Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Буянова Наталья Владимировна

НОД" Тематическая беседа -Дети блокадного Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

тематической беседы

«Дети блокадного Ленинграда

(старшие и подготовительные группы)

Педагог: Буянова Н.В.

Троицк

2021г.

Цели тематической беседы:

•Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, интерес к истории своего города, страны.

•Установить связь между поколениями.

•Вызвать гордость за героическое прошлое близких родственников и всего советского народа.

Задачи тематической беседы:

•Пополнить исторические знания дошкольников о бессмертном подвиге  советского народа  во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками.

•Сформировать представление, о том за какие заслуги  город                                                                                                                             Ленинград получил звание  города-героя.  

•Дать знания детям о том, что мы, потомки героев-освободителей, помним о них и чтим память о великом подвиге.

•Побудить у воспитанников чувства сострадания и гордости за стойкость и мужество детей, оказавшихся в осажденном городе.  

•Воспитать у детей уважительное отношение к истории своей Родины, к людям старшего поколения.

  •  Научить бережно относиться к продуктам питания, к хлебу.

Предварительная работа:

  • Чтение книг в группе:

-«Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова.  

-«Вот как это было». Автор Юрий Герман.

 -«Кукла». Автор Г.Черкашин.

- «900 дней мужества». В.Воскобойников.

  • Рассказы воспитателя о Дне снятии Блокады Ленинграда, о мужестве и стойковсти юных ленинградцев.
  • Рисунки, посвященные Блокаде Ленинграда.
  • Оформление временной экспозиции в мини-музее учреждения «900 дней и ночей»

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, музыкальные колонки.

Лента отделочная «Блокадная», предметы экспозиции мини-музея: каска, котелок,кружка эмалерованная, тарелка эмаллерованная, кусочек хлеба, лампа керасиновая.

Ход занятия:

Т.А. :Дети, вы любите праздники?(ответы детей)

Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» - это памятные даты, о которых нельзя забывать.

27 января – это памятная дата для всех жителей нашей страны.

В истории нашего города, Санкт-Петербурга, есть особая страница. Давным-давно (семьдесят  восемь лет тому назад) шла Великая Отечественная война. В опасности была вся наша страна (Родина, Отечество). Над нашим городом, тогда его называли Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.( Показ Слайда №1)

Город, как живой организм, рождается, растет, развивается, иногда и умирает. Он может болеть, а может и хорошеть. Это зависит от людей, которые любят, берегут, защищают город. Послушайте, как бьется ваше сердце. Как вы думаете, есть ли сердце у города? ( Ответы детей).

Пока в городе живы  люди, которые его берегут и защищают, пока бьются их сердца, до тех пор стучит и сердце города,  город жив. Сердце нашего Санкт-Петербурга бьется уже более 300 лет.

А в те горестные военные дни фашисты окружили наш любимый Ленинград кольцом блокады.

Ребята, как вы думаете, что такое блокада? (ответы детей)

Т.А.: Это кольцо вокруг города. (Показ слайда №2)Немцы окружили наш город и не давали уехать никому из него.. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды.

В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. (Показ Слайда №3) Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» А почему она так называлась? (ответы детей)

По этой дороге грузовики по льду перевозили муку, оружие.

К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку. Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам (Показ слайда №4)

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм (показ предмета  временной экспозиции – кусочек хлеба) И всё, больше ничего - только вода.

До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?(ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было)

Т.А.: Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

    Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться.( показ предмета временной экспозиции- керасиновая  лампа) Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых

400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.

У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, школы продолжали работать. Ребята такого же возраста как и вы, сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах. (Показ слайда №5)

Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, страх.

Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.

Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том, что происходит на улице.

Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.

Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник. (Показ Слайда №6)

Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? (ответы детей)

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (ответы детей)

Т.А.:Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали. (Показ слайда №7-9)

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. (Показ слайда №10)

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

                 Звучит музыка «Седьмая симфония» Д.Д.Шостаковича

В январе 1944 года  наши войска перешли в наступление. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской землиЛенинград был освобождён от блокады. (Показ слайда №11)

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.

Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. А детям воздвинут памятник «Цветок жизни».Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. (Показ слайда №12)

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели  стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Но жители нашего города победили врага и оставили нам, своим предкам, прекрасное наследие и наш прекрасный город!

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге.

 (Показ слайда №13)

Наше занятие я хочу закончить отрывком из  стихотворения  Ольги Берггольц:

        Сестра моя, товарищ, друг и брат!

        Ведь это мы, рожденные блокадой.

        Нас вместе называют «Ленинград»,

        И шар земной гордится Ленинградом!

 

Ребята, в память о ленинградцах, которые защитили наш город прошу надеть эти ленточки, символизирующие подвиг, мужество и патриотизм! Оливковый цвет символизирует победу, а зеленый - цвет жизни.. (Вручение воспитанникам лент, символизирующих Снятие Блокады Ленинграда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...