МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Анциферова Анна Васильевна

В процессе индивидуального развития ребенка речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx71.97 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ        6

1.1 Общая характеристика понятия «речь» в современной психолого-педагогической литературе        6

1.2 Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста        9

1.3 Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста        12

Выводы по первой главе        16

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ        18

2.1 Методы и приемы пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста        18

2.2 Диагностический инструментарий определения уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста        23

Выводы по второй главе        29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        32


ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста заметно снизился. Ускоренный темп жизни отражается и на внутрисемейном общении родителей с детьми, поскольку взрослые вынуждены больше времени проводить на работе, стремясь к финансовому благополучию. Дети старшего дошкольного возраста все чаще проводят время в гаджетах, где непременно происходит лишь пассивное восприятие событий – нет живого общения. Современные удобные игрушки и вещи устроены так, чтобы сократить затраты времени именно взрослым, родителям. Практически отсутствует возможность для развития мелкой моторики рук детей (одежда и обувь на липучках, книги и дидактические пособия с готовыми наклейками и т.п.).

Кроме того, целевые ориентиры Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании…» направлены на всестороннее гармоничное развитие детей, в том числе и речевое развитие.

 Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Данное явление установлен между рукой и речевым центром мозга (А. В. Антакова-Фомина, Т.Г. Визель, А.Н. Гвоздев, Е. И. Исенина, М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин и др.). Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снимает психическое напряжение.

Теоретической базой исследования являются работы отечественных ученых, посвященные проблемам развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста (А. Г. Арушанова, Т.Г. Визель, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин и др.).

С каждым годом растет объем знаний, который педагогам нужно передать детям, ориентируясь на осмысление, а не механическое усвоение этих знаний. Для этого необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании речи дошкольников, так как речь является основным условием успешного обучения (В.В. Гербова, Т.Н. Доронова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.).

Одним из эффективных средств развития речи детей является пальчиковая гимнастика (Е. С. Анищенкова, Е. М. Косинова, Е. П. Пименова, Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова), но в методических пособиях для практических работников дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) не указаны конкретные педагогические условия организации пальчиковой гимнастики, что, на наш взгляд, затрудняет ее использование в педагогическом процессе дошкольного учреждения с целью развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы и целевые ориентиры ФГОС ДО позволили нам сформулировать тему исследования: «Методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Цель исследования: изучить и описать методические аспекты развития речи у детей старшего дошкольного возраста группе на основе пальчиковой гимнастики.

Объект исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс использования пальчиковой гимнастики в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования нами были определены следующие задачи исследования:

1.        Изучить методическую литературу по изучаемой проблеме;

2.        Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста;

3.        Изучить методы и приемы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики;

4.        Описать диагностический инструментарий определения уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

1.1 Общая характеристика понятия «речь» в современной психолого-педагогической литературе

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам рассмотреть понятие «речь» из разных источников.

Толковый словарь С.И. Ожегова рассматривает данное понятие, как способность говорить, говорение [13].

Большой психологический словарь раскрывает данное понятие, как исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык [14].

А.А. Леонтьев рассматривает речь, как «деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Это деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий» [29].

Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.

Психологический аспект развития речи опирается на положение Л.С. Выготского, о том, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Л.С.Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления» [30]

А.В. Запарожец придавал большое значение взаимодействию речи и мышления.. Приводя примеры исследований речи детей раннего возраста, он подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. А.В. Запорожец отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь» [29].

С.Л. Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или 9 одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается» [28].

Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат. Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения. Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека [29].

Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи [30].

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы можем выделить некоторые характеристики речи.

Речь состоит из таких структурных компонентов, как звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй.

Видами речи являются письменная и устная.

Также в процессе совершения речевых актов принято выделять импрессивную и экспрессивную стороны речи.

Фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи образуют единую систему языка. Все эти компоненты образуют единое целое и находятся в структурных связях между собой.

