных.

Давайте смастерим дом для нашего скворца.

(Дети выполняют штриховку и собирают скворечник.

 Что вам запомнилось больше всего

Оценка непосредственной деятельности детьми.

(Подарки для скворца, детей и гостей.)

Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
А зовут его…

                                 Скворец.

Прилетели птицы:

Мухи, снегири, бабочки, грачи,

лисы, соловьи, щуки, макароны, ласточки и сойки.

Голуби, кукушки, гуси и ватрушки.

Прилетели под конец

Утка, аист и скворец»

Грач на горе – весна во дворе.

Увидел скворца – весна у крыльца.

Ласточка прилетела – лето принесла.

Журавль солнце приносит.

Кукушка стала куковать – мороза больше не видать.

Вопросы:

 Давайте рассмотрим картину.

 Скажите, какие перелетные птицы к нам прилетели?

 Какие птицы сидят на больших  камнях около ручья?

Каких птиц мы видим на правом берегу ручья?

Какая птица гуляет по зелёной траве, важно расправив крылья?

Кто сидит на красивой цветущей яблоне?

Что находится под яблоней на зелёной  траве?

Что мы видим в глубине парка?

 Кто плавает на речке?

Кто стоит на одной ноге на  середине реки?

Какие птицы пролетают над рекой высоко в небе?

Что мы видим на заднем плане картины?

В какое время года прилетели к нам перелётные птицы?

Зачем перелётные птицы весной возвращаются обратно?

А какие птицы живут с нами круглый год и никуда не улетают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по речевому развитию "Наши пернатые друзья"

Данный конспект содержит много познавательной информации о птицах, об их образе жизни и много интересных фактов.Подобраны игры и задания для детей, загадки о птицах. Занятие стимулирует умственную дея...

Проект по экологическому развитию : "Наши пернатые друзья"

Взаимоотношение человека с природой и и ее обитателями - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического с...

Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."

Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...

Конспект занятия по речевому развитию «Наши пернатые друзья»

закрепление знаний по теме "Зимующие птицы", активизация словаря...

презентация по развитию речи Пернатые друзья

Дидактический материал для совместной работы родителей и детей...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...