Библиотечное детективное расследование "В поисках лепестков Цветика-Семицветика" (к юбилею В. П. Катаева)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Юрикова Светлана Геннадьевна

Конспект данного занятия может быть использована в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, библиотекарей образовательных учреждений в целях воспитания любви обучающихся к художественной литературе на примере сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик» в процессе игровой деятельности.

Сценарий данного занятия рассчитан на воспитанников подготовительных групп детского сада, на обучающихся 1-х классов и требует определённой подготовки.

Местом проведения данного занятия может стать школьная библиотека, группа детского сада, музыкальный зал, учебный класс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название занятия: В поисках лепестков Цветика-Семицветика

Форма: библиотечное детективное расследование (к юбилею В. П. Катаева)

 Название образовательного учреждения: МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44» г. Белгорода

Ф. И. О. автора, должность: Юрикова Светлана Геннадьевна, библиотекарь

Пояснительная записка

Конспект данного занятия может быть использована в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, библиотекарей образовательных учреждений в целях воспитания любви обучающихся к художественной литературе на примере сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик» в процессе игровой деятельности.

Сценарий данного занятия рассчитан на воспитанников подготовительных групп детского сада, на обучающихся 1-х классов и требует определённой подготовки.

Местом проведения данного занятия может стать школьная библиотека, группа детского сада, музыкальный зал, учебный класс.

Цель: воспитание интереса и любви дошкольников к художественной литературе на примере сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик» в процессе игровой деятельности.

Образовательные задачи:

1. Познакомить воспитанников с биографией и творчеством В.П. Катаева.

2. Закреплять знания воспитанников о сказке В. Катаева «Цветки-Семицветик», о её жанровых особенностях.

3. Формировать умения составлять предложения, отвечать на вопросы полным ответом.

4. Учить подбирать определения к заданному слову, расширять словарный запас воспитанников.

Развивающие задачи:

1. Развивать речь детей, умение рассуждать.

2. Развивать творческие способности, воображение детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к художественной литературе.

2. Воспитывать умение сопереживать героям произведения.

3. Способствовать воспитанию нравственных качеств воспитанников на примере поступка главной героини сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик».

Подготовительная работа:

1. Предварительное чтение воспитанниками сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик».

2. Подготовка воспитанниками и родителями детей рисунков и поделок на выставку «Здравствуй, Цветик-Семицветик!».

3. Оформление выставки рисунков и поделок «Здравствуй, Цветик-Семицветик!»

4. Создание презентации Microsoft PowerPoint к методической разработке, в которой будут даны подсказки для детективного расследования и определённые задания на развитие внимательности и логического мышления дошкольников.

Оборудование, реквизит:

- компьютер или ноутбук для демонстрации презентации; книга В. П. Катаева «Цветик-Семицветик»; портрет писателя; магниты; лепестки Цветика-Семицветика, изготовленные из картона и цветной бумаги, тех цветов, что и в сказке; изображение ветерка/тучки; мешок с игрушками: пирамидка, кубик, мяч.

Конспект занятия

Библиотекарь: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, который создавал книги для детей и взрослых – Валентина Петровича Катаева. В этом году мы отмечаем юбилей этого писателя – ____ лет со дня рождения.

Родился Валентин Петрович 28 января 1897 года в городе Одесса, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть «Сын полка». Вы прочтете ее, когда подрастёте. А вот для вас есть сказка: «Цветик-семицветик». Эта сказка написана в 1940 году. Ей так много лет. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

А понравилась ли она вам, юные читатели? (Ответы детей.)

Я так и предполагала. Прошло много лет, а дети с удовольствием читают ее.
Почему сказка с таким необычным названием?
(Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.)

Библиотекарь: Как зовут девочку – главную героиню этой сказки? (Женя)

Библиотекарь: Как у неё оказался цветик-семицветик? (Его подарила девочке старушка-волшебница.)

Библиотекарь: Был ли подаренный цветок обыкновенным? (Нет, он был волшебным, исполнял желания. Надо было только произнести волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то.)

 Библиотекарь: У нас в библиотеке тоже расцвёл цветик-семицветик. Давайте на него полюбуемся.

