эстетические рассказы и сказки
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Перепелица Татьяна Александровна

сюжеты рассказов и сказок выстроены таки образом, что нравственная проблема становится явной, выпуклой, а образность изложения делает ее эмоционально выразительной, эстетической привлекательной. Небольшой объем позволяет включать такие рассказы и сказки в занятия , а также использовать их как основу для нравственно-эстетических бесед.

К созданию подобных рассказов и сказок можно привлекать детей, что позволяет нетолько формировать у них представления о положительных и отрицательных качествах личности, но и развивать воображение и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starost_ne_radost.docx14.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Старость – не радость»

Занятие

Цель: закреплять умение сопоставлять вербальное описание эмоции с её схематическим изображением. Учить самостоятельно определять и изображать эмоции. Формировать положительное отношение к пожилым людям.

Ход занятия

Воспитатель  (читает рассказ «Старость – не радость»).

Светило ласковое летнее солнце. Тёплый ветерок нежно перебирал листочки на деревьях. Девочка Катюша вприпрыжку скакала по аллее. «Как хорошо жить на свете! – думала девочка. –Всё так красиво. И люди вокруг замечательные, у них такие добрые улыбки! Хорошо, когда все счастливы!» Но тут взгляд Катюши остановился на старушке, которая сидела на скамейке в тени старого клёна. Старушка совсем не выглядела счастливой. Низко опущенные плечи, склонённая голова, сжатые руки делали её похожей на обиженного воробушку. Казалось, даже клён своими ветвями хочет спрятать её от всех.

- Бабушка, вы себя плохо чувствуете?

Старушка перевела на девочку грустный взгляд и горько вздохнула.

-Ничего, деточка, старость – не радость

- Почему не радость? -  поинтересовалась Катюша

- Трудно, мне милая, и в доме убирать, и в магазин ходить.

- Наверное , у вас нет внуков которые помогали бы вам?

- Есть у меня два внука: Петя и Антоша.

Хорошие они мальчики. Петя ещё маленький, а Антон очень внимательный, друзей у них много, всех навестить надо. А ещё он и артист, и спортсмен! В школе хорошо учится. Молодец Антоша1

Лицо старушки засияло от гордости за своего внука.

- Какой же он молодец, если своей бабушке не помогает? – возмутилась Катюша.

- Когда же ему помогать, если весь день у него занятия: то уроки, то спортивные соревнования, то занятия в кружке. Ему и отдохнуть некогда! Вот сейчас пойду в магазин, куплю ему яблочек, пусть витаминов поест.

Старушка осторожно поднялась со скамейки и медленно побрела по аллее. Катюша смотрела ей вслед и думала, почему же старость – не радость и можно ли это исправить.

Вопросы к тексту.

- Чему радовалась Катюша?

- Почему бабушка была грустная?

- Кто мог помочь старушке? Каким образом?

- Как старушка говорит о своем внучке Антоше? Почему?

-Согласна ли с ней Катюша? Авы?

-Почему бабушка сказала, что старость - не радость?

- Как сделать так, чтобы старость не была горькой?

                                            Упражнение «Эмоции».

Воспитатель. Вспомните, как менялось настроение Катюши на протяжении рассказа.

Зачитывает отрывки из рассказа. Дети подбирают соответствующие мимические схемы для персонажа.

Дидактическая ига «Помощники».

Воспитатель. Вам не понравилось, что Антоша не помогал своей бабушке.  А вы помогаете дома бабушке и дедушке, маме и папе? Чем вы можете им помочь?

Дети предлагают набор предметных картинок с изображением инструментов и хозяйственного инвентаря. Каждый выбирает картинку и поясняет функциональное назначение изображенного предмета. («Это веник. Я подмету им пол»; «Это лопата. Я помогу вскапывать грядки».)

Упражнение «Нарисуй эмоции».

Детям предлагается три незаконченных схематических изображения лица. Воспитатель просит дорисовать необходимые элементы(брови, рот и т д ) так, чтобы соответствовали зачитанным предложениям.

- Бабушка пришла из магазина усталая и грустная.

- Она увидела, что Антоша пропылесосил ковёр, и очень удивилась.

- В вазе на столе стоят цветы. Бабушка обрадовалась.

Релаксация. Детям предлагается закончить рассказ. «Бабушка вернулась из магазина и …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам)

Материал предназначен для развития грамматического строя речи дошкольников. В нём содержатся небольшие рассказы и сказки по различным лексическим темам. Прочитав ребёнку рассказ или сказку задайте воп...

придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя

Предлагаем презентацию из опыта работы по развитию речи дошкольников, где представлен материал по обучению детей придумыванию рассказа или сказки по плану воспитателя...

Рассказы и сказки составленные детьми

сказки составленные детьми...

рассказы и сказка для детей

рассказ для детей и сказка о доброте и дружбе...

Занятие "Любимые стихи, рассказы и сказки про осень.

Конспект занятия  по экологии, для детей старшей группы....

Рассказы и сказки отечественных и зарубежных авторов для самых маленьких

Подобрала из разных источников короткие и простые для восприятия детей от 1 года до 3 лет рассказы и сказки отечественных и иностранных писателей. В сборник вошли тексты Я.Тайца, книги которого издава...

Конспект беседы " Ознакомление с рассказами и сказками Н.Н.Носова"

Целью беседы является выявление и расширение знаний детей о произведениях Н.Н.Носова, развитие умения отвечать на вопросы, используя в ответе сложные предложения, умение слушать товарищей, давать нрав...