Конспект коррекционно - образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи лексическая тема «Обувь». Звуки [Г], [Г'], [К], [К']
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бырдина Ольга Сергеевна

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ДЮЙМОВОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОБУВЬ». ЗВУКИ [Г], [Г'], [К], [К']

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie_po_teme_obuv.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

 «СКАЗКА»

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ДЮЙМОВОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОБУВЬ». ЗВУКИ [Г], [Г'], [К], [К']

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

БЫРДИНА О.С.

г. Покачи, 2019 г.

Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений (вводное). 

Цель: создание условий для закрепления способностей дифференцировать   звуки [Г], [Г'], [К], [К'] через  сочетания игровой технологии по лексической теме «Обувь».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнение и активизация словаря по теме «Обувь»;
  • совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
  •  совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных множественного числа);
  •  совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений;
  •  совершенствование навыка печатания;
  •  развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы обучения: словесные (беседа, чтение стихотворения), наглядные  (демонстрация наглядного материала),  практические (выполнение упражнений).

Занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Планируемые предметные результаты:

- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и  сложноподчиненных предложений;

-  осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

-  владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

- знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;

-  правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

- воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

Планируемые личностные результаты:

- проявлять положительное отношение к занятиям, желание отвечать на вопросы педагога, принимать активное участие в различных видах деятельности;

- пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на занятии.

Форма работы: подгрупповая, совместная, самостоятельная деятельность.

Длительность занятия – 30 минут.

Современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, ИКТ – технологии.

Целевая группа: дети 6- 7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи).

Интеграция с другими областями: познавательное, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.

Оборудование: Наборное полотно, предметные картинки с изображениями обуви, плоскостные синие шары, фишки синего цвета, книга «Мой букварь», тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами, звёздочки разных цветов.

Предварительная работа: Экскурсия с родителями в обувной магазин, беседа о назначении обуви, разучивание упражнения «Помощники» и стихотворения «В кроссовках нарядных...», разучивание с музыкальным руководителем распевки «Ботинки», чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

Ход занятия

1. Организационный момент. (Развитие навыка слогового анализа слов. Уточнение и расширение словаря по теме.)

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними и предлагает встать вокруг стола около стульчиков.

Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Что вы видите на них?

Дети. Это обувь.

Логопед. Сядет тот,  кто правильно разделит на слоги свое название обуви.

1-йребенок. Са-по-ги.

2-й ребенок. Бо-тин-ки.

3-й ребенок. Крос-сов-ки.

4-й ребенок. Туф-ли.

Логопед. Мо-лод-цы! Вы очень хорошо выполнили мое первое задание.

2. Отгадывание загадок об обуви. (Развитие мышления, диалогической речи. Уточнение и активизация словаря по теме.)

Логопед убирает картинки со стола и ставит на наборное полотно другой комплект предметных картинок (резиновые сапоги, тапки, валенки, босоножки и кеды).

Логопед. Давайте попробуем отгадать загадки об обуви. Картинки помогут нам это сделать. Смотрите на них и слушайте меня.

Если дождик, мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Дети. Это резиновые сапоги.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. В резиновых сапогах можно ходить по лужам.

Логопед. Правильно. Слушайте вторую загадку.

В них упрячешь две ноги —

И в мороз гулять беги.

Дети. Это валенки.

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. В валенках можно гулять в сильный мороз.

Логопед. Верно. Слушайте последнюю загадку.

Нас двое, мы с приятелем

Как близнецы похожи.

Когда уйдешь из дома,

Мы ждем тебя в прихожей.

На улицу не ходим

Ни летом, ни зимой,

Зато без нас — ни шагу,

Когда придешь домой.

Дети. Это тапки.

Логопед. И как же вы догадались?

Д е т и. В тапках нельзя ходить на улицу, а нужно ходить дома.

Логопед. Какие же вы молодцы! Не только отгадали загадки, но и объяснили, как сделали это.

3. Игра «Подними шарик». (Развитие фонематического восприятия.)

Логопед раздает детям синие воздушные шары.

Логопед. Послушайте стихотворение и определите, какой звук встречается в нем чаще других.

Логопед читает стихотворение, акцентированно произнося звук [г].

Гуси гуськом на лужайку бегут,

Галя и Гоша гусей стерегут.

Дети. В этом стихотворении мы часто слышали звук [г].

Логопед. Давайте произнесем этот звук все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [г].

Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [г] — гласный или гласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шару. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [г].

Т, г, д, г, н, г, д, б, г, д.

Га, бу, го, гы, ду, гу, ну, го.

Нога, губы, нота, вода, гонять, сидеть, голубой, толстый, погода.

Дети слушают и поднимают шары, услышав звук [г].

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

4. Упражнение «Кто скорее?» (Развитие навыков звукового анализа и синтеза.)

Логопед убирает шары.

Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше, чем у других. Г, а. Что получилось?

1-йребенок. Га.

Логопед. Верно. Получи фишку. Г, у. Что получилось?

2-й р е б е н о к. Гу.

Логопед. Правильно. Возьми фишку. Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: го, ги, губа.

Логопед вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.

5. Работа по книге «Мой букварь». (Знакомство с буквой Г г. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.)

