Конспект образовательной деятельности «Рассказывание по картине «Вот какая, наша улица»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кожевникова Алёна Алексеевна

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

Именно в дошкольном возрасте речь становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение.  Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Развитие связной речи связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_vot_kakaya_nasha_ulitsa.doc78.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "город Бугуруслан" "Детский сад общеразвивающего вида №7" с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «ВОТ КАКАЯ, НАША УЛИЦА»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Форма организации деятельности: занятие

Возрастная группа: общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Бугуруслан – 2022


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4

III.

Список используемой литературы

12


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

Именно в дошкольном возрасте речь становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение.  Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Развитие связной речи связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

2. Образовательная деятельность (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

11.

Ф.И.О. педагога

Кожевникова Алёна Алексеевна

22.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

33.

Виды деятельности детей

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Игровая

Восприятие художественной литературы и фольклора (слушание, рассказывание)

Изобразительная (рисование)

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения)

Двигательная

44.

Форма организации деятельности

Занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

11.

Тема образовательной деятельности

«Рассказывание по картине «Вот какая, наша улица».

22.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

-просьба героя- помочь решить проблему;

-рассматривание выставки картин «Правила Дорожного движения»;

-дидактическая игра «Собери пазл».

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

-рассматривание картины «Вот какая, наша улица»;

-физминутка «Улица»;

-дыхательная гимнастика «Поедем на автомобиле»;

-артикуляционная гимнастика «Путь через дорогу».

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

- составление рассказа по картине «Вот какая, наша улица»;

-интерактивная викторина по правилам дорожного движения;

-рисование картин по правилам дорожного движения для выставки в самостоятельной деятельности.

4. Приемы поддержания интереса у детей:

- создание проблемной ситуации;

- чередование видов деятельности.

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД;

-рефлексия.

33.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Познавательное: поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (оргмомент «Всчтанем дружненько мы в круг…», помощь героя помочь решить проблему, выставка картин «Правила дорожного движения», интерактивная викторина по правилам дорожного движения.

Художественно-эстетическое: рисование картин по правилам дорожного движения для выставки в самостоятельной деятельности.

Физическое: физминутка «Улица», дыхательная гимнастика «Поедем на автомобиле»;

артикуляционная гимнастика «Путь через дорогу».

44.

Возрастная группа:

общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

55.

Цель:

Учить детей составлять описательный рассказ по картине «Вот какая, наша улица» вместе с воспитателем и самостоятельно.

66.

Задачи:

-формировать умение внимательно рассматривать картину;

-формировать умение активно участвовать в беседе;

-формировать умение составлять описательный рассказ по картине;

-упражнять в подборе антонимов (высокий-низкий, старый-новый, опасный-безопасный);

 -расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.

-развивать умение согласовывать слова в предложении;

-развивать умение согласовывать речь с движением;

-развивать психические функции: воображение, внимание, память;

-развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, перед, вдали, вблизи);

 -воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.

-расширять словарный запас, связанный с правилами дорожного движения;

-воспитывать культуру безопасного поведения на дорогах;

-воспитывать чувство ответственности на дороге.

.7.

Планируемые результаты: 

-дети научились составлять описательный рассказ по картине «Вот какая, наша улица» вместе с воспитателем и самостоятельно.

- ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

- действует рядом с другими детьми, не мешая, подражает действиям сверстника;

- общается в диалоге с воспитателем;

-выполняет простейшие действия (с помощью воспитателя);

88

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Речевой центр: телевизор/ноутбук, колонки; магнитная доска; конверт с письмом; дидактическая игра «Собери пазл»; выставка картин «Правила дорожного движения»; картина «Вот какая, наша улица»; интерактивная игра по правилам дорожного движения; бубны – 3шт.; жетоны.

Центр изобразительного искусства: цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, альбомные листы.

99

Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах

Рассматривание иллюстраций с изображением правил дорожного движения;

Наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта во время прогулки; Рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; Работа с дидактическим материалом «Дорожная безопасность»;

Чтение стихотворений на тему «Правила дорожного движения»;

Составление и разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки».


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

25 мин.

II

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

5 мин.

11.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

(Воспитатель вместе с детьми входит в группу и приветствует гостей).

В.: Встанем дружно мы в кружок,

За руки возьмемся.

А теперь, мои друзья,

Друг другу улыбнёмя.

Доброе утро!

 (Ребенок заносит письмо)

В.: Ребята, посмотрите, кто же нам написал письмо?

(Воспитатель зачитывает детям письмо)

Н.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка! Знайка дал мне задание составить рассказ по картине. А по какой именно не сказал, только отправил меня к моему другу художнику Тюбику на его выставку картин. Помогите мне, ребята. И тогда я всем докажу, что я великий рассказчик!

В.: Ребята, поможем, Незнайке?

Д.: Да, поможем.

(Дети вместе с воспитателем подходят к выставке картин «Правила дорожного движения»).

Конверт с письмом

11.2

Мотивация деятельности детей

В.: Ребята, посмотрите на картины и скажите, что на них изображено?

Д.: Мальчик и мама идут по пешеходному переходу, мальчик и девочка катаются на роликах на дороге, мальчик играет с мячом на проезжей части, мальчик показывает улицу.

В.: Ребята, скажите, а что объединяет эти все картины?

Д.: На картинах показаны правила дорожного движения.

В.: А как вы думаете, как Тюбик назвал свою выставку?

Д.: «Правила дорожного движения».

В.: Верно, ребята. Здесь так много картин, как же нам узнать, какая именно нужна Незнайке? Вот задача! А может Знайка оставил ему какую-нибудь подсказку, давайте посмотрим в конверте. Действительно, в конверте есть еще конверты. А в них…пазлы. Ребята, я предлагаю вам встать возле своих столов и собрать их.

(Дети собирают пазлы)

В.: Какая же картина получилась?

Д.: Это улица.

Выставка картин «Правила дорожного движения»

Дидактическая игра «Собери пазл»

   

11.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

(Воспитатель и дети подходят к выставке)

В.: Ребята, как вы думаете, какая картина нам нужна, чтобы мы могли помочь Незнайке?

Д.: «Улица».

В.: Вы правы, картина называется «Вот, какая наша улица».

В.: Ребята, я предлагаю вам присесть на стульчики.

III.

Основная часть:

Презентация ситуации.

Выявление проблемы.

Научить детей составлять описательный рассказ по картине «Вот какая, наша улица».

18 мин.

22.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

(Дети занимают своё место на стульчиках. На доске картина «Вот, какая наша улица»)

В.: Ребята, эта картина называется «Вот, какая наша улица». Достаньте свои бинокли и внимательно рассмотрите эту картину.

(на фоне аудиозаписи дети вместе с воспитателем описывают картину)

В.: Кто или что нарисовано на картине?

Д.: Улица.

В.: Посмотрите на дома на улице. Какие они?

Д.: Высокие, многоэтажные, низкие, разноцветные (белые, розовые, голубые, желтые), новые, старые.

В.: Скажите, что вы видите вдоль домов?

Д.: Гуляют пешеходы.

В.: Расскажите про маленькую девочку и папу, которые идут вдоль желтого дома с зеленой крышей.

Д.: Девочка бежит, папа держит ее за руку.

В.: Как вы думаете, почему папа держит ее крепко за руку?

Д.: Потому что по дороге едет оранжевая машина.

В.: Да, вы правы. Нужно быть осторожными.

В.: Расскажите, что еще вы видите на проезжей части?

Д.: Фиолетовый автомобиль стоит перед пешеходным переходом.

В.: Почему он остановился?

Д.: Потому что возле пешеходного перехода стоят люди. Они собираются переходить дорогу.

В.: Кого еще вы видите на дороге?

Д.: Велосипедиста. Он едет по дороге.

В.: Скажите, а велосипедист правильно едет?

Д.: Да. Он едет по обочине.

В: Раз он едет правильно, то значит соблюдает что?

Д.: Правила дорожного движения.

В.: Ребята, скажите, а кого вы видите между аптекой и продуктовым магазином?

Д.: Троих мальчиков.

В.: Что они делают?

Д.: Машут «Привет» своему другу.

В.: А кто их друг?

Д.: Мальчик в кепке и с мячом в руках.

В.: Молодцы, ребята. Вы верно описали картину, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, проведем физминутку.

(Физминутка «Улица»)

Мы по улице шагаем

И ворон мы не считаем,

(шаг на месте)

Смело, мы идем вперед,

Где пешеходный переход!

(шаг вперед)

Когда дорогу перешли

Можно прыгать – раз, два, три!

(прыжки под счет)

В: Проведем гимнастику для дыхания и язычка.

(Дыхательная гимнастика «Поедем на автомобиле»)

В.: Встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Вдохнуть через нос, на выдохе произносить звук: «тр-р-р».