Речевое развитие детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей:

  1. Развитие речи находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.
  2. Развитие речи имеет индивидуальный характер, определяется субъективными и объективными причинами. Объективные причины – гендерная принадлежность, состояние активности центральной нервной системы, то есть темперамента, влияние мозговой ассиметрии, наследственность. Субъективные причины – неблагополучная языковая среда, недостаток общения, педагогическая запущенность.

Таким образом, процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребенка, он нуждается в создании условий для возникновения потребности в речи, как с взрослыми, так и со сверстниками. Речь ребенка складывается под воздействием речи взрослых и в большой степени находится в зависимости от достаточной речевой практики, обычного речевого окружения и от обучения и воспитания, которые начинаются с первых дней его жизни. Развитие речевого общения у детей в дошкольном возраста – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития дошкольного образования, введенного в ФГОС ДО. Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие дошкольников выделено в отдельные образовательные области.

1.2 Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Формирование словаря начинается у ребенка в самом начале речевого периода, что и определяет название самого периода. Начало освоения словаря происходит в конце первого года жизни ребенка. В возрасте 5-6 лет ребенку уже доступны: слоговая структура слов, звукопроизношение, если развитие ребенка происходит гармонично. Однако, у некоторых детей старшего дошкольного возраста могут наблюдаться еще некоторые отклонения речевого развития. Необходимо отметить, что общение с окружающими у ребенка начинает складываться задолго до освоения правильных речевых навыков. С помощью сокращения и упрощения слоговой структуры слов и использования освоенных звуков, а также замещения ими неизученных, ребенок строит свою речь, еще не имея сформировавшегося произношения.

Психологи Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др. и методисты О.С. Ушакова, Т.Н Ушакова , Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др. выделяют следующие особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста:

1. Звуковая культура речи.

- способность четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные, дифференция их в речи, закрепление их в произношении;

- отчетливая речь становится нормой в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий;

- совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух, способность различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки;

- свободное использование в своей речи средств интонационной выразительности: чтение стихотворений грустно, весело, торжественно.

Кроме того, дети в старшем дошкольном возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

- способность регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д., умение пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

- хорошо развито речевое дыхание: возможность протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).

- способность сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

2. Грамматический строй речи.

- Речь детей старшего дошкольного возраста насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

- Умение совершать первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.

- Овладение синтаксической стороной речи.

Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.

- Умение самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.

- Проявление критического отношения к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

- Возрастание удельного веса простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

3. Лексическая сторона речи.

- прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.

- развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).

- Понимание прочитанного, ответы на вопросы по содержанию и способность пересказать сказку, короткие рассказы.

- способность выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста  могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

- способность не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.

- умение давать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек.

- в диалогической речи дети старшего дошкольного возраста пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.

- наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

- в процессе развития связной речи дети старшего дошкольного возраста начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру [7,18,19].

1.3 Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В процессе индивидуального развития ребенка речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот [16 с.17].

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря хорошему развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела» (М.М. Кольцова).

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.

Пальчиковая гимнастика или «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев [30].

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Благодаря массирующему и звуковому воздействию на активные точки и нервные окончания ладони и пальцев рук, считалось, что упражнения с шарами оздоровляют сердечно-сосудистую систему, улучшают работу кишечника, укрепляют внимание и память, снимают стрессы, нормализуют давление и оказывают всестороннее оздоравливающее воздействие на организм. Для детей шары изготовлялись из кедра, можжевельника, персикового дерева. Благодаря небольшим размерам, они отлично подходили для детской ладони [28].

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами (катать два ореха между ладонями; один орех прокатывать между пальцами; удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук) [29].

У ребенка, который занимается пальчиковой гимнастикой или другими упражнениями на развитие мелкой моторики, совершенствуются следующие движения (по Е.А. Янушко):

- хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие – двумя руками);

- соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и др.;

- • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

- движения кистей и пальцев рук [20].

Косинова Е.М. дает более общую характеристику изменений в речевом развитии ребенка при занятиях пальчиковой гимнастикой:

1.  Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.  Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4.  Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6.  У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7.  В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма [10].

