Конспект образовательной деятельности по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику и технологию «Сторителлинг».
«Мои любимые сказки». Занятие по обучению воспитанников рассказыванию, используя мнемосхемы, технологию «Сторителлинг».
Цель: создание условий для творческой речевой активности детей подготовительной группы, используя технологию «Сторителлинг» и мнемотехнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moi_lyubimye_skazki.docx | 28.43 КБ |
prilozhenie_k_zanyatiyu.docx | 488.52 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику и технологию «Сторителлинг».
«Мои любимые сказки». Занятие по обучению воспитанников рассказыванию, используя мнемосхемы, технологию «Сторителлинг».
Форма проведения: образовательная деятельность.
Цель: создание условий для творческой речевой активности детей подготовительной группы, используя технологию «Сторителлинг» и мнемотехнику.
Задачи.
- развивать умение детей описывать характерные особенности героев сказок, не называя их, используя мнемотехнику.
- развивать умение составлять совместный рассказ через использование технологии «Сторителлинг».
- совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, ключевым словам.
- совершенствовать умение детей правильно выстраивать сложные предложения, грамотно расставлять слова в предложении.
- развивать воображение, память, внимание и детскую инициативу.
- развивать умение слушать друг друга, уместно дополнять ответы своих сверстников и делать это в доброжелательной форме.
Оборудование: презентация, тематические кубики «Сказки», мнемосхемы «Герои сказок», письмо, коробка, клубок ниток.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание загадок. Театрализация русских народных сказок. Сочинение историй, используя тематические кубики «Историй».
№ | Этап Структурные компоненты деятельности | Ход деятельности | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | Вводная часть Организационный момент | Воспитатель приветствует детей. | Дети приветствуют воспитателя. Диалог между воспитателями и детьми. Дети отвечают на вопросы. | 1 мин. |
2. | Мотивация | Читает письмо. Постановка цели и задач образовательной деятельности. | 2 мин. | |
3. | Основная часть | 1. Игра «Назови свою любимую сказку». Вопросы к детям. 2. Игра «Отгадай сказку по фразам». 3. Беседа с детьми о жанрах сказок. Игра «Определи жанр сказки». 4. Задание «Опиши героя сказки по мнемосхеме». 5. Физминутка 6.Творческое задание «Сочини свою сказку». Использование технологии «Сторителлинг». Инструкция воспитателя. Вопросы к детям. | Дети полным ответом называют свою любимую сказку. Дети узнают художественное произведение по фрагментам, ключевым словам. Высказывают своё мнение, доказывают. Дети называют какие жанры сказок знают, объясняют свои ответы. Ребёнок по мнемосхеме описывает героя, не называя его. А остальные дети должны угадать, кто это. Доказывают свой ответ. Дети повторяют правила игры и кубиками. Договариваются между собой, кто начинает сказку, а кто заканчивает. Дети сочиняют и рассказывают друг за другом сказку, используя кубики «историй». |
|
4. | Заключительная часть | Похвала детей. Вопросы к детям. | Ответы детей. Обсуждение. | 1 мин. |
5. | Рефлексия | Что понравилось? Что было интересным? Необычным? Что показалось сложным? | 1мин. | |
6. | Используемые методы, приёмы и технологии | Методические приёмы: организационный момент «Письмо», ИКТ – технология, дидактические игры, вопросы к детям, инструкция, игровой метод, здоровьесберегающая технология, мнемотехника. Технология «Сторителлинг». | ||
7. | Целевые ориентиры по РР | Развитие связной речи, умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемокарту. Умение составлять творческий рассказ с опорой на кубики «Историй». Умение правильно выстраивать сложные предложения, грамотно расставлять слова в предложении. | ||
Итого | 25мин. |
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
Дети входят в зал.
Приветствие:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: - Ребята, сегодня я получила письмо от героя
(Открывает коробку и зачитывает письмо).
- Здравствуйте ребята, это Василиса Премудрая. Меня заколдовала злая колдунья, и я перепутала все сказки на свете, и теперь не могу рассказать сказки своим друзьям, потому что не знаю, какой герой живет в какой сказке.
Воспитатель: Ребята, что же делать, как нам помочь Василисе?
Дети: - мы поможем ей вспомнить сказки.
2 часть. Основная.
Василиса: - Высылаю вам «волшебный клубок», он вам поможет.
Воспитатель: - Здесь еще есть подсказка к клубочку. Почитаем.
- Первое задание. Назовите свою любимую сказку. Игра «Назови любимую сказку».
Дети стоят в кругу и, передавая клубок, друг другу, называют свою любимую сказку.
Воспитатель: - Второе задание. Нужно отгадать сказку по фразам. Игра «Угадай сказку по фразам». (Показ слайдов в презентации).
