Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. «Во поле березка стояла».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Рожкова Галина Анатольевна

Данный материал знакомит детей с одним из символов России -березой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezka.docx41.92 КБ
Файл prilozhenie.docx91.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

станица Темнолесская

ул. Кочубеевская №1

Шпаковского района

Ставропольского края

Методическая разработка

интегрированной непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе.

«Во поле березка стояла».

Подготовила воспитатель

 первой квалификационной категории:

 Рожкова Галина Анатольевна

2017г.

Актуальность методической разработки

Необходимость данной методической разработки возникла в следствии  недостаточных знаний и малого уважения к одному из символов России  у детей подготовительной группы. Именно поэтому актуальным стало воспитание у детей нравственных чувст, в том числе  воспитание уважительного отношения к традициям предков и любви к Родине, а также воспитание бережного отношения к окружающей среде и воспитание чувства прекрасного.

Цель непосредственной образовательной деятельности: Познакомить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- березе. Познакомить детей  с обрядами ритуалами и обычаями, связанными с березой. Приобщать детей к русской народной культуре, способствовать развитию духовности. Воспитывать любовь к родине. Активизировать познавательные способности  детей, любознательность интерес к живой природе. Ввести в активный словарь слова: туесок, береста, чечевички, лыко, гриб чага. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Оборудование: Проектор, музыкальный проигрыватель  и записи старинного вальса Е. Дрейзина, р.н.песни «Во поле березка стояла.», песни в исполнении Л.Зыкиной «Растет в Волгограде березка»,сигнальные карточки желтого и зеленого цвета ( на каждого ребенка ), одноразовые тарелки, пластилин, заготовки для тычкования, презентация с  фотографиями: сортов берез, грибов, бабочек, жуков , поделок из бересты, деревянного зодчества , березовых веников, репродукции картин: Аркадия Рылова. «Зелёный шум», Исаака Левитана. Золотая осень., Архипа Куинджи. Берёзовая роща. Аркадий Рылов. В лесу.; каждый ребенок приносит из дома чистый носовой платок (для игры).

Примерный ход деятельности:

Звучит тихая музыка,  дети рассаживаются на стулья.

Сегодня мы с вами поговорим о древнем символе России, а вот о каком отгадайте:

«Стоит красавица — косы зелёные, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее».

Правильно, ребята наш разговор сегодня будет о березе. (слайд 1)

«  Мозговая атака »

А что вы можете рассказать об этом чуде?

По ответам детей на доске выкладываются картинки  с изображениями о рассказанном качестве или свойстве.

Мы с вами живем в России. Символом русского народа, чистой его души всегда была береза.

Наверно, ни об одном дереве не сложено столько красивых строк, как о берёзе. Берёза – муза поэтов. О ней много написано и  в стихах и в прозе. Русская белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками… Дерево, воспетое Есениным и Бальмонтом, Фетом и Рубцовым, многими другими.  Как передать словами её нежную красоту?

Поэты, словно соревнуясь друг с другом в красоте и яркости изложения, посвятили ей столько замечательных строк…

Я прочту вам   отрывок:

«…Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…»
С.Есенин

А сколько песен сложено красивых- современных и народных.

Русская народная песня «Во поле берёза стояла».(отрывок 40 секунд)

А вот песня Владимира Трепетцова «Белая берёза» (1960) стала фактически народной, её фрагменты можно слышать во многих кинофильмах (например, «Москва слезам не верит» и «Афоня»), её исполняли многие певцы. Очень много песен сложено о  русской  березе.

Перед вами лежат сигнальные карточки, давайте поиграем.

Дидактическая игра «Так или не так»

Если дети согласны с высказыванием, то поднимают зеленую карточку, а если нет то желтую:

   Береза символ России. Деревья можно ломать просто так.  У березы лекарственные почки .  Люди делают для берез  домики. Зимой береза спит.  Береза это трава. Береза полезное дерево. Березовый сок полезен. Береза – колючее дерево. Береза - помогает человеку.

