Связная речь у ребенка ясельного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Цыпкина Тамара Валентиновна

Ребёнка нужно учить перессказу уже с раннего детствва, когда он начнет говорить. Пересказ — связное выразительное воспроизведение про­слушанного художественного произведения. Ребенок излага­ет готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция.

выразительность). Необходимо помнить, что пересказ — это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с со­хранением основной лексики автора.

В детских дошкольных учреждениях практикуется в ос­новном подробный или близкий к тексту пересказ, но воз­можны и такие виды, как пересказ с изменением лица рас­сказчика (не от первого, а от третьего лица), пересказ по ана­логии (с заменой героя, места и времени действия ), пересказ фрагментов, инсценированный пересказ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonka_nuzhno_uchit_peresskazu_uzhe_s_rannego_detstvva.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнка нужно учить перессказу уже с раннего детствва, когда он начнет говорить. Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция.

выразительность). Необходимо помнить, что пересказ — это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

В детских дошкольных учреждениях практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие виды, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица), пересказ по аналогии (с заменой героя, места и времени действия ), пересказ фрагментов, инсценированный пересказ.

Пример занятия:

Цель: обучение пересказу;

расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование:

магнитная доска(наборное полотно); сюжетная картинка «Лето» и предметные картинки: Маша, дом, клумба, куры, петух, корова, котенок; карточка с восклицательным знаком (|Т)).

Примечание. Педагоги должны дополнить комплект картинок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обозначать предложения, отражающие оценку событий, отношение к происходящему. Например: Маше нравится отдыхать у бабушки.' «Какая красивая рыбка.'" — подумала Маша. До свидания! и т.п

Ход занятия

 Педагог, прикреплял к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой*, читает текст:

— Вот и пришло долгожданное лето. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки [!|

Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа, педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

Такое расположение картинок объясняется тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.

Примечание. При возникновении затруднений, ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстановить содержание предложения.

После успешного пересказа можно перевернуть все картинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.

Примечание. Обратите внимание - в текстах будут встречаться предложения с однородными членами. В этом случае в одном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество рядов картинок.

В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить картинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания. После чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.

Тексты для пересказа

Вот и пришло долгожданное лето'. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами - клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки!.

Маша проснулась рано утром и вышла во двор. На заборе сидит петух и громко поет. Котенок Тимка лакает молоко из блюдца. Куры клюют пшено. У сарая стоит корова Зорька и сонно жует соленую горбушку черного хлеба. Бабушка несет в дом полное ведро парного молока. «Пойдем завтракать, внученька [!]» - зовет она Машу.

Однажды Маша и бабушка пошли в лес за грибами. В лесу щебечут птицы. С ветки на ветку прыгают рыжие белки. Из травы выглядывают боровики, подосиновики и сыроежки. Фыркнул и спрятался под кустиком смешной колючий ежик. Корзинки быстро наполнились грибами. Пора идти домой.

С утра идет дождь. Маша сидит на веранде. На столе перед ней лежат краски и кисти. Можно нарисовать радугу. Можно нарисовать цветы. Котенок Тимка запрыгнул к Маше на колени и замурлыкал: «Меня, меня нарисуй».

Маша пошла купаться на речку. Видит, на берегу сидит рыбак и наблюдает за поплавком. Вдруг поплавок стал нырять и подпрыгивать. Удочка взметнулась вверх. На крючке заплясал большой золотистый карась. «Какая красивая рыбка [!]» - подумала Маша.

Солнце согревает землю жаркими лучами. В саду наливаются соком румяные яблоки. Ветки слив сгибаются под тяжестью фиолетовых плодов. Над малиной кружатся шмели. Сверкают на солнце бордовые огоньки сочных вишен. Маша берет корзинку и идет в сад за ягодами. Бабушка собирается варить вишневое варенье.

Вот и заканчивается лето. Скоро осень выкрасит листья деревьев желтой и красной красками. Маша возвращается домой к маме и папе. «Куд-куда, куд-куда?»- спрашивают ее куры. «Ку-ка-ре-ку!» - поет для нее свою песню петух. Котенок Тимка мурлычет и шершавым языком лижет Маше руку. Корова Зорька на прощанье дала самое душистое молоко. Бабушка посадила Машу в автобус и помахала рукой вслед. «До свидания!» - крикнула Маша.

В лес пришла золотая осень. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Прячутся в желтеющей траве и под опавшими листьями подосиновики и сыроежки. На вырубках раскинулись красно-зеленые ковры брусники. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Хлопотливые белки заготавливают припасы на зиму. В глухих чащобах готовят себе берлоги медведи. Меняют шубки зайцы-беляки. Скоро начнутся холодные осенние дожди. У поздней осени свои краски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Статья для педагогов и родителей "Развитие связной речи у ребенка дошкольного возраста"

Статья для педагогов и родителей "Развитие связной речи у ребенка дошкольного возраста"...