1.Выбрали друзья в лесу место по - суше, наносили бревен, столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, мху надрали - стали избу рубить. Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили запасов и дров. («Зимовье»)
2. Вот настала ночь. Бабка легла спать. Танюшка легла спать, кошка легла спать, собака легла спать, куры легли спать, только дедушка не лёг. Собрался потихоньку и пошёл в лес. («Смоляной бычок»)
3. Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили…Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка. («Снегурочка»)
4. Три сестрицы бросились к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сёстры хотели их сбить, а листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучки им косы расплетают. («Крошечка - Хаврошечка»)
5. Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала... Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. («Мороз Иванович»)
6. Недолго лежала Лисонька, проделала в санях дыру и давай в неё рыбу выкидывать: рыбка за рыбкой, так и повыкидала всю. А потом и сама из саней тихонечко вылезла. Лиса перетаскала всю рыбу себе в нору, потом села у норы и ест… («Лиса и волк»)
Воспитатель: -Давайте с вами вспомним какие сказки бывают (Волшебные, бытовые, о животных).
-Чем отличаются волшебные и бытовые сказки друг от друга?
Ответы детей: -Действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Волшебные – в сказке есть необычные сказочные герои.
Воспитатель: - Хорошо!
Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру «Определи жанр сказки».
(Воспитатель перечисляет сказки, а дети движениями показывают какой жанр). Если я называю волшебные сказки, вы встаёте на носки, о животных – хлопаете, бытовые – топаете.
Воспитатель перечисляет русские народные сказки.
Воспитатель: - Следующее задание. Нужно описать героя сказки, не называя его. (По желанию выходит ребёнок и по мнемосхеме описывает сказочного героя, а остальные дети слушают внимательно и угадывают, что за герой, перечисляют названия сказок, в каких встречается).
Физминутка:
Воспитатель: - Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Отдохнули?
Воспитатель: - А, сейчас мы с вами превратимся в сказочников (писателей) и придумаем свою сказку. И в этом нам помогут «волшебные» кубики. (Показ кубиков).
Воспитатель: - Вспомним правила: первый игрок бросает кубик. В зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.
Воспитатель: - Но для начала, нам нужно вспомнить с каких слов (с чего) начитаются сказки. Как мы понимаем, что это сказка? Какие слова помогают нам в этом?
Ответы детей: - Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, однажды. Когда- то давным- давно….
Инструкция педагога: - Затем, ребята вы описываете главного героя истории, где он живет, что делает? Что произошло с героем? Кого он встретил или что нашел? Что он планирует с этим делать?
Воспитатель: - Какими словами заканчивается сказка или история?
Ответы детей: - жили они долго и счастливо, поживать да добра наживать… Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец…. Стали жить поживать да добра наживать.
Воспитатель: - Кто у вас будет начинать сказку, а кто закончит?
(Дети сочиняют и рассказывают друг за другом сказку, используя кубики).
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось быть «сказочниками»? А мне было приятно слушать вашу сказку. Остальные ваши сказки мы послушаем позже. Все сказки мы запишем в тетрадь, и у нас получится книга.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами выполнили все задания, которые оставила Василиса Премудрая. Вспомнили всех героев знакомых сказок.
3 часть. Выводы. Релаксация.
Воспитатель: - Ребята вы сегодня постарались. Кому мы можем рассказать свои истории и сказки?
Ответы детей: - Малышам, родителям.
Воспитатель: - А вам трудно было? Почему? А что у вас получилось хорошо? Что было самым интересным?
Список использованной литературы:
1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию /Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2002. - 126 с.
Интернет ресурсы:
2. Статья «Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы в подготовительной группе».
https://www.maam.ru/obrazovanie/mnemotehnika/podgotovitelnaya-gruppa
3. Статья «Сторителлинг как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Мнемосхема сказка Ш. Пьеро «Кот в сапогах»
Мнемосхема.
русская народная сказка «Колобок»
Мнемосхема.
русская народная сказка «Заюшкина избушка».
| ||
Мнемосхема.
Герой Медведь (р. н. сказки «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь»)
Мнемосхема. Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
| ||
|
Мнемосхема. Герой «Петушок» (русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, петух и дрозд»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Зимовье зверей»
«Бычок- смоляной бочок»
«Снегурочка»
«Мороз Иванович»
«Лиса и волк»
Схема рассказа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....
Влияние сенсорного развития на речь детей дошкольного возраста. Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие к Гному»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе "Путешествие к Гному"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"
Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так, как составлен в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ."
Конспект НОД по развитию речи...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи»
Цель: Учить составлять вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему.Задачи: Обучающая: - Учить детей составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность.Развивающая:- Развивать ...