( слайд 4 ) С берёзы начался Невский проспект в Санкт-Петербурге. На месте Адмиралтейского сада было посажено четыре ряда берёз, и это положило начало магистрали. А еще:

(слайд 5)Название Государственного академического хореографического ансамбля взято от первой постановки Н. С. Надеждиной (1948) русского девичьего хоровода «Берёзка» на музыку русской народной хороводной песни «Во поле берёзонька стояла…»

(слайд 6) Одно из драгоценных пасхальных яиц фирмы Фаберже было изготовлено в 1917 году из карельской берёзы. Оно так и называется — «Берёзовое».

(слайд 7) В традиционной культуре народов эрзя и мокша большое значение имеет торама — духовой музыкальный инструмент. Тораму делают из ветви берёзы или клёна, а у российских народов были свои инструменты- свирель, рожок, гусли, балалайка.

На великолепных холстах оставляют на века портреты белоствольных красавиц художники всего мира, я покажу вам лишь  малую часть из них (слайды 8-13)

Люди  испокон веков очень бережно относились к березе, любили ее, почитали, а великий праздник Троицы всегда было принято считать праздником русской березы.
Берёза является одним из 22 деревьев, входящих в
кельтский гороскоп друидов (24 декабря — 20 января). В этом гороскопе описывают характер дерева покровительствующего человеку, родившемуся в определенное время.  В кельтской астрологии Солнце отождествлялось с Берёзой.

В России в  древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня, образ ее не сохранился до нашего времени,  но есть описание где говорят о ней как о могучей березе.

(слайды 14-17)В славянских традициях дерево и изделия из него, в том числе из берёсты, считались оберегом от нечистой силы; в частности, берёзовые веники, а накануне Ивана Купалы берёзовые ветки втыкали над дверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом.

(слайд 18) Самое яркое использование береза нашла в обычаях и ритуалах, связанных с возрастными группами девушек и молодых женщин в Троицу они украшали себя венками березовых веток, и основным атрибутом обрядов с их участием была березка. Березу - ритуальное деревце в разных местных традициях у русских называли также «кумой», «гостейкой», «садом», «весной», «девичьей красотой». Живая или срубленная, она всю праздничную неделю служила центром молодежных гуляний. На Смоленщине при этом приговаривали:
Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не бранится,
А вечно дружится.

(слайд19) В традиционном сознании обряд  кумления связывался с идеей обеспечения урожая льна: в народе говорили, что «кумятся для того, чтобы лен родился».

                           Физминутка.

Берёза.

Берёза моя, берёзонька. (Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)

Берёза моя кудрявая.  (То же, но левой рукой)

  Стоишь ты, берёзонька, (подъём рук вверх, вдох)

 Посредь долинушки, (Опустить руки, выдох)

 На тебе, берёзонька,  (подъём рук, вдох)

 Листья зелёные,(Опустить руки, выдох)

 Под тобой, берёзонька,  (Подъём рук, вдох)

Трава шёлковая,  (Опустить руки, выдох)

Вокруг тебя, берёзонька, (Подъём рук, вдох)

Девицы красные  (Опустить руки, длительный выдох)

Венки вьют, плетут да песни поют.

Песни пели да сказки сказывали вот одну из них предлагаю вам сейчас послушать: (слайд 20)
Сказка про Березу и Белый народ.
Когда-то давным-давно жил в наших краях древний Белый народ. Эти люди были очень красивыми, добрыми и умными. Они любили природу, умели разговаривать с животными и деревьями. Белые люди жили на просторе, среди широких лугов и полей около рек и озер. С детства они учились не делать никому зла и помогать ближнему. Климат тогда был намного теплее. Поэтому Белый народ спокойно занимался земледелием и ремеслами. Но однажды все изменилось…
Как-то в землю Белого народа приехали Чужие люди. Это были иноземные купцы. Они стали строить города, заниматься охотой, торговать и уговаривать Белый народ принять новые порядки. Но люди древнего племени не желали жить ради денег и обманывать друг друга. Тогда их князья собрались на совет и решили обратиться за помощью к силам Земли. Природа-мать согласилась защитить Белый народ и спрятать его от глаз посторонних. С этих пор в наших краях появились очень красивые и добрые деревья, которые мы знаем под названием береза. Говорят, что превратившийся в березы древний народ снова вернет свой прежний облик, но только тогда, когда мы станем лучше, а в мир вернется доброта.

