Театрализованная деятельность как средство развития речи детей.
статья по развитию речи

Речь и театр связаны между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatrrech.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

     

Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а  также

играет  огромную  роль  в  познании  окружающего  мира.  Речь  ребенка

выполняет  три  функции  связи  его  с  внешним  миром:  коммуникативную,

познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения

грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время

совершенствуется  грамматическая  структура  и  звуковая  сторона  речи,

создаются  предпосылки  для  обогащения  словаря.

Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а  также

играет  огромную  роль  в  познании  окружающего  мира.  Речь  ребенка

выполняет  три  функции  связи  его  с  внешним  миром:  коммуникативную,

познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения

грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время

совершенствуется  грамматическая  структура  и  звуковая  сторона  речи,

создаются  предпосылки  для  обогащения  словаря.

Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а  также

играет  огромную  роль  в  познании  окружающего  мира.  Речь  ребенка

выполняет  три  функции  связи  его  с  внешним  миром:  коммуникативную,

познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения

грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время

совершенствуется  грамматическая  структура  и  звуковая  сторона  речи,

создаются  предпосылки  для  обогащения  словаря.

    Речь выполняет три функции связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную и регулирующую. В связи с изменениями в современной жизни, развитие речи уходит на задний план, соответственно западает. Многие родители полагаются в решении этой проблемы на детский сад. Практика показывает, что наличие только занятий мало для формирования речевых умений, навыков и коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику помогают игры. Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И развиваем ребенка как личность.

А, как известно, театр- это игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором работает  принцип обучения: учить играя. Что и является целью.-Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт

Театр и речь связаны  всегда. «выразительность речи» включает в себя невербальные средства: (мимика, жесты, поза) и  вербальные  средства    (интонация, лексика, синтаксис)  

 И все эти средства ребёнок и может  применять в театрализованной игре.

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей.
  Театрализованная деятельность   позволяет  решать  многие  задачи  программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, до физического совершенствования.  Разнообразие  тематики,  средств  изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
В  театрализованной  игре  осуществляется
1. знакомство с окружающим миром во всем его многообразии.
2.Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками,  что создает благоприятные условия для развития партнерства и освоения способов взаимодействия.  
3.Формируется опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.
4.
 Преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость.
5.
 Усваивается богатство родного языка, его выразительные средства.
6. Стимулируется и  переводится пассивная речь в активную за счет расширения словарного запаса
7. Усваиваются элементы речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. дети знакомятся  с  чувствами,  настроениями  героев,  осваивают  способы  их внешнего  выражения,  осознают  причины  того  или  иного  настроя.
Игра  -  наиболее  доступный  ребенку  и  интересный  для  него  способ переработки  и  умение  представлять  героя  произведения,  его  переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от  личного  опыта  ребенка:  чем  разнообразнее  его  впечатления  об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для  исполнения  роли  ребенок  должен  владеть  разнообразными изобразительными  средствами  (мимикой,  телодвижениями,  жестами, выразительной  по  лексике  и  интонации  речью  и  т.п.).  
Дети  очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка  художественного  произведения  помогает  ярче  и  правильнее его воспринимать. Участвуя  в  театрализованных  играх,  дети  входят  в  образ, перевоплощаются  в него,  живут  его  жизнью.  
 Дети  сами  сочиняют, импровизируют  роли  ,  инсценируют  какой-нибудь  готовый  литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям. Это  способствует  совершенствованию  умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
8. Совершенствуется  грамматический строй речи ребенка и связная речь.
 А Связная речь - высшая форма речи и  мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка .
В педагогической литературе приводят разные классификации театрализованных игр.
-Игры-драматизации В играх - драматизации  ребёнок ,исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ  Видами драматизации является

  • Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • Ролевые диалоги на основе текста;
  • Инсценировка произведений;
  • Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета( или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

-Режиссёрские игры В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами».Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

  • Настольный;
  • Плоскостной и объёмный;
  • Кукольный( бибабо, пальчиковый, марионетка.) и т.д.;
  • Катушечный;
  • Ложковый;
  • Баночный;
  • Кулачковый и т.д.

