Занятие по развитию речи "Насекомые вокруг нас"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Чернова Оксана Игоревна

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов; уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Дети отгадывают загадки о насекомых

Ранним утром на полянку

Прыг, Прыг, Прыг!

И ногами наизнанку

Дрыг, Дрыг, Дрыг!

Попрыгучий человечек

Как зовут тебя? (Кузнечик)

Полетала над цветами,

Полетала над полями.

Весело жужжала.

Набрала нектара.

И добычу понесла

Прямо в дом к себе. (пчела)

Нет, не птица, но летает.

Высоко она порхает.

На цветочке посидит,

И раскраской всех манит.

Вся такая лапочка,

Маленькая. (Бабочка)

С виду будто вертолёт

Над водой ведёт полёт.

Машут крылышки, стрекочет,

Сесть она на листик хочет.

Выпучит свои глаза

Вертолётик -(Стрекоза!

В. Сегодня мы отправляемся в фантастическую страну, которая называется "Насекомия". Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Д. О насекомых.

В Кто такие насекомые.

Д. Это животные с тремя парами ножек и телом которое четко делиться на отдела. (голова, грудь и брюшко)

В. Молодцы, ребята! А что ещё есть у насекомых?

Д. На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.

В. Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

Д. С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться.

В. Правильно! Многие насекомые летаютНекоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых

Д. Ходят жуки у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.

В. Кто слышит ногами?

Д Кузнечик.

В. Правильно. Но где у кузнечика уши? Хоть целый день ищите, и не найдете. Они не на привычном для нас месте — на голове, а на… ногах. Кузнечики слышат ногами, их уши — это узкие щелочки на передних ногах. Когда кузнечик прислушивается, он не голову к звуку поворачивает, а ноги. Причем кузнечику достаточно одной передней ножки, чтобы определить правильное направление звука — так самка узнает, где, в какой стороне звучит призывная стрекочущая серенада самца.

В Чем питаются насекомые? Питание насекомых составляют зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки-точильщики едят древесину и кору деревьев. Есть в природе насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых. Такие насекомые как пчёлы, шмели, бабочки и мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой.

В У насекомых есть враги и как же насекомые спасаются от врагов?

Д Часто природа дарит им защитную окраску. Вспомните зеленых кузнечиков или гусениц. Когда они неподвижно сидят на изумрудной травинке, их и не заметишь! Некоторые гусеницы напоминают свернутые в трубочки сухие листья или обломки веточек и сучков.

Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску. На крыльях бабочек нарисованы яркие пятна и пестрые узоры. Когда бабочка неожиданно взлетает, расправив крылышки, она может испугать врага.

Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и выпускают в ранку яд. Такие насекомые обычно окрашены в желтооранжевый и черный цвет. Вспомните шмеля, осу или пчелу. Птицы и звери знают это и предпочитают не трогать их. Но есть и совсем безобидные мухи (их называют осовидными, у которых жала нет, а вот окрас точно такой же, как у кусачих ос. Такие мухи даже научились у ос изгибать брюшко, словно собираясь ужалить врага.

В. Пальчиковая гимнастика.

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем :

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

В. Кого вы видите на цветах?

Д Пчел

В Из каких частей состоит тело пчелы?

Д Из трё х частей: головы, груди и брюшка.

В Молодцы. Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу?

Д У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл. Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы. А как это происходит? Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд

Поиграем в игру "ХОРОШО - ПЛОХО".

В Много разных насекомых - это хорошо или плохо?

Д. Хорошо (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

плохо (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

В. Сегодня мы путешествовали по стране "Насекомия". Мир насекомых богат и разнообразен. Среди них встречаются полезные и вредные. Маленькие (земляная блошка) и большие (жук геркулес) его длина 19см, гигантский палочник - 33см. Но все они необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.

В заключении детям предлагается слепить  понравившееся насекомое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи по теме: «Красота вокруг нас».

Программное содержание:1) Учить детей самостоятельно находить характерные признаки осени, уточнить и закрепить знания детей  о сезонных изменениях в природе и труде людей. Формировать...

Занятие по развитию речи "Тропы в парке замело,все вокруг белым-бело..."

Занятие по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотаблиц....

Конспект занятия по познавательному развитию "Опасности вокруг нас"

Формировать знания о предметах опасных для жизни и здоровья детей, с которыми они встречаются в быту....

План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему «Знаки вокруг нас»

Цель: Показать значение знаков в нашей жизниЗадачи:1.Ввести понятие «знак».2. Познакомить с конкретными знаками: простыми (жест, звуковые сигналы, стрелка как указатель направления), униве...

Занятие по развитию речи. Тема: «Цветы вокруг нас»

Занятие по развитию речи.Тема: «Цветы вокруг нас» Программное содержание1.Закрепить знания детей о времени года – весна.Познакомить детей с весенними цветами и их характерными п...