Изучив разнообразные методические пособия и рекомендации (Е. С. Анищенкова, Е. М. Косинова, Е. П. Пименова, Е. Ю. Тимофеева,  Е. И. Чернова и др.) мы выделили наиболее общие условия, при которых результативность пальчиковых упражнений была бы более эффективной:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполнять упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

 11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

 12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13. Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Таким образом, пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают образовательный процесс в увлекательную игру. Игра доставляет детям удовольствие, они начинают много говорить, легко запоминать потешки, стишки, речь становится средством общения.

Выводы по первой главе

В процессе исследования мы изучили понятие «речь» и пальчиковую гимнастику, как одно из средств речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

В первом параграфе мы рассмотрели разные точки зрения, а также понятие «речи». Нами была описана общая характеристика понятия «речь» в современной психолого-педагогической литературе, а также структура данного психического процесса.

Во втором параграфе мы изучили особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Третий параграф послужил представлением о том, какое именно влияние и эффект оказывает на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста пальчиковая гимнастика. Данное понятие было рассмотрено в качестве одного из средств развития речи в старшем дошкольном возрасте. В параграфе описаны общие условия, при которых результативность пальчиковых упражнений была бы более эффективной.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

2.1 Методы и приемы пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Проблема игры как основного вида деятельности – одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике. Она находит отражение в трудах Фридриха Фребеля, Фридриха Шиллера, Константина Дмитриевича Ушинского, Зигмунда Фрейда, Жана Пиаже. Так, Ф.Фребель, рассматривал игру как «естественный продукт истории», подчёркивает: игра «не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение». Ф.Шиллер утверждает: человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Ж.Пиаже отмечает: игра – это мерило умственного развития ребёнка. Одним из видов игр дошкольника являются пальчиковые игры [29].

Учитывая важность проблемы  развития мелкой моторики, отметим, что в настоящее время появилось множество методической литературы и пособий по применению и использованию пальчиковых игр.

В книгах Л.П.Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»,  С.О.Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет», Е.П. Пименовой «Пальчиковые игры» и др. доступно и интересно рассказывается о значении мелкой моторики в развитии ребенка, даются рекомендации и проведение развивающих игр с различными предметами и материалами, даются рекомендации об использовании пальчиковых игр [8,16,20].

Так, в книге Л.П. Савиной даются следующие рекомендации: все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день. Каждое упражнение иллюстрировано [16]. В пособии для родителей и педагогов Елены Степановны Анищенковой «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» дается схема обследования уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков, автором методики которой является доктор психологических наук Т.Г. Визель, что представляет большой интерес для педагогов [2].

Е.Ю. Тимофеева и Е.И. Чернова в своей книге «Пальчиковые шаги» предлагают разделить развивающую работу с детьми на четыре этапа [24]:

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе.

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками.

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой – «вниз»).

Стоит заметить, что данные упражнения полезны не только детям, но и взрослым.

Елена Михайловна Косинова в книге «Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику» разделила все предлагаемые ею упражнения на три группы [10]:

I группа. Упражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

И когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно рассказывать даже сказки руками. Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

В виде игры-путешествия познакомиться с пальчиковыми играми и не только, нам предлагают Рузина Мария Станиславовна, психофизиолог, которая занимается разработкой детских игровых тренингов и Афонькин Сергей Юрьевич, биолог, кандидат наук, педагог, популяризатор, председатель Петербургского Центра Оригами в своей книге «Страна пальчиковых игр» [23].

Автор предлагает уникальный арсенал пальчиковых игр и упражнений с бумагой для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В сборник включены также парные и групповые упражнения с пальцами, которые улучшают у детей телесное, невербальное общение, а также облегчают им контакты со сверстниками и взрослыми. Упражнения расположены в сборнике по мере возрастания сложности. Некоторые упражнения представляют собой частично адаптированную гимнастику – пианистов, машинисток, актеров кукольных театров. В игры с пальцами органично включаются элементы оригами, позволяющие будить фантазию ребенка, помогать ему постигать начала плоскостной и пространственной геометрии.

