НОД для детей старшего возраста "Загадки и отгадки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колосова Татьяна Юрьевна

В гости к детям приходит Клоун Загадайка и помогает детям применять знания о свойствах предметов для разгадывания загадок разного типа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zagadki_i_otgadki.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Загадки и отгадки»

Цель: учить детей применять знания о свойствах предметов для разгадывания загадок разного типа (загадки- описания, загадки-пантомимы, загадки для пальчиков).

Задачи:

- учить детей отгадывать загадки по характерным признакам: внешнему виду, цвету, форме;  

- развивать связанную речь;

- развивать внимательность, мышление, любознательность.

- воспитывать культуру речевого общения;

- воспитывать умение дослушивать собеседника до конца;

- обогащение словаря детей:

Оборудование и материалы: предметы и карточки для игр «Выбери отгадку» и «Умные руки», задания на карточках для игры «Кто я, угадай?!»

Ход НОД:

В гости к детям приходит Клоун Загадайка. Он приветствует ребят и показывает мешок с загадками, который принес с собой.

Загадайка:  Все загадки, спрятанные в моем мешке, могут сами рассказать о себе. Если вы будете внимательны, то сможете определить, какие подсказки есть в каждой загадке, как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе и найти спрятанную в загадке отгадку.

Загадайка предлагает вниманию детей загадки-описания:

Снаружи — твердый, зеленый, полосатый,

Внутри — мягкий, сочный, красный.    (арбуз)

 

Невелика, рыжевата,

Хвостик длинный и косматый,

На деревьях живет

И орешки грызет.    (белка)

 

Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нем. (собачья будка и собака)

 

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (заяц, кролик)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.   (кошка)

 

Вот свернулся он в клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.   (ёж)

 

Зверь летает над лесами

С очень чуткими ушами.

Днем он спит вниз головой,

Что за странный зверь такой?   (летучая мышь)

 

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (медведь)

 

В цирке он смешит ребят,

Встрече с нами очень рад.

Догадались ли вы, кто он?

Он забавный шумный... (клоун)

Загадайка: А теперь расскажите, как, по каким признакам (или характерным действиям) вы узнали всех, кто «прятался» в загадках?

Дидактическая игра «Выбери отгадку»

(Детям 5 и даже 6 лет бывает трудно составить единую картину по нескольким признакам. Поэтому для начала будем предлагать им не представить загаданный предмет, а выбрать подходящий по описанию предмет или изображение. Сделав выбор, ребенок поясняет, какие признаки (действия) данного предмета или существа он услышал в загадке.)

Физминутка:

«Это лёгкая забава»

Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо.

 Нам известно всем давно — Там стена, а там окно.

(Повороты туловища вправо и влево) 

Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания)

 А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте)

Загадайка: Давайте поиграем в игру «Кто я, угадай?» Подумайте, как в этой игре отгадка «рассказывает» о себе.

(Подвижная игра «Кто я, угадай?» Дети делятся на две команды, каждая из которых будет по очереди превращаться в изображенных на карточках существ. Получив задание, членам команды нужно посовещаться и постараться как можно более точно передать средствами пантомимы характерные для данного животного движения и действия.)

По окончании игры Загадайка обсуждает с ребятами, как загаданные ими животные «рассказывали» о себе, какие загадки было легко отгадать.

Загадайка: А как можно узнать, что еще лежит в моем мешке с загадками, не заглядывая в него?

Ответы детей

Дидактическая игра «Умные руки». 

(Выслушав предположения детей, Загадайка предлагает им на ощупь определить, что лежит в мешке. При этом дети не только дают отгадку, но и как можно подробнее описывают предмет. Также можно поделиться на команды. В этом случае победит команда, давшая больше правильных ответов.)

Загадайка: Как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе?

(С помощью педагога дети рассказывают о том, как они разгадывали загадки-описания, загадки-пантомимы и загадки для пальчиков. Можно предложить каждому выбрать загадку, понравившуюся больше всего.)

Итог:

- Вы внимательные, старательные, умные, все загадки разгадали, со всеми заданиями справились.  Молодцы, хорошо потрудились. Что мы учились сегодня делать? А что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Интерактивная игра по дорожному движению "Загадки-отгадки" для детей старшего дошкольного возраста

Интерактивная игра по дорожному движению "Загадки-отгадки. Детям зачитывают загадку о дорожных знаках и они по описанию выбирают нужный знак....

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...

Игра -презентация для детей старшего дошкольного возраста по кубикам Никитина " СЛОЖИ УЗОР"(загадки и отгадки )

Что такое кубики НикитинаЗнаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: "На каждую загадку есть своя отгадка"

Викторина: "На каждую загадку есть своя отгадка" проводился в рамках проекта "Мудрость предков".  Направлен на закрепление представлений о загадке, как жанре устного народного...

Презентация к викторине для детей старшего дошкольного возраста на тему: "На каждую загадку есть своя отгадка"

Презентация содержит в себе слайды к викторине на тему: "На каждую загадку естьс своя отгадка"...