Мнемодорожки для пересказа сказок
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Долженко Ольга Владимировна

Использование приемов мнемотехники важно для дошкольников, поскольку для этого возраста характерно наглядно-образное мышление, опирающееся на внешние визуальные стимулы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemodorozhki_dlya_pereskaza_skazki.docx958.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемодорожки для пересказа сказки

МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку для этого возраста характерно наглядно-образное мышление, опирающееся на внешние визуальные стимулы, т.е. наглядный материал усваивается лучше вербального.

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Структура мнемотехники

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246ad.jpg

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, можно усложнить задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой ряд картинок, расположенных горизонтально в виде дорожки. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246af.jpg

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

В своей работе с детьми с ЗПР мы используем мнемодорожки для разучивания пальчиковых гимнастик. Использование  мнемотехники помогает в обучении детей пересказу заранее услышанного литературного произведения. Так, например, в рамках театрального проекта нами была сделана мнемодорожка для пересказывания сказки «Заюшкина избушка».

Особенность данной мнемодорожки в том, что кроме визуальной подсказки, обозначающей действующих в некоторый момент героев, были использованы схемы пальцевых поз. Моторное подкрепление пересказа благоприятно воздействует на речевое развитие дошкольников.

В пересказе сказки смогли участвовать и плохо говорящие дети, жестами показывающие персонажей сказки в нужный момент.

По мере освоения дошкольниками текстом и движениями в сказку добавлялись новые жесты: идет - «пальчики бегут», плачет - указательными пальчиками проводим по щекам вниз и т.д., которые сопровождались речевыми высказываниями.

Таким образом, использование ребенком мнемодорожки позволяет ему соблюдать сюжетную линию сказки, использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его.

Использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно влияет на речь детей. Система работы с использованием приемов мнемотехники способствует появлению в их речи логики и последовательности изложения, дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста”

Консультация для воспитателей“Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста”...

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Использование моделирования в обучении пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В последнее время снижается уровень языковой культуры общества. Это сказывается и на уровне речевого развития детей. Более 60 % детей, посещающих детский сад и 40% детей - дошкольников, имеют патологи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК И КОРОТКИХ РАССКАЗОВ

—Объект исследования: процесс обучения пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоциональном развитии.—Предмет исследования: методические основы обучения дете...

Мастер – класс на тему «Использование абака при пересказе сказок»

доступное пособие для воспитателей при обучении детей пересказу сказок...

"Приемы обучения пересказу и приема активизации детей старшего дошкольного возраста при пересказе сказок"

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...