При проведении пальчиковых игр следует учитывать следующее:

1.        Перед началом игры создать положительный эмоциональный настрой.

2.        Запастись терпением и не ждать мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребёнок будет пассивным слушателем.

3.        Не ставить перед детьми одновременно несколько задач.

4.        Длительность игр с двухлетними малышами – 5 – 10 минут; занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.

5.        Не допускать переутомления. Если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.

6.        Обязательно хвалить ребёнка, не занижать его самооценку, внушать ребёнку уверенность в том, что у него всё получится.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

-  самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

-  игры с пальчиками с речевым сопровождением;

-  пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

«Массаж подушечек пальцев рук», «Массаж фаланг пальцев», «Массаж прижимающий», «Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками»,  «Самомассаж горохом», «Горох и фасоль», «Колечки».

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

«Цепочки», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки», «Соединение одноимённых пальцев», «Пианист», «Пальчики кивают», «Горошки», «Упражнение с пробками», «Упражнение со счётными палочками».

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

«Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».

Упражнения с различными предметам (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе): «Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками», «Упражнение с пробками», «Узловка», «Упражнение с чётками»,

«Упражнение с бусами», «Упражнение со счётными палочками», «Пальцеход», «Комканье платка», «Колодец», «Горох и фасоль», «Все узлы переберу», «Мне дала синичка хрупкое яичко», «Волшебные орешки», «Будь сильней моя рука».

Гимнастика для пальцев: «Щелчки», «Потягивание за кончики пальцев».

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

2.2 Диагностический инструментарий определения уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время существует множество методов диагностики развития речи детей каждого возрастного этапа. Что касается диагностических методик речевого развития детей старшего дошкольного возраста, то мы можем обратиться к наиболее часто используемым и доступным в интерпертации полученных данных.

Методика «Обследование речи старших дошкольников», авторы: Ушакова В.С., Струнина В.М., Яшина В.И. Данная диагностическая методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью при построении разных типов высказываний. Состоит из трех серий заданий направленных на изучение словаря и грамматики, звуковой культуры речи, связной речи [18].

Также в работе с детьми старшего дошкольного возраста часто используется диагностическая методика на исследование объема и темпа слухоречевого запоминания Н.Я. Семаго, М.М. Семаго методика «Запоминания двух  групп слов». Исследуется скорость и объем слухоречевого запоминания, возможностей удержания порядка предъявляемых стимулов, а также влияния интерференции на запоминание материала [28].

Методика «Обследование речи старших дошкольников», авторы: Ушакова В.С., Струнина В.М., Яшина В.И.

1 серия заданий (словарь и грамматика)

Задание 1. Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты знаешь? Что значит слово кукла (мяч, зайчик, посуда)? (Можно назвать сказанное ребенком слово.)

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (это игрушки; из посуды едят и пьют).

2) Называет отдельно признаки, действия.

3) Называет 1-2 слова.

Задание 2. Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?

1) Ребенок называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная) и материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая).

2) Называет два вида посуды.

3) Называет один вид.

Задание 3. Подбери слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый;, говорить, смеяться, спрашивать; громко, много, легко.

1) Ребенок правильно подбирает противоположные слова.

2) Называет слова с частицей «не».

3) Неточно подбирает слова.

Задание 4. Что бывает глубоким, мелким, (высоким, легким)?

1) Ребенок выполняет все задания, понимает переносный смысл слова, называет слова, согласовывая их в роде, падеже (глубокая яма, глубокое море, легкий ветерок).

2) Подбирает слова к двум прилагательным.

3) Выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному.

Задание 5 . Каких животных ты знаешь?

Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.), у зайца много…(зайчат). Аналогичные вопросы задаются о других животных (лиса, медведь, ёж, жираф, бегемот и т.д.)

1) Ребенок называет всех животных, а так же всех детенышей в правильной грамматической форме.