Понравилась вам сказка? А что еще передавал народ из уст в уста?

    Устное народное творчество это и сказки и потешки и песни и прибаутки, пословицы и поговорки и загадки.  Может быть  вы расскажете,  какие вы знаете?

Рассказы детей дополнить.

Народные приметы о березе:
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.
Когда береза станет распускаться, сей овес.
Пословицы и поговорки о березе:
Бела береста – да деготь черен.
Для врага и береза – угроза.
Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Береза ума дает (о розгах).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
 В старину о березе пели в народе, как о дереве "о четырех делах".

Первое дело - мир освещать,

Второе дело  - крик  утишать,

Третье  дело  -  больных   исцелять,

Четвертое дело - чистоту соблюдать.

(Слайд21) Ранней весной сладкий прохладный сок, который струится по стволу березы из только что оттаявшей земли к почкам, чтобы дать жизнь новым зеленым листочкам и приодеть славное дерево в чистый зеленый наряд. Не из любопытства или из-за жажды пили люди березовый сок и даже запасали его впрок, а чтобы лечить им человеческие недуги. Сок очень полезен и питателен, в нем много витаминов. Собирал человек ранней весной с веток березы набухающие, слегка смолянистые почки, настаивал их на спирту или на водке. Затем пил или натирался и делал это тоже для того, чтобы вылечить мучительные болезни желудка, сердца, спины и других органов. Другой, прошагав по лесу не один десяток километров, уставший и промокший от пота,  

(слайд 22) вдруг обнаруживал по дороге на стволе березы черно-коричневый нарост гриба-чаги, и как бы ни был тяжел его рюкзак, он обязательно снимал его для себя, чтобы потом применить в лечении, ибо нет средства лучше против множества желудочных болячек. А уж человеку в возрасте заваривать и пить чагу как чай просто необходимо, так как она  является вернейшим профилактическим средством против раковых новообразований.

(слайд 14) Лечился в старину простой мужик от множества болезней самым распространенным по тем временам средством – дегтем. Язвы и сыпи залечивал смазыванием, а при разных кишечных коликах принимал внутрь на вид противную и на запах отталкивающую густоватую темную жидкость. Она и сейчас входит в состав многих современных лекарственных препаратов. А выгонялся деготь из березовой коры – бересты. И было у него еще не счесть предназначений в быту, начиная от смазки тележных колес и яловых (кожа молодых ягнят) сапог и заканчивая пропиткой девичьих кос с целью их оздоровления и борьбы с насекомыми.
(слайд 25) С Петровок до Ильина дня была у русского хозяина забота – наготовить на всю зиму березовых веников, высушить их и развесить аккуратно на сушилах в тени, чтобы все время свежие были и под рукой. Истопится банька, запарится кипятком в тазике веничек, и поплывет аромат по парной, да такой, что, кажется, все запахи цветочных полян в березовых рощах в один миг соберутся и закружат голову. И заходит, захлещет по истомившемуся на тяжелой работе телу запашистый снопик березовых веток в листве, разожжет кожу паром до ярко красного цвета, до нутра достанет так, что аж дух – вон! А вместе с ним вон и вся хвороба незаметно уходит из тела. После бани человек, как заново родится, не зря в народе так говорят. Так береза в первую очередь врачует человека. Не зря ее называют деревом здоровья и жизни.

Растет береза во многих странах. Мало кому известно, что березовая кора кроме своей традиционной белой окраски (26) может еще быть (27) розовой, желтой, ярко-фиолетовой, ярко-оранжевой, и даже черной.(28)

(слайд 28-43)Существует около 130 видов берез. Продолжительность жизни этого дерева около 120 лет, исключением является так называемая железная береза, она может прожить до 400 лет. Мы познакомимся лишь с несколькими, самыми яркими представителями.

