Конспект по развитию речи с использованием ИКТ "Составление описаний персонажей сказки "Теремок" с использованием мнемотехнической таблицы" (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гаврилова Ольга Давыдовна

Конспект разработан для детей средней группы. Задачи занятия: развитие связной речи, формирование словаря, развитие грамматического строя речи и звуковой культуры речи. Занятие с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД «Составление описаний персонажей сказки «Теремок» с использованием мнемотехнической таблицы»  (средняя группа)

Программное содержание:

Связная речь:

- учить составлять описание диких животных (мышка, заяц), называть отличительные признаки, используя мнемотехническую таблицу;

- совершенствовать диалогическую речь;

- закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказки.

Формирование словаря:

- обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через загадки;

- активизировать употребление в речи названий предметов;

- употреблять слова антонимы;

- развитие навыков словообразования и словоизменения;

- употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

Грамматический строй речи:

- формировать умение согласовывать слова в предложении;

- закреплять усвоение обобщающих понятий: «дикие животные», «мебель», «посуда», «одежда», «овощи», «опасные предметы».

Звуковая культура речи:

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- учить четко и правильно произносить звуки р – р,,

- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков,

- продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Наглядный материал:

- мнемотаблица для описания диких животных;  

- персонажи кукольного  театра по сказке «Теремок»;

- прямоугольники разного цвета (маленький серый - будет обозначать мышку, зелёный - лягушку, белый - зайчика, оранжевый - лисичку, большой серый - волка, большой коричневый - медведя);

- декорация теремка;

- мультимедиа.

Ход: (Организационный момент). 

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Какая красивая коробочка! Интересно, что же в ней лежит? (Достать загадки). Давайте попробуем отгадать загадки!

1. Живёт в норке,

Грызёт корки,

Маленькие ножки,

Боится кошки. (Мышка).

Ша-Ша-Ша  - в камыше нашли мыша (громко).

2. Ноги - ласты зелены.

Пруд - её «избушка».

Пища - злые комары.

Это же.!  (Лягушка)

Ушка- Ушка - Ушка - зелёная лягушка (тихо).

3. Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги…

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка)

Ры-Ры-Ры - у зайца нет норы (грустно).

4. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её (Лиса)

Са-Са-Са - хитрая лиса (весело). 

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - (Волк)

Олк-Олк-Олк – серый волк (медленно). 

6. Его знаете, ребята?

Он в берлоге спит зимой

Под высокою сосной.

Он не слон и не мартышка,

Это косолапый (Мишка)

Ишка-Ишка - маленький мишка (быстро). 

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.  Как вы думаете, что это за сказка? (Теремок). (Беседа про теремок).

Воспитатель: Ребята, что такое «Теремок» (Дом). А какой  «Теремок» в сказке? (Не низкий, не высокий). Ребята, что значит не низок, не высок? (Средний). Из чего он построен? (Из дерева, бревен). Значит теремок какой? (Деревянный).

Воспитатель: Давайте мы тоже построим теремок.

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)

Молоточками стучат, строят домик для зайчат

Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)

Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)

Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)

Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)

Слайд 1 (на экране появляется теремок)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете все эти животные дикие или домашние? А почему их называют дикими? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте вспомним, где живёт мышка? (в норке)

Зайчик, где живёт? (в лесу под кустом)

Лиса? (в норе)

Как называется дом волка? (логово)

А дом медведя? (берлога)

Воспитатель: Вот какие молодцы, всё правильно рассказали. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:

Мышка… норушка,

Лягушка… квакушка,

Зайчик… побегайчик,

Лисичка… сестричка,

Волчок… серый бочок,

Медведь… косолапый.

Воспитатель: Вспомните, что делали герои сказки? (Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь).

Воспитатель: Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка? (Кто, кто в теремочке живет?)

Воспитатель: А кто первый увидел теремок? Кто расскажет про мышку? (Описательный рассказ по мнемотаблице).

А как прибежит к домику мышка? (предложить двум детям показать). 

Как она будут проситься в теремок тонким голосом?

Воспитатель: Никто из теремочка не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

Слайд 2 (на экране появляется мышка).

Воспитатель: Давайте поиграем с мышкой.

Игра: «Слова ты называй, называя - удлиняй»

Терем – теремок - теремище.

Мышь – мышка – мышище.

Лягушка – лягушечка – лягушище.

Заяц – зайчик – зайчище.

Лиса – лисичка – лисище.

Волк – волчишка – волчище.

Медведь – медвежонок – медвежище.

Воспитатель: Давайте поселим мышку в теремок. Но у меня нет игрушек, а есть такие фигуры. Как называются? Как вы думаете, прямоугольник какого цвета подойдет для мышки? Возьмите маленький серый прямоугольник, положите его возле теремка.

Воспитатель: Прискакала к теремку лягушка-квакушка. Ребята, а какая лягушка? (Гладкая, зеленая, мокрая, маленькая, квакающая, большеротая).

Воспитатель: Как будет просится лягушка в теремок? Маша, покажи, как будет прыгать лягушка.  Как она будет проситься в домик?

Воспитатель: Мышка ей отвечает: - Пущу, если ты мое задание выполнишь.
Давайте поможем лягушке!

Игра «Наоборот» с мячом.

Сахар сладкий, а перец… 
Дорога широкая, а тропинка… 
Пластилин мягкий, а камень… 
Чай горячий, а мороженое… 
Кисель густой, а морс… 
Кашу варят густую и … 
Звери бывают смелые и … 
Морковь можно есть сырой и … 
Яблоки могут быть мелкими и …

Воспитатель: Молодцы! Справилась! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоем.

