"Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

«Использование   мнемотаблиц,  схем,

в познавательно - речевом развитии дошкольников»

 

Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. Речь – это одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет. И если ребенок не заговорил в этот период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование   мнемотаблиц,  схем,

в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. Речь – это одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет. И если ребенок не заговорил в этот период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано.

Основная задача развития речи у детей в дошкольном возрасте- формирование правильной устной речи детей на основе овладения литературным языком  своего народа На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Речевые навыки детей становятся всё хуже. У детей вызывает затруднение пересказывать прочитанные им сказки, рассказы. В наше время дети пресыщены информацией. Уже с детского сада свободно пользуются компьютером. Много времени  проводят у экрана телевизора. Огромный поток информации и невозможность  справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Поэтому  необходимо, чтобы процесс обучения был для них  интересным, занимательным, развивающим.

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей,  схем,  мнемотаблиц   и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Работая с детьми, приходится  искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у детей осмысленного высказывания, одним из таких средств является мнемотехника. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких  лет  использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».             Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное за поминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное  мышление,

- зрительную и слуховую память,

- воображение,

- зрительное и слуховое  внимание,

- речь.

Первые приёмы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих  длинных речей. Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные  учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.д.

Мнемотехника – это навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток»- хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации. Но есть определённые приёмы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.

На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приёмы можно с лёгкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания даёт массу полезных преимуществ.

         С помощью мнемотехники   решаю следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.
  •  Знакомить с буквами.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Так что же даёт мнемотехника? Возможность накапливать  огромное количество информации; колоссальную экономию времени при запоминании; возможность быстрого обучения; мощное развитие мышления и внимания; эффективную гимнастику для мозга.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.

Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала  простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.

Опираясь на опыт педагогов,  разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого  к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Широко использую мнемотехнику при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению пересказов. Мнемотаблица помогает детям запомнить и воспроизвести заданный рассказ, не «потерять» значимые его части. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
  3. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  4. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  5. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  6. Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  7. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  8. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность  воспроизвести текст  детьми с опорой на рисунки.

Мнемотаблицы я использую для обогащения словарного запаса. Например такая игра, как игра «Снежная куча». Следующий вид работы по мнемотаблицам – отгадывание загадок, разучивание чистоговорок, скороговорок.

Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление).

Существенную помощь мнемотаблицы оказывают при составлении творческих рассказов и пересказывании.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основе ее создаю  разнообразные дидактические игры. Продумывая модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Параллельно с этой работой использую речевые,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.).

И постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые я с успехом использую на занятиях  экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.

Коллаж - это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры... между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания. Цели: закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребёнка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Виды коллажей:

Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки;

Обучающий - способствует получению и закреплению информации о предмете коллажа.

Таким образом, развиваются самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребёнка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

         Для родителей подготовила два выступления: «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»; «Использование мнемотаблиц  для составления описательных рассказов  на занятиях по развитию речи» с показом фрагмента занятия.

 Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников

В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим нед...

Выступление на РМО. Тема:«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Полезный для нашей работы материал. Сама широко использую в работе с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится....

Презентация «Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Презентация к выступлению на РМО . Тема: "Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно-речевом развитии дошкольников"...

Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Обогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказовРазучивание стихотворений,  скороговорок, чистоговорокОтгадывание загадокПостоновка звуковАвтоматизация звуковДифференциоация зв...

«Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников"

Константин Дмитриевич Ушинский писал:«Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему  пяти словам  - он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,...