Почитают березу во всем мире, её изображение используют в геральдике

(слайд 45-46) Берёза присутствует на гербах следующих географических пунктов: Берёзовский городской округ, Дегтярск, посёлок (до 1926 года — город) Берёзово и Берёзовский район (Россия), а также во многих других странах:Украина, Германия, Швейцария, Чехия, Швеция, Финляндия, Франция. Так что сами видите березу любят и почитают не только в России но и по всему миру.

(слайд 47)  Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой — мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению.

(слайд 48) Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Обработанная  береста  становится податливой  и не коробится.

 (слайд 49-50) Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом.

(слайд 51) Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.

Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред .

(слайд 52)С древних времен дерево было самым любимым материалом русских зодчих. Дерево на такие постройки рубили только топором, потому что пила рвет древесные волокна, что делает материал менее устойчивым к влаге и воде.

(слайд 53)Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север.(54-64) Одним из самых непревзойденных по своей красоте ансамблей русского деревянного зодчества является архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста, расположенный на острове Кижи. Самая знаменитая постройка ансамбля- Церковь Преображения Господня, постройка  которого началась в 1714 году. При постройке этого храма гвозди использовались только в куполах (церковь украшают 22 купола, разных по форме и размерам). Так же рядом с Преображенской церковью в 1764 году была возведена Покровская церковь и Шатровая колокольня, которая была построена в 1863 году. Все постройки выполнены из дерева в лучших традициях средневекового деревянного зодчества. Очень    хочется надеяться, что теперь вы будете более бережно относиться к деревьям и станете их друзьями и защитниками.

(слайд 65)А сейчас я предлагаю вам немного поработать , стать мастерами на светлую память о березке сотворить свое маленькое чудо.

Дети подходят к столам где лежат заготовки для поделок. Изготовление поделок.(на одноразовой тарелке дети из пластилина выкладывают ствол и ветки , а затем методом тычкования- украшают веточки листочками)

Рефлексия:

Понравился ли вам мой рассказ? Если вы узнали что-то новое ,то поднимите зеленые карточки. Что же вам запомнилось больше всего ?

А теперь предлагаю вам поиграть в старинную русскую подвижную игру

Игра Девочка-«берёзка».

Девочка-«берёзка» встречается в детских подвижных играх Древней Руси. Играя в игру «Берёзка», ребята в кругу поют: Берёзка беленá, Маковка зелена, Летом мохнатенькая, Зимой сучковатенькая, Где она стоит, Там и шумит. Девочка-«берёзка», стоящая в кругу, под песню собирает у играющих платки,стараясь запомнить каждого хозяина, поднимает их над головой, изображая шум листьев, шуршит платьем и платочками. Дети запевают: Берёзка зелененькая, Весной веселенькая, Среди поля стоит, Листочками шумит, Гремит, гудит, Золотым венчиком звенит. Под приговор: «А осенью корни у берёзки усыхают, листочки опадают!» – девочка-«березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

Литература

/ Отв. ред. П. И. Лапин; АН СССР; Гл. ботанич. сад. — М.: Наука, 1973. — 218 с.

  • Корчагина И. А. Семейство берёзовые (Betulaceae) // Жизнь растений. В 6-ти т / под ред. А. Л. Тахтаджяна. — М.: Просвещение, 1980. — Т. 5. Ч. 1. Цветковые растения. — С. 311—324. — 300 000 экз.
  • Данченко А. М. Популяционная изменчивость берёзы / Отв. ред. В. Л. Черепнин; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т леса и древесины им. В. Н. Сукачёва. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. — 202 с. —Данченко А. М., Трофименко Н. М. Экология семенного размножения берёзы / Отв. ред. Воробьёв В. Н.; Рос. АН, Сиб. отд-ние, Ин-т экологии и природ. комплексов. — Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма, 1993. — 182 с. —Ботаника. Энциклопедия «Все растения мира»: Пер. с англ = Botanica / ред. Д. Григорьев и др. — М.: Könemann, 2006 (русское издание). — С. 142—144. 
  • Пономарёв Н. А. Берёзы СССР. — М.: Гослестехиздат, 1932. — 247 с.
  • Черняева Г. Н., Долгодворова С. Я., Бондаренко С. М. Экстрактивные вещества берёзы / Отв. ред. Чудинов Б. С.; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т леса и древесины им. В. Н. Сукачёва. — Красноярск, 1986. — 122 с.
  • Иллюстрированный определитель растений Ленинградской области / Под ред. А. Л. Буданцева и Г. П. Яковлева. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. — С. 167. — 700 экз. —Лесная энциклопедия. В 2-х т

 / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол.: Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — Т. 1.