2) Называет правильно только одну форму.

3) Не выполняет задание.

Задание 6. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? Составь предложение со словом «игла».

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать, уколоться), составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»).

2) Называет два действия (накалывать грибы, шить), составляет простое предложение («Иглой шьют»).

3) Называет одно действие.

Вторая серия заданий (звуковая культура речи).

Задание 1 . Ты все звуки произносишь правильно?

1) Ребенок отвечает утвердительно и произносит все звуки.

2) Отвечает утвердительно, но не произносит сонорные.

3) Не произносит шипящие и сонорные.

Задание 2 . Отбери картинки, в названии которых слышится звук «л»? (лошадь, слон, белка, волк); «л’»? (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф); «р’» (черепаха, курица).

1) Ребенок отбирает картинки на каждый заданный звук.

2) Отбирает 2-3 картинки.

3) Указывает на одну картинку.

Задание 3. Назови слова, в которых есть звуки «с» и «ш»? (старушка, Саша, сушка), «ж», «з» (железо, жизнь).

1) Ребенок различает мягкие и твердые звуки, дифференцирует шипящие звуки.

2) Называет более двух слов

3) Называет слово без предлагаемых звуков.

Задание 4. Какую скороговорку ты знаешь? Произнеси ее быстро – медленно, тихо – громко – шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.

2) Недостаточно четко произносит.

3) не владеет умением замедлять, ускорять темп.

Задание 5. Скажи предложение: «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации.

2) передает только вопросительную интонацию.

3) Повторяет повествовательную интонацию.

Задание 6. Назови, из каких звуков состоит слово «шар»? «ручка»? Какой первый звук, второй, третий? Сколько слогов в этих словах?

1) Ребенок называет все звуки, их последовательность и слоги.

2) Называет не все звуки и слоги

3) Нарушает последовательность в названии звуков.

Третья серия заданий (связная речь).

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке).

1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды Ёжик заботится о своих ежатах».

2) Рассказывает, пропуская начало (или конец).

3) Перечисляет отдельные качества.

Задание 2 . Воспитатель показывает ребенку серию картинок (3-4), объединённых сюжетом и предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.

2) рассказывает с помощью взрослого.

3) Перечисляет изображенное на картинках.

Задание 3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название.

Данная методика поможет выявить линии сочетания разных речевых задач на специальных занятиях, в индивидуальных играх и упражнениях, которые могут проводиться в утренние или вечерние часы. К этой работе могут привлекаться и родители, общение с которыми доя ребенка является мощным фактором его речевого развития.

Методика «Запоминания двух групп слов» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Стимульный материал: простые слова в единственном числе именительного падежа, часто употребляемые и не связанные по смыслу, объединенные в две группы по три слова. Например, мяч, суп, кот и день, руль, соль.

Инструкция: так как методика проводится в несколько этапов, то и инструкция состоит из нескольких частей, каждая из которых соответствует определенному этапу и предъявляется перед его началом.

Ход исследования.

Этап 1. «Сейчас мы будем запоминать слова. Я тебе назову их, а ты внимательно послушаешь и повторишь в том же порядке». Произносим четко первую группу слов.

Если ребенок повторил не все слова, то нужно повторять группы до тех пор, пока ребенок не запомнит ее. Если он произносит слова в ином порядке, ему не указывают на это.

Этап 2. «Теперь послушай и повтори другие слова». И предъявляется вторая группа слов, и вся процедура повторяется.

Этап 3. «Теперь назови слова, которые ты запоминал первыми, вначале». Регистрируются все слова, воспроизведенные ребенком.

Этап 4. «Назови другие слова, которые ты запоминал». Также протоколируются все слова, произнесенные ребенком.

Анализ результата.