В них ребёнок не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа- объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Все  перечисленные  виды  театрализованных  игр  требуют  режиссирования  и

проговаривания  реплик.  Тут  необходимы  и  выразительные  интонации,

типичные  для  определенного  образа,  характеризующие  его  поступки  и

поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.

  Видов театра очень много, но какой бы вы не выбрали, подбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от поставленной вами задачи  и возрастных возможностей, знаний и умений  ребенка

    Младшая группа. Воспитатели в младшей группе показывают театральные отрывки, маленькие спектакли. Это помогает детям сосредоточиться. Играя вместе со взрослыми, дети с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра,  пальчикового театра.

Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
от игры, в которой главное – не сам процесс а  результат;
от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе сверстников, ролевые позиции которых различны;
от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. Параллельно надо вводить   театральные игры и работу над спектаклем Знакомятся с театральной ширмой. Удобно ввести театр с ложками, тк он является упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства. Неуверенные дети сначала выбирают театр за ширмой, только потом начинают «перевоплощаться»

Старшая группа. В этом возрасте объединяется в одной постановке несколько видов театральных кукол. Появляется способ управления «живой рукой». Можно вводить театр марионеток. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства.
Продолжают  создавать в игре-драматизации целостный  образ, в котором сочетаются эмоции, настроения героя.
Они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.
Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый

подтекст,).                                                                                      

Подготовительная группа.  Театрализованные действия отличаются более сложными характеристиками героев и мизансценами. Дети подготовительной группы продолжают совершенствовать свои исполнительские умения
начинают интересоваться театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление.
У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя,
Им доступны режиссерские игры, где персонажи - куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.
  

       Все  эти  показатели  не  складываются  стихийно,  а формируются  в  ходе  воспитательно-образовательной  работы

Обогащение  игрового  опыта  возможно  только  при  условии  развития

специальных игровых умений:

 

21

 

Первая  группа умений  связана  с  освоением  позиции  «зритель»  (умение

быть  доброжелательным  зрителем,  досмотреть  и  дослушать  до  конца,

похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая  грyппa умений  обеспечивает  первичное  становление  позиции

«артист»,  включающей  умение  использовать  некоторые  средства

выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи)

для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и

«вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья  группа умений  –  это  умение  взаимодействовать  с  другими

участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные

роли по очереди и т.

Театрализованные  игры  могут  быть

организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные

занятия.  Работа  с  детьми  над  образами  персонажей  включает  в  себя  и

развитие  выразительности  речи,  и  развитие  пластики,  двигательных

способностей,  эмоционального  состояния,  поведенческих  норм,

нравственного  развития.  Главная  особенность  этих  игр  в  том,  что  ребенок

обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить

и  действовать.

   Театрализованные  игры  могут  быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия.  Работа  с  детьми  над  образами  персонажей  включает  в  себя  и развитие  выразительности  речи,  и  развитие  пластики,  двигательных способностей,  эмоционального  состояния,  поведенческих  норм, нравственного  развития.  Главная  особенность  этих  игр  в  том,  что  ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и  действовать.

Принципиальным условием для появления и  развития театрально-игровой деятельности является наличие предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого   в группах  имеются

- театральные уголки,  которые способствуют  самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

-картотеки игр и упражнений связанных с развитием речи: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь». игры  упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции

- используем в работе игровые упражнения связанные с эмоциями и физической активностью;  («Язык жестов», «Пойми меня»,) физкультминутки

Речь ребенка развивается  постоянно  в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его  в  любой  деятельности. Игра – дело веселое, но и серьезное, то же. Театрализованные игры дают  возможность  использовать  их  как  сильное,  но  ненавязчивое педагогическое  средство. Ключевой фигурой в организации театральной деятельности, постановке спектаклей в детском саду является воспитатель, именно от его ответственности, последовательности, алгоритма работы, компетентности зависит результат совместной театральной деятельности с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР"

Театрализованная деятельность это прекрасное средство для развития речи и обогащения словаря детей с ОНР....

Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста

Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»

Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития детей с ОНР"...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...