Логопед обращает внимание детей на экран.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Гуси гуськом на лужайку бегут,

Галя и Гоша гусей стерегут.

В каких словах этого стихотворения есть звук [г]?

Дети. Гуси, гуськом, бегут, Галя, Гоша, гусей, стерегут.

Логопед. Как вы понимаете слово гуськом? Что значит гуськом?

Дети. Друг за другом, как на картинке.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Гг. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Дети. Значит, буква Гг обозначает два звука: [г] и [г'].

Логопед. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы четыре буквы, составим из них слово и узнаем, кто живет в чудесном домике.

Дети находят и называют буквы, логопед помещает их на магнитную доску.

Логопед. Молодцы! Вы быстро нашли буквы. А теперь пройдите к доске и попробуйте составить слово из них.

Дети проходят к доске, составляют и читают слово.

Дети. Гном.

Логопед. Отлично. Не уходите от магнитной доски. Возьмите палочки и попробуйте составить новую букву.

Дети составляют по одной букве Г.

Логопед. Какие детали вам потребовались для этого?

Дети. Нужны длинная и короткая палочки.

Логопед. В какую сторону направлена короткая палочка?

Д е т и. В правую.

Логопед убирает буквы с доски.

Логопед. А теперь вернитесь за стол, садитесь. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-йребенок. Га.

2-й ребенок. Гу.

3-й ребенок. Го.

 4-й ребенок. Ги.

1-й ребенок. Год.

2-й ребенок. Дог.

3-й ребенок. Ноги.

4-й ребенок. Губа.

1-йребенок. Нога.

2-й ребенок. Дуга.

3-й ре бе но к. Доги.

 4-й ребенок. Инга.

1-йребенок. Гном.

2-й ребенок. Гномик.

Логопед. Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.

3-й ребенок. Дог.

 4-й ребенок. Дуга.

1-йребенок. У Инги дог.

2-й ребенок. У дома гном.

Логопед. Обратите внимание: слово Инга написано с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.

Логопед. Хочу обратить ваше внимание и на то, что Саша и Савелий прочитали предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем предложения.

Д е т и. У Инги дог. У гнома дом.

Логопед. Посмотрите внимательно на то, как написаны предложения. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

6. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки». (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Как у нашей кошки

Загибают по одному пальчику, начи-

На ногах сапожки.

ная с бол ьших, на обеих руках на каж-

Как у нашей свинки

дое название обуви.

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.

Ритмично выполняют хлопки ладоня-

Новые кроссовки.

ми и удары кулачками.

Н. Нищева

7. Работа в тетради №2. (Развитие тонкой моторики.) Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Гуся, грушу, большую и маленькую буквы Гг.

Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква Г — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить грушу и гуся. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Г. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом слева направо пишу короткую палочку. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

8. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация звука [ш] в открытых слогах и цепочках слогов.)

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить упражнения, которые они делали на последних занятиях. Каждое упражнение выполняется 4—5 раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну. Затем автоматизируется произношение звука [ш]в открытых слогах и цепочках слогов.

9. Игра «Разгадай слово». (Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование навыка звукового анализа слов.)

Логопед помещает на магнитную доску буквы и кружки.

Оаооги

а

о

г

и

Логопед. Здесь я зашифровала слово, название обуви. Можете расшифровать его? Какая буква прячется под первым кружком? Как вы думаете?

Дети. Буква с.

Логопед. А под вторым кружком?

Дети. Буква п.

Логопед. Какое же слово я зашифровала?

Дети. Сапоги.

Логопед. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание. Я могу гордиться вами.

10. Игра «Чего не хватает?»  (Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных множественного числа в форме родительного падежа).

Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображениями обуви.

Логопед. Посмотрите на картинки, запомните, что на них изображено. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает картинку с изображением сапог.

Логопед. Чего не хватает?

Дети. Не хватает сапог.

Логопед. Верно.

Логопед предлагает детям еще 2—3 задания, дети образуют формы имен существительных: ботинок, тапок, кроссовок.

11. Окончание занятия. Рефлексия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.

Логопед. Ребята, на столе у меня лежат звёздочки, но они разные. Посмотрим. Чем они отличаются?

Дети. Цветом.

Логопед. Если вам сегодня было легко на занятии, вы справились со всеми заданиями – возьмите звездочки жёлтого цвета, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть, возьмите звёздочки красного цвета,  а если совсем трудно – синие.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности от 6 до 7 лет «Тематическое мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества».

Цель: Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества, создание благоприятной психологической атмосферы на занятии,  включение всех воспитанников в работу.Тип занятия: Интегрированная...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно-тематический план составлен на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций для детей с ТНР Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосовец, Л. ...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно -тематическое планирование является частью программно-методического материала для организации работы с детьми логопедической группы на 2019-2021 гг.Разработано в соответствии с ФГОС ДО  с ...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС ДО  с учётом требований к организации инклюзивной практики; Примерной основной программы дошкольного образования «От рожде...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей (6-7 лет) Тема: «Укрепляй иммунитет!»

Данное занятие разрабатывалось для группы детей подготовительного к школе возраста. Возраст детей составляет 6-7 лет. Целью занятия было формирование у детей понятия «иммунитет человека&raq...