Театрализованная деятельность как средство развития речи детей.
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также
играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка
выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную,
познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения
грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время
совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи,
создаются предпосылки для обогащения словаря.
Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также
играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка
выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную,
познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения
грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время
совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи,
создаются предпосылки для обогащения словаря.
Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также
играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка
выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную,
познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения
грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время
совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи,
создаются предпосылки для обогащения словаря.
Речь выполняет три функции связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную и регулирующую. В связи с изменениями в современной жизни, развитие речи уходит на задний план, соответственно западает. Многие родители полагаются в решении этой проблемы на детский сад. Практика показывает, что наличие только занятий мало для формирования речевых умений, навыков и коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику помогают игры. Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И развиваем ребенка как личность.
А, как известно, театр- это игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором работает принцип обучения: учить играя. Что и является целью.-Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт
Театр и речь связаны всегда. «выразительность речи» включает в себя невербальные средства: (мимика, жесты, поза) и вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис)
И все эти средства ребёнок и может применять в театрализованной игре.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
В театрализованной игре осуществляется
1. знакомство с окружающим миром во всем его многообразии.
2.Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, что создает благоприятные условия для развития партнерства и освоения способов взаимодействия.
3.Формируется опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.
4. Преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость.
5. Усваивается богатство родного языка, его выразительные средства.
6. Стимулируется и переводится пассивная речь в активную за счет расширения словарного запаса
7. Усваиваются элементы речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.).
Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать. Участвуя в театрализованных играх, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.
Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
8. Совершенствуется грамматический строй речи ребенка и связная речь. А Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка .
В педагогической литературе приводят разные классификации театрализованных игр.
-Игры-драматизации В играх - драматизации ребёнок ,исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ Видами драматизации является
- Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- Ролевые диалоги на основе текста;
- Инсценировка произведений;
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета( или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
-Режиссёрские игры В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами».Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
- Настольный;
- Плоскостной и объёмный;
- Кукольный( бибабо, пальчиковый, марионетка.) и т.д.;
- Катушечный;
- Ложковый;
- Баночный;
- Кулачковый и т.д.
В них ребёнок не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа- объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и
проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации,
типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и
поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.
Видов театра очень много, но какой бы вы не выбрали, подбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от поставленной вами задачи и возрастных возможностей, знаний и умений ребенка
Младшая группа. Воспитатели в младшей группе показывают театральные отрывки, маленькие спектакли. Это помогает детям сосредоточиться. Играя вместе со взрослыми, дети с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, пальчикового театра.
Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
от игры, в которой главное – не сам процесс а результат;
от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе сверстников, ролевые позиции которых различны;
от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. Параллельно надо вводить театральные игры и работу над спектаклем Знакомятся с театральной ширмой. Удобно ввести театр с ложками, тк он является упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства. Неуверенные дети сначала выбирают театр за ширмой, только потом начинают «перевоплощаться»
Старшая группа. В этом возрасте объединяется в одной постановке несколько видов театральных кукол. Появляется способ управления «живой рукой». Можно вводить театр марионеток. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства.
Продолжают создавать в игре-драматизации целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроения героя.
Они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.
Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый
подтекст,).
Подготовительная группа. Театрализованные действия отличаются более сложными характеристиками героев и мизансценами. Дети подготовительной группы продолжают совершенствовать свои исполнительские умения
начинают интересоваться театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление.
У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя,
Им доступны режиссерские игры, где персонажи - куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития
специальных игровых умений:
21
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение
быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца,
похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции
«артист», включающей умение использовать некоторые средства
выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи)
для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и
«вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими
участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные
роли по очереди и т.
Театрализованные игры могут быть
организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные
занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и
развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных
способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм,
нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок
обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить
и действовать.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности является наличие предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группах имеются
- театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:
-картотеки игр и упражнений связанных с развитием речи: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь». игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции
- используем в работе игровые упражнения связанные с эмоциями и физической активностью; («Язык жестов», «Пойми меня»,) физкультминутки
Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Игра – дело веселое, но и серьезное, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Ключевой фигурой в организации театральной деятельности, постановке спектаклей в детском саду является воспитатель, именно от его ответственности, последовательности, алгоритма работы, компетентности зависит результат совместной театральной деятельности с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-367138-1387545132.jpg)
Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР"
Театрализованная деятельность это прекрасное средство для развития речи и обогащения словаря детей с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-722207-1449557215.jpg)
Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста
Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-745596-1454074159.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-704786-1446979482.jpg)
Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-641065-1433734916.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-803522-1485683100.jpg)
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»
Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития детей с ОНР"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/23/picture-1285932-1608748766.jpg)
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...