(Библиотекарь открывает на доске изображение цветка, но дети видят, что от цветка осталась одна середина, а рядом изображение ветра и облачков разного цветов: жёлтого, красного, синего, зелёного, оранжевого, фиолетового, голубого.)

Библиотекарь: Ребята, что же случилось? Где же наш цветик-семицветик?

(Ветер-озорник слишком сильно подул, и все лепестки цветика-семицветика разлетелись, но проказник оставил после себя облачка, на которых мы можем найти подсказки, где же нам искать лепестки цветика-семицветика. На облачках написаны вопросы или задания, которые дети должны выполнить. После выполнения заданий ветер-проказник даст подсказку, где искать лепесток определённого цвета.)

Библиотекарь: Вы готовы к поиску лепестков нашего цветика? (Ответы детей.) Тогда вспомните, пожалуйста, какое было первое желание Жени и лепестком какого цвета воспользовалась девочка для исполнения своего желания?

(Первое желание Жени – вернуться домой с баранками. Девочка использовала жёлтый лепесток. Если дети забыли цвет лепестка, можно помочь им с помощью цветовых «подсказок»: солнышко, цыплёнок, сыр, сливочное масло, репа, банан и др. После того, как дети называют цвет лепестка, библиотекарь снимает облако того же цвета и читает задания и вопросы, которые оставил ветер-озорник.)

Жёлтое облако

Сколько баранок купила Женя в магазине? (7. Две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.)

После того как дети правильно выполнили задание, ответили на вопрос, на экране появляется подсказка от ветра-озорника, где можно найти лепесток нужного цвета: это может быть подоконник, полка в шкафу, стенд и т. д.

Библиотекарь: Какой лепесток исполнил следующее желание Жени? (Красный лепесток. Женя попросила его склеить любимую мамину вазу. Цветовые подсказки: помидор, арбуз, мухомор, мак и др.) 

Красное облако

Ваза в сказке сделалась, как новая. А ваза была стеклянная.

Упражнение «Назовите правильно, что из чего сделано»:

- Сок из винограда – виноградный.

- Сковорода из чугуна – (чугунная).

- Сок из сливы – (сливовый).

- Посуда из дерева – (деревянная).

- Шапка из меха – (меховая).

- Сок из моркови – (морковный).

- Монета из золота – (золотая).

- Кувшин из глины – (глиняный).

- Сок из клубники – (клубничный).

- Платок из шерсти – (шерстяной).

- Блузка из шелка – (шелковая).

- Гвоздь из железа – (железный).

- Кораблик из бумаги – (бумажный).

- Кубик из пластмассы - (пластмассовый).

- Колесо из резины – (резиновое).

Задание на внимательность «Склей вазу»

На экране появляются изображения трёх ваз, разделённых пополам. Детям необходимо подобрать соответствующие друг другу половинки вазы.

После того как дети правильно выполнили задание, ответили на вопрос, на экране появляется подсказка от ветра-озорника, где можно найти лепесток нужного цвета: это может быть подоконник, полка в шкафу, стенд и т. д.

Библиотекарь: Куда попала Женя, когда оторвала третий лепесток? Каким цветом он был? (Женя попала на Северный полюс, когда она оторвала синий лепесток. Цветовые подсказки: море, колокольчики, василёк и др.)

Синее облако

Женя, конечно, попала на Северный полюс. А кого она там встретила? (Белых медведей.)

А во что девочка была одета? (Ответы детей). Она, конечно же, замерзла.

Покажите, как бедной Жене было холодно в одном летнем платьице, с голыми ногами на морозе в сто градусов!

А кого еще можно встретить на Севере? Давайте поиграем в игру: если животное, которое я назову, живет на Севере – вы покажите, как на Севере холодно, а если – в жарких странах, то – как там жарко.

Игра «Холодно – жарко».

Жираф – Морж – Белый медведь – Бегемот – Пингвин – Крокодил – Слон – Носорог.

После того как дети правильно выполнили задание, ответили на вопрос, на экране появляется подсказка от ветра-озорника, где можно найти лепесток нужного цвета: это может быть подоконник, полка в шкафу, стенд и т. д.