Проводя качественный анализ выполнения методики, необходимо обратить внимание на следующие показатели:

- объем запоминаемого материала;

- количество необходимых повторений для запоминания;

- возможность удержания предъявляемого порядка слов;

- особенности фонематического восприятия (ошибки при произнесении звуков или их сочетаний);

- наличие привнесенных (непредъявляемых) слов или слов, близких по смыслу или по звучанию к стимульным;

- прочность мнестических следов (при отсроченном воспроизведении);

- признаки интерференции (смешения слов), относящиеся к разным группа.

В соответствии с возрастными нормативами дети от 5 до 6-7 лет при отсроченном воспроизведении могут потерять 2-3 слова, две перестановки порядка стимулов и 2-3 ошибки при распределении слов по группам.

Кроме выбранных нами методик, часто в дошкольных образовательных учреждениях используются и диагностические методики с использованием рисуночных стимульных материалов. Огромное множество методик имеет определенную направленность исследования. Однако, гораздо удобнее и целесообразнее использовать комплексное исследование всех сторон речевого развития детей старшего дошкольного возраста. В процессе диагностики следует учитывать такие факторы как состояние здоровья ребенка на момент диагностических мероприятий, психологический комфорт в детском коллективе и компетентность педагога, проводящего диагностику.

Выводы по второй главе

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

И, наконец, подбирая диагностические методики речевого развития детей старшего дошкольного возраста, следует обратить внимание на формы взаимодействия взрослого с детьми в процессе исследования, а также строго следовать инструкциям данным к каждой методике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что в психолого-педагогических науках давно известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Эта же связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Итак, подводя итог, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Комментарии к ФГОС ДО 2014

Монографии, учебники, учебные пособия

Книги одного автора

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов [Текст] / Е. С. Анищенкова. – М.; АСТ: Астрель. 2008. – 61, [3] с.: ил.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / О.А. Белобрыкина – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.
  4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст] / Б.М. Бим-Бад – М., 2012. 240 с.
  5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384с.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев, М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 470 с.
  7. Ермакова С.О. «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» [Текст] / С.О. Ермакова: Рипол Классик, 2007, 256 с.
  8. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» [Текст] / М.М. Кольцова, М.,1973 с.
  9.  Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. Учебное издание [Текст] / Е.М. Косинова. – М., ЭКСМО, 2004 с.
  10. 11. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.[Текст] / О.И. Крепенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 32 с.: ил.
  11. Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми дошкольниками // Дефектология. [Текст] / Э. Кулеша- 1989. - N 3.
  12. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ОНИКС, 2012. – 1375 с.
  13. Психологический словарь [Текст] / автор-составитель В. А. Митериков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 356 с.
  14. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. [Текст] / Г.Л. Розенгард-Пупко- М: Из-во АПН РСФСР, 1963. - 96с.
  15. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. [Текст] / Л.П. Савина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.
  16. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст] / А.Л. Сиротюк – М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
  17. Ушакова О.С. Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 5–8. [Текст] / О.С. Ушакова – М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. – 80 c.
  18. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М., Педагогика, 1989.
  19. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»: М., Мозайка-синтез, 2007, 56 с.

Книги двух авторов

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика) – 24 с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М.. Если ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / Н.С. Жукова – М., 1993.
  3. Рузина М.С., Афонькин С.Ю.. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых.[Текст] / С.Ю. Афонькин, М.С. Рузина – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997 – 336 с, ил.
  4. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. [Текст] / Е.И. Чернова – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2007. – 32 с., ил.

Книги нескольких авторов

  1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т.Б. Филичева, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.

Методические пособия

  1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика обследования развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. [Текст] / О.С. Ушакова – Москва, 1997.

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

Статьи из журналов

Один автор

  1. Сиротюк А.Л. Плоды просвещения// Дошкольное воспитание, 2006, №1

Интернет – ресурсы

Сайты в сети Интернет

  1. www.mirf.ru/Articles/
  2. www.academy.edu.by/sites/logoped/jopan
  3. http://nattik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений"

Рассматриваются игровые задания и языковые упражнения, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка....

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики...

Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "

В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные  формы работы  на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии

Одной из самых современных технологий на сегодняшний день является "Интерактивная песочница"....