  • Животные и растения. Иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.: Эксмо, 2007. — С. 117—119. — доп, тираж 5 000 экз. —Растительные ресурсы России: Дикорастущие цветковые растения, их компонентный состав и биологическая активность / Отв. ред. А. Л. Буданцев. — СПб.—М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. — Т. 1. Семейства Magnoliaceae — Juglandaceae, Ulmaceae, Moraceae, Cannabaceae, Urticaceae. — С. 164—176. — 700 экз.  — статья из Большой советской энциклопедии  (Проверено 18 сентября 2008)



Предварительный просмотр:

Дополни тельный материал:

Стихи и сказки о березе.

«Берёзовая роща»
Автор:
Герман Ходырев

Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется -
И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.

***

«Берёзы»
Автор:
Наджми Назар

…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?

Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не меняете лица…

***

«Берёза»
Автор:
С.Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

***

«Берёзка»
Автор:
С.Щипачёв

Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.

***

«Берёзы»

Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…

Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!

***

«Печальная береза»
Автор:
А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей

***

«Берёза»
Автор:
И. Токмакова

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

***

«Люблю берёзку русскую»
Автор:
А.Прокофьев

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

***

«Берёза»
Автор:
К. Бальмонт

Береза родная, со стволом серебристым,
О тебе я в тропических чащах скучал.
Я скучал о сирени в цвету, и о нем, соловье голосистом,
Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.
Я был там далеко,
В многокрасочной пряности пышных ликующих стран.
Там зловещая пума враждебно так щурила око,
И пред быстрой грозой оглушал меня рев обезьян.
Но, тихонько качаясь,
На тяжелом, чужом, мексиканском седле,
Я душою дремал, и воздушно во мне расцвечаясь,
Восставали родимые тени в серебряной мгле.
О, весенние грозы!
Детство с веткой сирени, в вечерней тиши соловей,
Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы,
Зачарованность снов — только раз расцветающих дней!

***

«Березка тонкая, подросток меж берез…»
Автор: Самуил Маршак

Березка тонкая, подросток меж берез,
В апрельский день любуется собою,
Глядясь в размытый след больших колес,
Где отразилось небо голубое.

***

«Берёзы»
Автор: Н.Рубцов

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви…

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…

***

«Я последний поэт деревни»
Автор: С.Есенин

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

***

«Первый снег»
Автор: В.Брюсов

Серебро, огни и блёстки –
Целый мир из серебра!
В жемчугах стоят берёзки,
Чёрно-голые вчера…

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

***

«С добрым утром!»
Автор: С.Есенин

… Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы…

***

«Первый лист»
Автор: Ф. И. Тютчев

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грезы
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной…

***

«Золотая трава»
Автор: А.Барто

В летний день
За целебными травами
Мы идем
По опушке лесной.
Помоги нам,
Березка кудрявая,
Ты нам тайну
Лесную открой:
Где достать нам
Целебного сока?
Где найти
Золотую траву?

И шепнула
Березка высокая,
Словно в сказке
И как наяву:
«Ищите и в дубравах
И в рощах
Всей гурьбой,
И вас попросят травы,
Чтоб взяли их с собой».

***

Из стихотворений Е.Трутневой

…Берёзы, как в праздник,
Серёжки надели.
Цвести и расти
Собралась бузина.
Куда же, скворцы,
Воробьишек вы дели?
Да вон они!
Снова в гнезде у окна…

…В гуще сада на берёзке
Ветка дрогнула слегка, -
Там таится горихвостка
Под листком от ястребка…

…Осторожные берёзы
Прячут листья от мороза:
Вдруг опять придёт старик!
Он, мороз, шутить привык…

…И листок с берёзы
Золотистой пчёлкой
Вьётся и летает
Над колючей ёлкой…

  «Берёзы»

Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…

Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!

