Творческий проект на тему «В гостях у сказки»
проект по развитию речи (средняя группа)

Качалова Ростислава Павловна

Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин.

Актуальность темы.

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: "Путешествие по сказкам".

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям,  активизировать словарный запас, расширить словарный запас. Закрепить название русских сказок.

Развивающие:

Обогащать  речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение. Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.

Оборудование: Сундучок, клубок ниток, волшебный мешочек, картинки к сказке: «Маша и медведь», геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники, круг), письмо Бабы Яги.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстрации. Игры - инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, загадывание загадок, педагогическая оценка, поощрения.

Наглядные:

Демонстрация, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель: (на фоне музыки «Приходите в сказку», дети заходят в группу)

Здравствуйте ребята! Я Мара- Маревна- сказок королевна! Приглашаю вас в увлекательное путешествие по сказкам! Но мне нужны помощники – сказочные гномики! Хотите ими быть? (Да!)

Отлично!

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки

И тепло пойдет по кругу.

Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. А чтобы нас сегодня услышали, нужно говорить четко, внятно и понятно.

Проводится логопедическая чистоговорка:

Са – са – са – рыжая лиса

Су – су - су – живет лиса в лесу

Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы

Все – все – все – знают сказки о лисе.

Воспитатель: А у меня есть волшебный колокольчик. И чтобы нам попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова:

Раз, два, три! В сказку попади!

Воспитатель: Ребята: открывайте глазки! Вот мы и в сказке!

Посмотрите, какая красота, какие волшебные цветы! Чувствуете аромат? Чтобы лучше услышать запахи, давайте проведем дыхательную гимнастику.

Проводится дыхательная гимнастика.

(Представьте что вы пускаете кораблики по воде. Вдохнули носиками, выдохнули ротиками -  3 раза.

Как петушок кричит на заре? Крылышки подняли и опустили (ку-ка-ре-ку).

А теперь носиками накачали колесо.

Воспитатель: Ребята, помните нашего старого друга домовенка Кузю? Сегодня он пришел к нам опять в гости, но не с пустыми руками, а принес свой волшебный сундучок!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же там внутри? Ой, сундук не открывается! Как нам его открыть?  (Дети говорят различные варианты). Правильно! Нам нужно вежливо попросить наш сундучок! Ура! Сундук открылся!

Воспитатель: Ребята смотрите! В нашем сундуке - что то есть! Давайте посмотрим, что там?

(в сундуке лежат картинки к скаке Маша и три медведя) (дети угадывают, что это за сказка).

Где Машенька нашла Домик?

Сколько комнат было в домике?

Чья похлебка понравилась Машеньке больше всего?

На каком стульчике Маше понравилось сидеть больше всего?

Что сломала Машенька?

В какой кровати уснула Машенька?

Как Машенька убежала от медведей?

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так (круговые движения головой).

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так.

А потом они ходили (ходьба по медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так.

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед).

А потом они плясали (пружинки с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так

Лапы выше поднимали.

Воспитатель: Смотрите! В нашем сундучке есть еще что то… Это же клубочек! Сейчас я произнесу заклинание и наш клубочек станет волшебным!

 (На фоне звучит волшебная мелодия) «Раз, два, три нам, клубочек, помоги!»

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи

Клубочек катится, дети обнаруживают волшебный мешочек, в котором лежит игрушка лисы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Мешочек.

Воспитатель: Правильно, Наш Кузя наверное потерял свой мешочек. Посмотрите,  а внутри что-то есть. Давайте попробуем отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Воспитатель: Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка – сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна).

А как вы догадались, что в мешочке спрятана лиса? (у нее пушистый хвост).

Беседа. А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и давайте попытаемся описать нашу гостью.

Воспитатель: Ребята, а что вы можете  рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая)

Воспитатель: Хорошо, а что можете рассказать о мордочке лисы? (мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).

