Конспект занятия по родному языку
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Сэротэтто Юлия Дмитриевна

Познакомить детей с легендой о Ямале, загадками, играми ненцев, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям нашего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект для открытого занятия21.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект занятия по родному языку в старшей группе

Тема: «Сюрпризы ненецких мешочков - туця»

Подготовила: педагог дополнительного образования

Сэротэтто Ю.Д.

Яр-Сале 2022год

Цель: познакомить детей с легендой, загадками, играми ненцев, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям  нашего края.

Задачи:

Образовательные: познакомить с легендой о Ямале, загадками, играми ненцев;

Развивающие: развивать речь на ненецком языке, память, мышление;

Воспитательные: расширить кругозор детей о родном крае и воспитывать дружеские чувства.

Словарная работа: мешочек – туця, край земли – ямал, легенда – лахаре, загадки – хобцоко, игра – сянакова.

Оборудование: ненецкие мешочки, прищепки,  для игры 2 конуса и 2 обруча, ИКТ технологии (презентация)

Предварительная работа: поиск мешочков в кабинете, развесить картины из легенды в определенном порядке, отгадывание загадок, подвижная ненецкая  игра. Рассматривание картин.

Ход  занятия

  1. Организационный момент (слайд)

Приветствие на ненецком языке. Ӈани торова! В руках у педагога волшебный мешочек, внутри которого хранится хорошее настроение.

(Звучит музыка (метель и хруст снега под ногами))

- Ребята, слышите вьюга метёт на улице и кажется кто-то к нам идет?!

- За дверьми раздался стук: тук-тук.

- Кто там?

- Я Некоця.

    Добро пожаловать к нам в наш детский сад. Дети приветствуют гостью на ненецком языке: Торова! 

  Некоця пришла с плохим настроением и чем-то очень расстроена. Некоця потеряла свои мешочки в детском саду.

  Педагог предлагает детям помочь Некоце найти ее потерянные мешочки в нашем садике. (Создание проблемной ситуации)

Педагог: Ребята поможем нашей гостье найти ее мешочки? Ответы детей…

Педагог берет с полки платок и случайно оттуда выпал мешочек. Ребята в этом мешочке написано, что здесь хранится легенда.

     Как называется наша малая родина? (Ямал)

     Правильно, молодцы мы живем на Ямале, наш край.

     Ребята сейчас вам расскажу легенду о Ямале и нужно слушать очень внимательно. На столе разложены картины и с помощью прищепок нужно крепить картины в определенной последовательности.

Послушайте народную легенду (Лахарё) о ЯМАЛЕ

Легенда о Ямале

Из чистой глади океана,

Искрясь небесной синевой,

Вдруг чайка вынырнула рьяно

И закружилась над водой…

(дети находят картину)

Сюжет легенды иль былины?

Но слухи все, же к нам дошли,

Что в клюве был кусочек глины,

Вернее, «семечко земли».

(дети находят картин )

Упало это семя в воду,

И появились острова,

Цветы, деревья и народы –

Средь них Ямальская земля…

Педагог: Вы отлично справились с этим заданием в правильном порядке развесили картины. Идем дальше в поисках других мешочков.

Дети ходят по кабинету и ищут следующий мешочек.

Основная часть.

 Нашли мешочек и на обратной стороне написано: «Отгадай загадки - хобцоко»

Педагог: А теперь отгадайте загадки: (слайды)

  1. Ночью очень чутко спит,
    Оленье стадо сторожит,
    Волков отгоняет
    И на охоте помогает
    (Собака–вэнеко).
  2. Словно треугольник в тундре стоит,
    В небе над ним дымок дрожит.
    В летний зной и в холода
    Служит людям он всегда
    (Чум – мя)

3.Олень от них убегает,

А они не отстают.

А оленеводам они, очень нужны,

Бывают легковые и грузовые, что же это? (Нарты-хан)

  1. Он в тундре живет

 И север представить нельзя

без этого животного в тундре,

Кто же это? (Олень – ты)

 «Физминутка - ныланава»

А теперь ребята поиграем с олененком – Ӈавка (слайд)

Только выйду я из чума

Мякад тарпыв

Ӈавка сразу тут как тут

Ӈавками то

Хлеба дам – он ждет добавки

Няньхана митав

Травки дам – все мало ӈавке.

Ӈамдэкана митав

Тамна тянё

А одна причина тут:

Ножки Ӈавкины растут.

Ӈэкцида вадёна

Подрастай скорее, Ӈавка,

Мерко вадёна

Будешь быстроногим вожаком!

Ӈарманд сер саць тараӈгун!

«Ненецкая игра – ловкий оленевод»

Педагог:А сейчас, давайте поиграем в ненецкую игру. Дети играют в игру «Ловкий оленевод» (2 обруча (аркан – тынзя костяшка) привязаны ниткой, 2 конуса)

Рефлексия.

      Ребята наше занятие подходит к концу и пришла пора прощаться с нашей гостьей. Ребята знаете, что ненцам принято дарить подарки гостям? А мы с вами сегодня нашей гостье подарим вот такую рукавицу, украшенную ненецким орнаментом и бисером, где она будет хранить солнечное настроение. Гостья прощается с детьми и уходит довольная со своими сумочками.

      Давайте с вами подведем итоги, с кем мы с вами сегодня познакомились? Понравилось занятие.  Что больше всего запомнилось, было ли трудно?

      На доске прикрепить магнитом эмблемы солнца и снежинки.  Если Вам всё удалось и всё получилось: выберите солнышко, а если были какие-то трудности, то возьмите снежинку.

     

   Спасибо за внимание! Лакамбой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Наш родной русский язык"

На этом занятии дошкольники знакомятсяс самобытностью русской деревни, обогащаютсвой словарный запас, приобщаются к русской культуре....

"Вот моя деревня" конспект занятия по родному языку

Конспект занятия по родному языку для средне-старшей группы...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема занятия: «Знатоки родного языка»

Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении пре...

Конспект занятия "Знатоки родного языка"

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы...

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте Возраст 5-6 лет Тема занятия: «Знатоки родного языка»

Конспект занятия напрвленный на развитие фонематического слуха, умение подбирать слова на заданный звук, слова с противоположным значением....

Конспект занятия "День родного языка"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:ТЕМА: «День родного языка»Цели и задачи:Познакомить детей с «Международным днем родного языка ». Обогатить духовн...