Библиотекарь: Конечно, Женя так замёрзла и так испугалась белых медведей, что захотела вернуться домой. Какой лепесток помог ей в этом? (Зелёный. Цветовые подсказки: трава, листья, крокодил, лягушка и др.)

Зелёное облако

Женя вернулась домой. А мы с вами поможем найти свои дома животным.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

В болоте - лягушка

В берлоге - медведь

В конуре - собака

В конюшне - лошадь

В курятнике – куры, петух

В дупле - белка

В улье - пчёлы

В муравейнике - муравьи

В аквариуме - рыбки

В гнезде - птицы

В норе – лиса, барсук, ёж

В море – дельфин, рыба, медуза

После того как дети правильно выполнили задание, ответили на вопрос, на экране появляется подсказка от ветра-озорника, где можно найти лепесток нужного цвета: это может быть подоконник, полка в шкафу, стенд и т. д.

Библиотекарь: Какое желание исполнил пятый лепесток? Какого он был цвета? (Оранжевый лепесток. Цветовые подсказки: апельсин, мандарин, морковка и др. Оранжевый лепесток Женя потратила на игрушки. Позавидовала другим – даже глаза от зависти стали желтыми, как у козы.)

Оранжевое облако

Задание на внимательность

Какие игрушки изображены на рисунке? Сколько их? (9: кукла, заяц, юла, кубик, скакалка, мишка, пирамидка, матрёшка, мяч)

После того как дети правильно выполнили задание, ответили на вопрос, на экране появляется подсказка от ветра-озорника, где можно найти лепесток нужного цвета: это может быть подоконник, полка в шкафу, стенд и т. д. В случае с оранжевым лепестком, вместе с ним спрятан и фиолетовый.

Библиотекарь: Вы видите, что вместе с оранжевым лепестком ветер унёс и фиолетовый лепесток. А какое желание исполнил это лепесток? (Ответы детей. Женя попросила, чтобы все игрушки поскорей убирались в магазины.)

Библиотекарь: Ребята, сколько лепестков вы нашли? (6) Сколько вам осталось ещё найти? (1) Какого он цвета? (Голубого) Последний лепесток остался у Жени. Что же она сделала? (Ответы детей. Она встретила хромого мальчика Витю, которому решила помочь.) 

Голубое облако

Давайте скажем волшебные слова, которые произнесла Женя для того, чтобы помочь мальчику.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

После того как дети правильно выполнили задание, ответили на вопрос, на экране появляется подсказка от ветра-озорника, где можно найти лепесток нужного цвета: это может быть подоконник, полка в шкафу, стенд и т. д.

Библиотекарь: Ребята, посмотрите на наш цветик-семицветик. Посчитайте лепестки этого цветка. Все ли на месте? Какие лепестки выполнили полезные желания? А какое бы желание загадали вы, если бы у вас был такой волшебный цветик-семицветик?

Беседа  с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В. Катаева)

Конспект  совместного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В....

«Дорогою добра в поисках лепестков цветика - семицветика»

Познакомить детей со сказкой  В. Катаева «Цветик- семицветик»....

Конспект НОД по ФЭМП "В поисках лепестков цветика-семицветика" (подготовительная группа)

Развивать интерес детей к математическим знаниям в процессе игровой деятельности....

Конспект НОД по математике старшая группа. Волшебное путешествие в поисках лепестков цветика – семицветика.

Цель. Продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: совершенствовать навыки счета в пределах семи. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Закреплять зна...

Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...

ООД "Дрогою добра в поисках лепестков цветика - семицветика

Конспект занятия в стршей группе по познавательному развитию...

ПРИКАЗ от 17.03.2023. № 36/1-ОД. О подготовке и проведении итогового мероприятия по дополнительной программе театральной студии "МХАТик". Показ театрализованного представления "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК", по мотивам сказки В. П. Катаева.

ПРИКАЗ   от 17.03.2023. № 36/1-ОД. О подготовке и проведении итогового мероприятия по дополнительной программе  театральной студии "МХАТик". Показ театрализованного представле...