Воспитатель: молодцы, ребята, а какой хвост у лисы? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы). Молодцы! А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица). Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете, из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка)

Воспитатель: Спасибо тебе, Лисичка. Беги в свою нору.

Воспитатель: Ребятки, смотрите! Мне тут Кузя шепнул, что в нашем волшебном сундучке появились волшебные геометрические фигуры! И если мы правильно сложим их на магнитной доске, то получим сказку!

(Складываем из треугольников, квадратов, кругов сказку Колобок)

Воспитатель: Ух ты! Ребятки, кто к нам в гости прикатился! Это же колобок – румяный бок! Колобок хочет поиграть с нами!

Пальчиковая игра: Колобок

Я, колобок, колобок, (катают в руках воображаемый колобок)

По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)

По амбару метен, (имитируют подметание пола)

На сметане мешан, (делают круговые движения кистью правой руки по левой)

В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)

На окошке стужен, (рисуют руками окошко)

Я от бабушки ушел, (правой рукой загибают пальцы левой руки)

Я от дедушки ушел (левой рукой загибают пальцы правой руки).

Воспитатель: Ребята, мне тут Кузя говорит, что в нашем волшебном сундучке, что то появилось! Ух ты! Да это же письмо от самой Бабы яги!

«Дорогие ребята группы «Осьминожки»! Пишу вам Я, главная злодейка народных сказок - Баба Яга! У меня тут с Кощеем произошел спор, кто в какой сказке живет, а пока мы спорили, все сказки у нас перепутались! Помогите мне выиграть этот спор у Кощея!»

Воспитатель: Эх Баба Яга! опять забыла волшебное вежливое слово произнести!

Проводится словесно –дидактическая игра - «Помогите!»

предлагается назвать тех, кому нужна помощь.

  • «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»),
  • «Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое!» («Курочка ряба»),
  • «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»),
  • «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),
  • «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»),
  • «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»),
  • «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»),
  • «Помогите! Моего братца утащили!» («Гуси лебеди»).

Воспитатель: Какие молодцы! Надеюсь мы помогли Бабе Яге и Кощею!

Воспитатель: А нам пора возвращаться из нашей страны сказок в детский сад. А чтобы нам вернуться, нужно вспомнить знакомую чистоговорку. Закрывайте глаза.

«Коси коса пока роса

Роса долой и мы домой!»

Воспитатель: Ребята, открывайте глазки. Вот мы и в садике!

Воспитатель: Скажите, что интересного было в нашем путешествии? А что запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше путешествие. И за то, что вы сегодня хорошо поработали, я дарю вам сказки-раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему "В гости к почтальону Печкину" для средней группы

Творческий проект на тему "В гости к почтальону Печкину". для средней группы...

Проект на тему: «В гости к сказке» С использованием элементов сказкотерапии в средней группе общеразвивающей направленности .

Проект по сказкотерапии, помощь коту Мотроскину что бы спасти корову.  На пути ребят встречаються разные герои сказок выполняя заданя которых, ребята достигают своей цели, и помогают коту Мотроск...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО -ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ «В гостях у сказки»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО -ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ «В гостях у сказки»Проект направлен на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством орган...

Творческий проект на тему: "В гостях у сказки "Сказка о глупом мышонке" (старшая группа).

Творческий проект на тему: "В гостях у сказки "Сказка о глупом мышонке" (старшая группа). ЦЕЛИ: • Формировать умения у детей: рассказывать сказку , пользуясь схемой ,создавать сочинения на осн...

Творческий проект на тему: «В гостях у сказки» для второй младшей группы

Творческий проект на тему: «В гостях у сказки» для второй младшей группы...

Познавательно - творческий проект на тему: "В гостях у сказки"

Сказка для ребенка - ээто не просто вымысел,это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубокосочувствуют персонажам, у них появляется внутренний интерес к содействию, к помощи, к защите. ...

Творческий проект на тему: «Как очутиться в сказке?»

*Играют огромную роль в нравственном, гуманном и патриотическом воспитании...