Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Всё дело в шляпе». Образовательная область « Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шалеева Татьяна Владимировна

Конспект ОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №40 «Звездочка»

 Конспект образовательной деятельности

по развитию речи

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Всё дело в шляпе».

 Образовательная область « Речевое развитие»

Воспитатель: Шалеева Т.В.

Елец 2015 г.

Цель:

Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить образованию сложных прилагательных: длиннобородый, зловредная и т.д.
  • Закрепить знания о названиях головных уборов и их назначении
  • Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе (поварской колпак, пожарная каска).
  • Активизировать предметный словарь названиями головных уборов и деталей головных уборов.
  • Закрепить образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.
  • Закреплять умение составлять описательный рассказ о предмете, опираясь на схему.
  • Закреплять умение ориентироваться на плоскости.

Развивающие: 

  • Развивать координацию движений.
  • Мелкую моторику  
  • Продолжать развивать связную речь.
  • Продолжать развивать логическое мышление, память, воображение.                                                                                                            

  Воспитательные:                                                                                                 

  • Привить навыки бережного отношения к головным уборам.                
  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Воспитывать отзывчивость, желание помочь.

Предварительная работа:

 чтение художественной литературы (сказки, Льюис Кэррол «Алиса в Стране Чудес» (перевод Бориса Заходера), рассказ Носова Н. «Живая шляпа», произведение Маршака С. Я. «Человек рассеянный»), беседы, рассматривание иллюстраций.

Оборудование:

 техническое современное средство (интерактивная доска), дидактический материал по теме «Головные уборы», цилиндр фокусника (из цветного картона), наклейки «Звездочки», мяч, схема для составления описательного рассказа, стенд - «витрина».


Ход занятия

Дети входят в зал, становятся около воспитателя.

Воспитатель достает цилиндр фокусника. На цилиндре нарисованы силуэты звездочек разной формы)

Воспитатель:

Как вы думаете? Кому мог бы принадлежать этот цилиндр?

Дети:

Фокуснику, волшебнику.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, на этом волшебном цилиндре пока нет звездочек, и он выглядит очень грустным. Давайте заглянем в него, может  быть чудеса и звездочки спрятались внутри.

Достает из цилиндра письмо.

«Здравствуйте, ребята, пишет Вам Шляпник из Страны Чудес! У нас случилась беда – Злая Королева заколдовала мой домик и все вокруг, в домике теперь беспорядок, а с Волшебной Шляпы разлетелись все звезды. Помогите собрать звезды, и навести порядок. Цилиндр вам в этом поможет.

Ваш Шляпник!»

 

Мы отправляемся к нему на помощь в Страну Чудес. А как вы думаете, что можно сделать, чтобы попасть в Страну Чудес?

Ответы детей

Воспитатель:

 Для этого нужно встать в круг и закрыть глаза! Сейчас я произнесу слова, а вы их повторите.

«Раз, два, три, в Страну Чудес попади!»

 (Звучит музыка из радиоспектакля «Алиса в стране Чудес» )

 На доске появляются изображения Шляпника и его дома.

Основная часть:

Воспитатель:

Вот мы и в Стране Чудес! Как вы думаете, чей это дом?

Дети:

Это дом Шляпника.

Воспитатель: Почему вы так решили?

А вот и сам Шляпник, только он очень грустный  и  в домике у него такой беспорядок. Шляпник говорит, что он забыл имена сказочных героев и названия их головных уборов.

Ребята, давайте поможем Шляпнику навести порядок, попробуем одним словом описать каждого героя и раздадим всем героям их головные уборы. Например, у этого героя самый длинный нос, значит, он длинноносый.

(На доске появляются две группы картинок – слева головные уборы, справа – герои сказок, ребенок называет героя и передвигает к нему картинку с соответствующим головным убором.)

Воспитатель:

Назовите, что носит самый длинноносый человечек?

Дети:

Длинноносый человечек, которого зовут Буратино, носит полосатый колпачок с кисточкой.

Воспитатель:

Что носит зловредная старуха?

Дети:

 Зловредная старуха, которую зовут Баба Яга, носит платок.

Воспитатель:

Что носит простодушная девочка?

Дети:

Простодушная девочка, которую зовут Красная шапочка, носит красную шапочку.

Воспитатель:

Что носит длиннобородый господин?

Дети:

 Длиннобородый господин, которого зовут Карабас Барабас, носит цилиндр.

Воспитатель:

Что носит самый добродушный доктор?

Дети:

 Самый добродушный доктор, которого зовут Айболит, носит медицинский колпак.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, помогли Шляпнику навести порядок. Нашли звезду для цилиндра.

А тут живет Шалтай-Балтай, он любит играть со словами. Давайте и мы поиграем с ним

 Давайте мы поиграем в игру «Собери словечко», повторим имена и описания героев. Становитесь в круг.

(Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и называет имя героя и описывающее  его словосочетание, ребенок возвращает мяч, называя сложное прилагательное)

Воспитатель:

У Буратино длинный нос, значит он…

Ребенок:

Длинноносый…

Воспитатель:

Что я слышу, Шляпник все ещё расстроен! Давайте спросим у  почему?

Достает из цилиндра письмо

Ребята, все вокруг стало большим, а главное то, что стали большими все головные уборы, которые сшил Шляпник! Вот почему он расстроен!

Я думаю, мы сможем помочь шляпнику! Ведь в стране чудес стоит только пожелать и все получится.

Я буду показывать головные уборы, которые сшил шляпник, а вы уменьшайте их

 (На доске появляются увеличенные изображения головных уборов, если ребенок правильно назвал слово - изображение уменьшается, если ошибся - звучит тревожный сигнал, воспитатель предлагает детям исправить ошибку)

Например:

Шапка – шапочка;

Шляпа - шляпка;

Панама - панамка;

Берет - беретик;

Косынка – косыночка;

Платок-платочек;

Колпак – колпачок;

Воспитатель:

Ребята, вы отлично справились! Давайте мы с вами пройдемся по другим комнатам в доме Шляпника, ведь в Стране Чудес все время что-то происходит, вдруг наша помощь снова потребуется. А пока мы идем, можем поиграть, в  Стране Чудес все жители любят играть со словами.  Подскажите словечко.

(Дети шагают по дорожкам, повторяя слова чистоговорок)

Ок-ок-ок-ок,

Разноцветный платок (платок)

Аска-аска-аска,

Огнеупорная (каска)

Ама-ама-ама

Солнцезащитная (панама).

Ынка-ынка-ынка

Треугольная  (косынка).

Ем-ем-ем

Водолазный шлем.

( Дети подходят к столу, на котором лежат:  шляпка, шапка, панамка, бейсболка.

Рядом со столом стоит магнитная доска со схемой ).

Воспитатель:

В этой комнате Шляпник  не успел расставить головные уборы на подставки. Давайте ему в этом поможем. Головной убор ставим на подставку после того, как о нём рассказали. В этом вам помогут рисунки.

(Дети по схеме  рассказывают о шляпе, шапке, бейсболке, панамке)

Образец: женская, демисезонная, фетровая шляпа с широкими полями и бантом. Воспитатель:

 О чём может рассказать головной убор?

Дети:

О возрасте человека, о стране, в которой он живёт, о профессии человека, о времени года, о сказочном персонаже.

Воспитатель:

Головной убор следует за хозяином.

Вот какой разговор произошёл между шапками.

(Речь с движением)

- Здравствуй, шапка, где была?

- Я была в кино.

- Что ж ты, шапка, видела?

- Было так темно.

- Задремала я нечаянно на коленях у хозяина.

- Ну а где же ты была?

- В цирке шапито.

- Что ж ты в цирке видела?

- Шапки да пальто. Номерки, зонты и палки. Всё, что было в раздевалке.

Воспитатель:

Шляпник приглашает нас дальше.

(Звучит музыка. Дети подходят к интерактивной доске, на которой появляются изображения представителей разных профессий, головные уборы у них перепутаны)

Воспитатель:

А для кого эти головные уборы?

Дети:

Для людей разных профессий.

Воспитатель:

 Что здесь не так?

Дети:

Головные уборы перепутались.

Воспитатель:

Надо помочь навести порядок, и рассказать, кому какой убор принадлежит.

Дети расставляют предметы соответственно картинкам.

(Пожарному – пожарную каску; повару – поварской колпак; водолазу – водолазный шлем; полицейскому – полицейскую фуражку; врачу – медицинскую шапочку/мед. колпак).

Воспитатель:

Ребята, мы помогли Шляпнику, собрали все звезды, давайте наклеим их на цилиндр.

 

(Дети подходят к столу, на котором лежат  звездочки из самоклеящейся  бумаги. Подбирают звездочку, подходящую к силуэту, и приклеивают на цилиндр.)

Воспитатель:

Ребята, Шляпник очень благодарен нам за помощь, он хочет подарить вам цилиндр, и говорит, что это не обычный, а волшебный головной убор, который поможет нам вернуться в детский сад. Надо только повернуть его три раза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три! Цилиндр в садик нас верни!» Прощайтесь со Шляпником. Нам пора возвращаться в садик.

(Дети говорят слова, звучит «волшебная музыка», доска гаснет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»...

Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе

Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе "Сказочный переполох"...

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в средней логопедической группе на тему "Сад - огород"

Данное занятие может быть использовано на логопедическом занятии и на занятии по развитию речи с детьми среднего дошольного возраста с ОНР....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной логопедической группе по теме: «Домашние животные зимой».

Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни; уточнение, активизацию и актуализацию словаря по теме....