Слайд 3 (на экране появляется лягушка).

Воспитатель: Найдите маленький зеленый прямоугольник, положите его возле теремка.

Воспитатель: Кто из зверей был следующий? Опишите зайчика. (Описательный рассказ по мнемотаблице). 

А как прибежит к домику зайка? (Предложить детям показать). Как он будут проситься в теремок?

Воспитатель: А мышка и говорит: - Пустим, если ты наше задание выполнишь. Давайте поможем зайчику!

Игра «Скажи одним словом»

Шкаф, стол, кровать, диван (мебель)

Сахарница, конфетница, блюдце, чашка  (чайная посуда)

Рубашка, сарафан, фартук, шорты (одежда)

Овощи: …редис, помидор, картошка.

Опасные предметы: … спички, нож, иголка, ножницы.

Воспитатель: Ребята вы молодцы! Помогли зайчику, впустили его в Теремок. Стали они втроем жить.

Слайд 4 (на экране появляется зайчик).

Воспитатель: Найдите маленький белый прямоугольник, положите его возле Теремка.

Кто из зверей был следующий? Опишите лисичку. (Лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая).

Воспитатель: А как прибежит к домику лиса? (Предложить детям показать) Как она будут проситься в теремок?

Воспитатель: Хотели звери дверь открыть, а замок заело. Давайте откроем его.

Пальчиковая игра «Замок»

Стоит в поле теремок, (поднять руки над головой домиком)

Он не низок, не высок, (опустить руки вниз поднять наверх)

На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)

Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)

Постучали, постучали, (постукивать ладонью о ладонь)

Покрутили, покрутили, (вращение ладонями)

Потянули и открыли! (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли)

Воспитатель: Молодцы! Открыли дверь, а теперь найдите  оранжевый прямоугольник, и впустите лису в Теремок. Забралась лисичка в Теремок и стали они вчетвером жить, песни весёлые петь.

Слайд 5 (на экране появляется лисичка).

Воспитатель: Давайте и мы поиграем и повеселимся!

Игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Воспитатель: Кто из зверей был следующий? Опишите волка. (Серый, злой, пушистый, большой, голодный, хищный, зубастый).

Воспитатель: А как прибежит к домику волк? (Предложить детям показать) Как он будут проситься в теремок?

Воспитатель: А звери отвечают: Пустим, если ты наше задание выполнишь. Выдели первый звук в наших именах и придумай с ними новые слова.

Воспитатель: Трудное задание выпало волку. Поможем ему?

М-м-мышка…мама, морковь, медведь и т.д.

Л-л-лягушка…люди, люстра, лестница и т.д.

З-з-зайчик…зубы, забор. Зонтик и т.д.

Л-л-лисичка…лист, лес, лебедь и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Справилась! А какой фигурой мы можем обозначить волка? (Большим серым прямоугольником). Волчок влез в теремок. Стали они впятером жить.

Слайд 6 (на экране появляется волчок).

Воспитатель: А медведь большой как подойдет к теремку? (Предложить  показать) Как он будет говорить грубым голосом?

Воспитатель: Испугались звери и спрятались. Видит мишка, что звери его боятся, загрустил. Одиноко ему одному. Не хотят его хозяева впустить, не хотят его обедом угостить.

Воспитатель: Жалко Мишеньку? (Жалко. Давайте впустим). Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в теремок. (Заходи к нам, Мишенька, в теремок. Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!)

Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он. (Пушистый, косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый)

Воспитатель: Медведь влез в теремок. Стали они все вместе жить. А какой фигурой мы можем обозначить медведя? (Большим коричневым  прямоугольником).

Слайд 7 (на экране появляется медведь).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как звери жили в теремочке? (Они жили дружно, потому что волк не съел зайчика. Они всех приглашали в теремок).

Воспитатель: Пойдёмте поиграем в игру Теремок

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок.

(присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили.

(поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой – подружкой

(повертели «хвостиком»)

Серый волк – зубами щелк

(показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк.

(поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый

(изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой.

(кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались

(бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый.

(поднять руки вверх)

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем превратить эти прямоугольники в настоящие игрушки. (Положить фигуры в коробочку, в которой лежат игрушки из театра «Теремок», произнести волшебные слова). 

Слайд 8 (на экране появляются все герои сказки).

Занятие заканчивается игрой «Теремок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»» Средняя группа.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  Калининского района...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием игры-инсценировки «Путешествие в сказку «Теремок». (первая младшая группа).

:  Формировать умение детей понимать речь  взрослого, слушать небольшие рассказы.Продолжать обогащать речь детей эпитетами ( мышка – норушка , лисичка – сестричка и т . д.); слов...

Конспект занятия Развитие речи (старшая группа) Тема: «Описание птиц»

МАДОУ «Детский сад» № 355Московского района города Казани     Конспект занятия Развитие речи (старшая группа)Тема: «Описание птиц»   Про...

НОД по развитию речи в средней группе " Описание персонажей сказки "Теремок".

НОД по развитию речи в средней группе " Описание персонажей сказки  "Теремок"....

Презентация к занятию по развитию речи "Составление описаний персонажей сказки "Теремок" с использованием мнемотехнической таблицы" (средняя группа)

Презентация к занятию по разитию речи "Составление описаний персонажей сказки "Теремок" с использованием мнемотехнической таблицы" для детей средней группы....