Дурак и береза

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык — и тот худой! Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать. Дурак увидал и говорит:

— И я, братцы, поведу своего быка продавать.

Зацепил быка веревкою за рога и повел в город. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая, сухая берёза; ветер подует — и береза заскрипит.

«Почто береза скрипит? — думает дурак. — Уж не торгует ли моего быка?»

—  Ну, — говорит, — коли хочешь покупать так покупай; я не прочь продать! Бык двадцать рублев стоит; меньше взять нельзя... Вынимай-ка деньги!

Береза ничего ему не отвечает, только скрипит, а дураку чудится, что она быка в долг просит.

— Изволь, я подожду до завтра!

Привязал быка к березе, распрощался с нею и пошел домой.

Вот приехали умные братья и стали спрашивать:

— Ну что, дурак, продал быка?

— Продал.

— За дорого?

— За двадцать рублев.

— А деньги где?

— Денег еще не получал; сказано — завтра приходить.

— Эх ты, простота!

На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к березе за деньгами. Приходит в лес — стоит береза, от ветра качается, а быка нету: ночью волки съели.

— Ну, земляк, подавай деньги, ты сам обещал, что сегодня заплатишь.

Ветер подул — берёза заскрипела, а дурак говорит:

—  Ишь ты какой неверный! Вчера сказывал: «Завтра отдам» — и нынче то же сулишь. Так и быть, подожду еще один день, а уж больше не стану — мне самому деньги надобны.

Воротился домой. Братья опять к нему пристают:

— Что, получил деньги?

— Нет, братцы! Пришлось еще денег подождать.

— Да кому ты продал?

— Сухой березе в лесу.

— Экой дурак!

На третий день взял дурак топор и отправился в лес. Приходит и требует денег. Береза скрипит да скрипит.

—  Нет, земляк! Коли все будешь завтраками потчевать, так с тебя никогда не получишь. Я шутить-то не люблю, живо с тобой разделаюсь.

Как хватит ее топором — так щепки и посыпались во все стороны.

В той березе было дупло... а в том дупле разбойники спрятали полный котел золота. Распалось дерево надвое, и увидел дурак чистое золото; нагреб целую полу и потащил домой. Принес и показывает братьям.

— Где ты, дурак, добыл столько?

— Земляк за быка отдал; да тут еще не сполна все, чай, и половины домой не притащил. Пойдемте-ка братцы, забирать остальное.

Пошли в лес, забрали деньги и понесли домой.

Сказке — конец, а мне — меду корец.

Автор: skazochnik

Легенда о танцующих березах

 

У подножия горы Бурабай жил народ, молодежь которого была сплошь умельцами, мастерами, поэтами и певцами. Они собирались в восточной части Кумисколя - Серебряного озера - и на небольшой поляне устраивали свои игры и забавы. Они пели песни, исполняли на домбре и кобызе различные мелодии, веселились. Еще они умели красиво танцевать.
О том, что молодежь этого края состоит сплошь из мастеров и умельцев, узнал хан. И захотелось ему посмотреть на их искусство. Но пойти с многочисленной свитой и охраной — значит всех вспугнуть. Поэтому хан решил появиться в этих лесах у
серебристых озер незаметно, чтобы не привлекать внимание к себе и больше узнать о людях.
И вот однажды молодежь собралась на небольшой поляне, распевая свои песни и затевая свои веселые игры. А хан оделся в одежду простолюдина и лишь с одним стражником отправился к ним. Он, как и многие, стоял в толпе и смотрел на происходящее. Его никто не узнал.
Веселье было в самом разгаре. Вот дошла очередь до танцев. На середину поляны вышли юные девушки - одна другой краше. Каждая из них была красива, как сверкающая в полнолуние луна, и одежда на них была из белого шелка. Они стали танцевать, изгибаясь и кружась в танце, казалось, что у них совсем нет костей, такие они были гибкие и стройные. Белые платья на них развевались в стремительном танце. Они так очаровали всех, что у людей, наблюдавших за их искусством, захватило дух. И хан так увлекся этим великолепным зрелищем, что от восторга сам не заметил, как воскликнул: «Великолепно! Живите вы тысячу лет, дорогие мои!»
И тут люди обратили внимание на говорившего и признали в нем хана. Все кинулись приветствовать его.
Растерялись и танцующие девушки, от смущения они не знали, куда деваться, потому что находились еще во власти танца. Да и одежда на них была самая легкая, из прозрачного белого шелка. Они остановились в том положении, в каком их застал возглас хана, да так и застыли, не смея шелохнуться. И тут Великий Тенгри, решив навечно запечатлеть это мгновение, превратил танцующих девушек в белые березы, кружащиеся в вихре быстрого танца.
Кому удается попасть в Боровое, обязательно посещают поляну с танцующими березами. Эти застывшие в различных танцевальных позах березы и в самом деле очень похожи на самозабвенно танцующих девушек в белых шелковых одеяниях.

