Развитие речи через игры у детей раннего возраста
статья по развитию речи

Камбарова Малика Гуламовна

"Развитие речи через игры у детей раннего возраста"

Проблема детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. В группе дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития. Но вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ четкой, грамотной и красивой речи, для появления интереса ко всему окружающему.

Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д. Особую значимость фольклор и игры на развитие мелкой моторики и дыхания представляют в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешки и игры помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. А игры помогают отвлечься и успокоиться. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора и различных игр в группах раннего возраста позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_igry_u_detey_rannego_vozrasta.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи через игры у детей раннего возраста»

Проблема детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. В группе дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития. Но вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ четкой, грамотной и красивой речи, для появления интереса ко всему окружающему.

Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д. Особую значимость фольклор и игры на развитие мелкой моторики и дыхания представляют в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешки и игры помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. А игры помогают отвлечься и успокоиться. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора и различных игр в группах раннего возраста позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Подобрать материалы, игры на развитие мелкой моторики, дидактические игры, подобрать материал для оформления картотек потешек и пальчиковых игр, подвижных игр.

Подобрать материалы для консультации родителям на тему «Развиваем речь через игры».

Игры на развитие мелкой моторики: мозаика, цветные стаканчики, «Разноцветные бусы», «Собери пирамидку», игры с прищепками, «Весёлая рыбалка», «Поймай червячка»

Игры с массажными мячами и массажерами для рук.

Чтение художественной литературы: чтение потешек, прибауток, рассказывание сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» – проговаривать текст вместе со взрослым, выполнять действия по тексту.

Игра по звукоподражанию: «Кто как говорит?», «Мама и малыш», «Угадай, кто это?», «Скажи как…», «Поезд».

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Ладушки», «Погладь кошку Мурку», «Идет коза рогатая», «Этот пальчик…», «Семья», «Замок», «Цапки – царапки».

Настольный театр: резиновых игрушек, «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

Пальчиковый театр по прочитанным сказкам, потешкам, «Кисонька – Мурысонька», «Идет коза рогатая…»

Словесные игры: «Коза рогатая», «Сорока – белобока», «Гуляла кошка по опушке…», «Мыши водят хоровод», «Кошка, кошка, кошка брысь…»

Подвижные игры со словами: «Зайка серенький сидит», «Вышла курочка гулять», «Как у наших у ворот».

(Если в подвижной игре не предусматривается текст, то его можно добавить. Например – «Цветные автомобили», машина едет «би – би».)

Сюжетно – отобразительные игры: «Знакомство с куклами», «Печем пирожки», «Дом», «Купание куклы», «Играем с кошкой».

Игры – драматизации: «Как у нашего кота», «Мишка косолапый», «Кисонька мурысонька».

Прослушивание песенок и сказок в аудиозаписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие речи и мышления у детей раннего возраста"

Консультация "Развитие речи и мышления у детей раннего возраста"  раскрывает особенности развития речи и познавательных процессов у детей раннего возраста; указывает на их взаимосвязь и необходим...

Самообразование "Развитие общения через игровую деятельность детей раннего возраста"

В 2014 году на педагогическом совете ГБОУ Гимназия №1404 "Гамма" Я выступала с темой моего самообразования "Развития общения через игровую деятельность детей раннего возраста". Хочется поделится своей...

"Развиваем речь!" речевые игры для детей раннего возраста

  "Развиваем речь!" речевые  игры для детей раннего возраста...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей раннего возраста

Игры с песком как средство развития  речи и мелкой моторики  детей раннего возраста...

Развитие речи и творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность

Развитие речи и творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность...