Проект по развитию речи «В сказки играем и речь развиваем» в средней группе
проект по развитию речи (средняя группа)

Аносова Наталия Бейбулатовна
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» -
детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Проект по развитию речи

«В сказки играем и речь развиваем»

в средней группе № 4

Учитель-логопед: Аносова Н. Б.

Июнь - 2022

 

                               «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»                                       В. А. Сухомлинский.

 

Проблема: развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Актуальность проблемы: в условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

 - Создание условий для игровой деятельности детей.

- Формирование грамматического строя речи.

- Расширение словарного запаса.

Развитие связной речи.

Развивающие:                                                                                                                                              

-Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

-Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

-Развитие совместного творчества родителей и детей.

Воспитательные:                                                                                                                                  

-Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества.  

-Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.                                                                                                                              

-Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Предполагаемый результат: при работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта: наглядные, словесные, практические, игровые.

Основные формы реализации проекта: образовательная деятельность, беседы, экскурсии, игры, работа с родителями.

Участники проекта: дети средней группы, учитель-логопед, воспитатель, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Вид проекта: групповой

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.

-Занятия по реччевому развитию, сказки «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка».                                  

- Выставка книг о сказках.                                                                                                                               - Чтение художественной литературы по данной теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках.                  

- Театральная деятельность «Театр на вилках» по сказке «Теремок».                                                           - Театр в масках по сказке «Зимовье зверей».                                                                                               -Инсценировка и драматизация сказок «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Три медведя».                  

 - Аппликация  с элементами конструирования «Терем-теремок».                                                                    - Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка», нетрадиционное рисование «Гуси-лебеди»,                            

- Лепка «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок» из подручных материалов.                                

- Просмотр презентации «По сказкам».                                                                                                            - Моделирование сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».

   Игровая деятельность.

-Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» «Сказка за сказкой».                                    

- Настольно - печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки».                                                             - Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок».

Работа с родителями:

- Консультации для родителей «Воспитание сказкой», «Сказка как средство воспитания».                            

- Папка передвижка для родителей «Народные сказки в системе воспитания дошкольников».                        

- Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к   воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.                                              

- Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

1.Оснащение развивающей среды в группе.

- Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме.                                                                                                                                     - Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме.                                

 -Театрализованная деятельность.                                                                                                        

2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но и как источник знаний.  

3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.                                                                                                                  

4.Активное участие родителей в реализации проекта.                                                                    5.Развитие интереса у детей к чтению сказок.                                                                                    

6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

Этапы проекта

I этап - подготовительный.

II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

III этап - заключительный (результат).


                             Этапы проекта

 

Содержание работы

 

 

I

                    Подготовительный этап

 

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, театрального уголка, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.

II

                           Основной этап

 

Беседы с детьми о  сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам.

 

Расширение знаний детей о русских народных сказках. Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания           детей о русских народных сказках через загадки.

 

Занятие по речевому развитию сказка «Лиса, заяц и петух».

Выставка книг «Сказки»

 

Ознакомление с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух». Развитие умения внимательно слушать сказку. Дать представление о многообразии оформления книг. Учить                       узнавать сказку по иллюстрациям.

 

Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка» Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке  «Зимовье зверей»

«Какие разные слова» (речевые игры)

 

Учить рисовать лису, передовая ее строение конусообразными овалами разной величины (туловище, хвост, голова).

Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; развивать творчество, умение импровизировать,              эмоциональную сферу.

Дети в словесных играх упражняются в согласовании существительного с прилагательным, существительного с числительным, упражняются в употреблении существительных в разных падежах, в образовании антонимов.

 

Занятие по речевому развитию сказка «Заюшкина избушка»        

 Д/игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки»

 

Закрепить умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и вопросам.

формировать умение пересказывать знакомую

сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание.

 

Театральная деятельность «Театр на вилках» по сказке «Теремок»

 

Раскрытие и развитие творческих способностей  детей, закрепление навыков драматизации.

Стимулировать эмоциональное восприятие сказки, вызвать интерес к русской народной сказке «Теремок»; учить детей создавать образы животных с помощью выразительных средств.

 

Работа с книгой «Веселые загадки»

Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок».

Развивать познавательные способности детей с помощью заданий, игр и загадок, формировать умение выполнять задания по картинкам, закрепить знание о русских народных сказках.

Дети учатся составлять загадки — описания по мнемотаблице, отгадывать их, происходит обогащение и активизация словаря по теме: «Овощи - фрукты»

Совершенствование мелкой моторики,  закрепление знания содержания сказок, развитие речи и образного мышления.

 

Инсценировка и драматизация сказок «Лисичка - сестричка и серый волк»        

  «Наши пальчики и руки помогают говорить»     

 

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать характеры и поступки героев.

Дети развивают мелкую и общую моторику, координацию движений в сочетании с речью.


Подведение итогов работы над проектом

У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей; содействие   творческому развитию детей.

Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.

Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.

Появсился интерес к книжному уголку, к книгам по разделу «Сказки».

Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса. 

 Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и  заданиях, которые им предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.

    Список использованной литературы

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014.
  2. Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий".– М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для       занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие развитие речи по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» в средней группе

Цель: - развивать познавательную и речевую активность детей, умение решать проблемные задачи...

Конспект по развитию речи с использованием ИКТ "Составление описаний персонажей сказки "Теремок" с использованием мнемотехнической таблицы" (средняя группа)

Конспект разработан для детей средней группы. Задачи занятия: развитие связной речи, формирование словаря, развитие грамматического строя речи и звуковой культуры речи. Занятие с использованием ИКТ....

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Играем и считаем» для детей средней группы

Закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» «На котором месте?&r...

Проект по развитию речи «В сказки играем и речь развиваем»

Проблема: развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.Актуальность проблемы: в условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школь...

Проект по развитию речи в средней группе №2 младшего дошкольного возраста на тему: «В сказки играем и речь развиваем»

Цель: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность....

Конспект занятия по развитию речи «Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Гуси-лебеди»

Конспект занятияобразовательная область «Речевое развитие»раздел: «Развитие речи»тема: «Формирование диалогической и монологической речив режиссёрской игре».Сказка ...