Обряды с деревьями

     Лес всегда считался таинственным местом, полном мистических существ. У народов, которые жили в лесной зоне к лесу было более хорошее и доброе отношение, чем у тех, которые жили в степи, пустыне и т.д. Лес для них был полон страшных тайн и жутких чудовищ.

Так же как и в целом, к лесу, особое отношение у наших предков было и к отдельным деревьям. Например береза всегда считалась символом девушек, то есть непорочности. Липа была деревом вышедших или побывавших замужем женщин. Дуб — исконно мужское дерево.

На Украине и в России существует огромное количество обрядов и ритуалов, связанных с деревьями. Например, при рождении ребенка принято было сажать дерево. Если оно заболевало или засыхало, считалось, что человек скоро заболеет или умрет.

Некоторым деревьям приписывалась защитная сила. Например, считалось, что  осина может отгонять ведьм.

Еще одним деревом, особо почитаемом на Руси был дуб. Под священными дубами проходили все важные славянские собрания. Наиболее почитаемые дубы обносились городьбой, за которую могли заходить только жрецы.

Почитался дуб и в Греции, где дубовые ветки считались признаком высокого  рода.

Липу называли «золотым деревом». Ее сажали вогруг храмов. Срубить липу считалось большим грехом.

Более северные народы особо почитали сосну. В Сибири растет множество сосен, считающихся священными. Рубить их конечно же тоже нельзя. Срубивший священную сосну человек обязательно после этого заболевал или умирал.

Почитался дуб и в Греции, где дубовые ветки считались признаком высокого  рода.

     Берёза и Тополь. Деревья. Сказка.

Женился парень на красавице, которую любил всем сердцем, и жил с нею счастливо, а мать сноху возненавидела и положила во что бы то ни стало сжить ее со свету.

Вот зазвала она раз к себе молодых на угощение и налила им в чарки зелена вина, только никто не заметил, что из разных кувшинов наливала: сыну — вина чистого, а молодой жене — со злыми зельями ядовитыми.

Но у молодых было в обычае меняться чарками — вот они и принялись друг друга потчевать.

Все в жизни пополам они делили — разделили и смерть.

Рвала мать на себе волосы, а поздно.

Осталось ей только похоронить их подальше друг от друга: сына перед церковью, а невестку позади церкви.

В ту же ночь вырос из могилы мужа тополь, а из могилы жены березка выросла, и сплелись они ветвями, да так, что не разрубить, не разорвать.

Хотела мать срубить деревья, да люди не дали.

А береза да тополь в том селе и по сю пору растут.

       Применение

Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

В пчеловодстве берёза важна как пыльценос.

Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.

Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.

Берёза чаще других пород дерева используется при заготовке дров.

     Древесина

Birke Holz.JPG

Берёзовый шпон

 Берёза (древесина)

Для получения крупного хорошего поделочного материала берёза срубается в 60—80 и даже иногда в 100-летнем возрасте; на дрова же, считающиеся лучшим топливом, она пригодна уже в 40—60 лет. На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря развитию грибка.

Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Цвет — белый, с более жёлтым ядром. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

Наросты, изредка образующиеся на корнях, крупных сучьях или стволах берёз, — кап — на разрезе имеют своеобразный сложный и красивый рисунок. Обработанный кап издавна использовали для изготовления изящных поделок: шкатулок, табакерок, портсигаров, декоративных деталей мебели. Особенно ценится карельская берёза, которая отличается очень сложной фактурой древесины. Изделия из «птичьего глаза» — особого вида капа, белого с чёрным рисунком — стоили столько же, сколько и золотые.

Birch tar soap.jpg

Дегтярное мыло

Дёготь

При сухой перегонке белой коры образуется дёготь.

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Берёста 

Birch bark front rear.jpg

Две стороны куска берёсты

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста́ (допустимы оба варианта написания и произношения).

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью.

Bb419 4.jpg

Новгородская берестяная грамота XII века

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

Берёста прекрасно сохраняется в речных наносах, торфяниках, благодаря чему академик В. Л. Янин открыл в Новгороде целый клад древнерусских рукописей.

Известно также множество древних китайских и санскритских текстов на берёсте.

В прежние времена употреблялась от малярии (которую называли перемежающейся лихорадкой).

Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов.

 

Народные приметы

  • Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.
  • Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя
  • Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.
  • Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха (Владимирск. губ.)
  • Если весною на берёзе много почек — просо будет обильное (чуваш.)
  • Если берёзовая шишка натрое весною — то овёс хорошо родится (Тобольск. губ.)
  • Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба ядрёные (хорошие зерном) родятся (Пермск. губ.)
  • Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный (Тобольск. губ.)
  • Если листья на берёзе густы и тёмно-зелены (при обилии летней влаги) — к урожаю и рослому хлебу
  • Когда на берёзе появится жёлтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб (вотяц.)
  • Если листочки на берёзе пожелтеют на верхушке, рожь нужно сеять в первый сев; если на середине — в средний, если ближе к корню — в последний сев (вотяц.)
  • Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб (чуваш.)
  • Если наверху берёзы листья раньше и больше распустились — хлеб нужно сеять раньше; если в середине больше распустились — нужно средне сеять; если внизу больше распустились — сеять позже
  • Если берёза расцветёт сверху, то ранний сев лучше, если в середине — средний сев, если снизу — поздний сев (о посеве яровых хлебов)
  • Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться

Русские пословицы, поговорки, загадки и шутки о берёзе

  • Стоит дерево, цветом зелено.
  •  В этом дереве — четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от зимы свет, четвёртое — дряхлым пеленанье
  • Берёза не угроза: где стоит, там и шумит (Яросл. губ.)  
  • Бела береста — да дёготь чёрен
  • Тонка берёза, да разуму учит
  • Для врага и берёза — угроза
  • Сок берёзовый с мякотью
  • Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (загадка)
  • Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (загадка — берёзовый сок)

     Игры

«Гуляй да присматривайся!»
Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы.

Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Область "Познание". Тема: "Во поле береза стояла".

Расширить знания детей о символе России - березе. Развивать навыки работы с бумагой, учить детей делать поделки в технике "оригами". Воспитывать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Поможем Незнайке».

Цель: продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов.Закрепить умение различать гласные и согласные звуки, различать их твердость и мягкость, умение решать математические задачи. Формироват...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «В гостях у Снежной Королевы»

закрепить умение детей составлять описательный рассказ по картинке используя полные распространенные предложения;- учить детей составлять сказку используя схемы;-  воспитывать умения внимательно ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ПДД " О правилах дорожного движения с Робокаром Поли"

Цель: Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.Задачи: Образовательные: Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.Закреплят...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе в рамках занятий: «Первые шаги в робототехнике с использованием мини-роботов Ozobot»

Пример НОД в подготовительной группе ДОУ по Робототехнике  с использованием роботов компании "Ozobot" (данное занятие можно проводить и без наличия данных робтов)...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе « Русская матрешка» .

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе   « Русская матрешка» ....