(Артикуляционная гимнастика «Путь через дорогу»)

В.: Нужно улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому (6-8 раз).

После этого увидел язычок светофор, у которого сверху вниз разные огни горят, стал язычок на них смотреть: красный желтый зеленый.

В.: Вот мы и отдохнули, сделали гимнастики для развития нашей речи. Продолжаем работу. Присядьте на стульчики.

Картина «Вот какая, наша улица»

22.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В.: Ребята, послушайте мой рассказ.

Картина называется «Вот какая наша улица». Дома на улице разные. Они высокие и низкие, старые и новые, и даже разноцветные. Вдоль них гуляют пешеходы. Девочка в розовом платье хочет бежать по тротуару. Папа крепко держит ее за руку. Рядом широкая дорога. По ней едет оранжевый автомобиль. Нужно быть осторожным. Фиолетовый автомобиль остановился перед пешеходным переходом. Он пропускает людей. Велосипедист едет аккуратно направо по обочине. Он соблюдает правила дорожного движения. Вдали три мальчика приветствуют своего друга, который держит в руках мяч. Он и показал нам, какая его улица.

В.: Ребята, кто хочет представить нам свой рассказ?

(2-3 ребенка составляют рассказ по картине)

В.: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам сыграть в викторину. Разделитесь на три команды.

(Интерактивная и\викторина по правилам дорожного движения)

Картина «Вот какая, наша улица»

Презентация, бубны, жетоны

IIII.

Заключительная часть

Заключительный этап решения проблемы.

Выдвижение новых проблем.

2 мин.

33.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

 (Воспитатель оценивает отдельных ребят, которые в течении занятия активно работали)

В.: Ребята, скажите, кому мы сегодня оказали помощь?

Д.: Незнайке.

В.: Скажите, какая просьба была у него?

Д.: Составить рассказ по картине.

В.: Скажите, вы справились с его просьбой?

Д.: Да, мы составили рассказ.

В.: Ребята, скажите, где мы сегодня были?

Д.: На выставке картин художника Тюбика.

В.: Как называется картина, по которой составляли рассказ?

Д.: «Вот, какая наша улица».

В.: Закончите предложение, сегодня я узнал…

Д.: Как составить рассказ по картине.

В.: Кому вы расскажете о нашем занятии?

Д.: Маме, папе, бабушке, дедушке, сестричке (брату), друзьям.

В.: Вы друзья мои старались

Все прилежно занимались

Всех хочу благодарить

В.: А теперь я предлагаю вам устроить нашу выставку «Моя улица». В самостоятельную деятельность в течении дня я предлагаю вам нарисовать свою улицу. Спасибо, ребята за работу.

(Дети переходят в самостоятельную деятельность)

Материалы для творчества.

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Е. В. Глунцова. Интерактивная викторина по правилам дорожного движения «Клуб пешеходов» для детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] URL: https://znanio.ru/media/interaktivnaya-viktorina-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya-klub-peshehodov-2662941
  2. Н.М. Егорова. Артикуляционные  гимнастики по теме «ПДД, ОБЖ». [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/03/23/artikulyatsionnaya-gimnastika-po-teme-pdd-obzh
  3. Лысова Г.И. Картотека физминуток по правилам дорожного движения. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2018/01/21/kartoteka-fizminutok-po-pravilam

МАДОУ «Д/с №7», г. Бугуруслан, Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рассматриванию картины К.Юона "Мартовское солнце"

Этот конспект будет интересен тем воспитателям, кто будет знакомить дошкольников с изобразительным искусством...

Конспект организованной образовательной деятельности "Рассказывание по картине"В песочнице"

В первой части занятия дети работают в центре экспериментирования.Они рассматривают формочки, совочки,ведёрки,набирают мокрый песок в ведёрко,делают большой куличик. Вторая часть занятия посвящена рас...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Безопасность на дороге» на тему:«Наша улица»

Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «УЛИЦА ГОРОДА» с использованием: (здоровьесберегающей технологии).

КОНСПЕКТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ     «УЛИЦА ГОРОДА»  с использованием: (здоровьесберегающей техн...

Конспект образовательной деятельности "Каждый ребёнок должен знать, как по улицам шагать"

Необходимой и важной составляющей социализации ребенка является приобщение к культуре безопасности как к компоненту общей культуры. Процесс формирования культуры безопасности организуется на основе по...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы. Тема: «Наша улица»

Задачи:«Познавательно-исследовательская деятельность» Окружающий мир - Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Разв...