Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В. Катаева)
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Шиманчук Юлия Николаевна

Конспект  совместного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В. Катаева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cvetik.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Тема: «Цветик-семицветик» ч. I

(по сказке В. Катаева)

Цели.

Коррекционно-образовательные:

Формирование умения ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя.

Нормализация темпа и ритма речи.

Активизация произвольного слухового внимания. Умения концентрироваться на слуховых образах.

Коррекционно-развивающие:

Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.

Стабилизация психических процессов. Развитие умения расслабляться и  восстанавливать внутреннее равновесие.

Развитие пластичности и выразительности движений. 

Развитие обшей и  мелкой  моторики. Умения выполнять движения в нужном ритме и темпе.

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать  дружеские  взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.

Предшествующая работа:

1.Чтение сказки.

2. Просмотр мультфильма.

3. Беседа по сказке

- Кто написал эту сказку?

- Как звали главную героиню?

-Почему собака съела баранки у Жени?

-Что подарила старушка Жени?

-Правильно ли использовала Женя второй лепесток?

-Как вы думаете, что сказали бы родители Жене о ее поступке?

 4.Игры на сенсорное развитие6 «Угадай какого цвета?», «Сочетание цветов»

5. Загадывание загадок о цветах.

6.Пальчиковая гимнастика «Цветы».

7.дидактическая игра «Большие- маленькие»- закрепление употребления в речи уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.

8. Чтение стихов «Лесные фиалки» В. Паеналеева, «Подснежник А. Матутис, «Мать-и-мачеха» Н. Нищева.

9. Рисование любимых цветов, аппликация «Цветы в вазе». Оригами «Тюльпан».

10.Рисование-тест «Я герой этой сказки».

11.Наблюдение за ростом цветов в горшках (длительный эксперимент).

12. Экскурсия в парк- познакомить и расширить знания детей об озеленении города.

13.Упражнять детей в прыжках на одной ноге, перепрыгивание через препятствия- подвижная игра «Волк игуси».

14. Изготовление совместно с родителями цветика – семицветика и иллюстрация желаний по количеству лепестков.

Необходимые материалы: светильник из световолокна, шарф или лента голубого цвета, цветик-семицветик из тонкой бумаги.

Вступление (психолог)визуализация

— Закройте глаза и представьте себе, что вы попали в волшебный сад, где растут очень красивые цветы. Но самое главное — то, что все цветы в этом саду умеют творить чудеса. Какие желания они могут исполнять? Надо ли сказать какие-то волшебные слова, чтобы цветы совершили чудо? Какие слова?

Вхождение в сказку (психолог)

— У меня тоже есть волшебный цветок (демонстрируется светильник из световолокна). Этот цветок умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Для того чтобы попасть в нее, надо получить от этого цветка волшебную силу. Посмотрите очень внимательно на цветок и представьте себе, как свет от него входит в вашу голову... шею... спину., грудь... живот... мягко-мягко наполняет руки и ноги.

Чувствуете, как волшебная сила наполнила ваше тело? Ну вот мы и в сказке. Она называется «Цветик-семицветик».

 Общее расслабление.

Посмотрите: мы — цветочки! (Руками над головой изобразить «цветок»).

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени,

А теперь немножко лени.

Развитие мелкой моторики.

Вырос высокий цветок на поляне,

Цветок с закрытыми лепестками.

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питание,

Ритмичные движения пальцами вместе и врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Изображают «корни».

Сказка (логопед)

Жила в одном городе девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам глядит, ворон считает. А тем временем сзади пристала к ней незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела. Обернулась Женя, но уже поздно! Все баранки съедены.

— Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась ее догонять.

Упражнение 1. Догонялки (психолог) «Полька» Штрауса

Дети бегут друг за другом по кругу, прыгают на одной ноге, перепрыгивают через ручеек (на пол кладется шарфик голубого цвета), взбираются на холмик (на стул), спрыгивают с него, снова бегут и т. д.

Когда включается музыка, дети останавливаются, замирают на месте и прислушиваются к ощущениям в теле. Ведущий спрашивает, в какой части тела (ногах, руках...) усталость, покалывания, боль, приятные ощущения, мягкие, тяжелые и т. д.

Собаку не догнала, а сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала.

Упражнение 2. Плач (психолог)

Когда люди плачут? Детям предлагается показать на пиктограмме состояние испуга, страха. Ведущий обращает внимание детей на то, что при испуге тело напряженное, скованное, твердое. Затем дети садятся на пол и «плачут». После «плача» все расслабляются в положении сидя. Ведущий объясняет детям, что после того, как человек поплачет, ему становится легче, мышцы его тела сами расслабляются! Детям предлагается понаблюдать, что в расслабленном состоянии лицо спокойное, плечи опущены, руки свободно свисают вдоль тела... Ведущий подходит к каждому ребенку и слегка поглаживает его плечи, руки, голову, спину.

Массаж лица. (логопед)

Представьте, что вы цветочки. Солнышко лучами ласкает: лоб (поглаживающие движения); щеки (поглаживающие движения); подбородок (поглаживающие движения); шею (поглаживающие движения).

Развитие мимических мышц. (логопед)

 Психолог показывает пиктограмму.

А теперь цветочки радуются солнышку,

Радость.

Улыбаются ему,

Веселье.

Вдруг набежала тучка

Грусть.

Рассердились цветы на тучку!

Рассердились.

Тучка убежала.

Радость.

Вдруг откуда ни возьмись — старушка. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

— Не плачь, я тебе помогу.

И старушка подарила Жене очень красивый цветок. (Демонстрируется цветик-семицветик.) У него было семь лепестков, каждый разного цвета (детям предлагаются лепестки по цвету).

— Это цветик-семицветик, — сказала старушка. — Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо оторвать один из лепестков, бросить его и сказать волшебные слова:

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели.

Женя поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Оглянулась, а старушки как не бывало. Тогда Женя поскорее оторвала желтый лепесток, бросила его и сказала волшебные слова.

Упражнение 3. Желтый лепесток (психолог)

Один ребенок играет роль Жени. Он с помощью ведущего говорит волшебные слова и формирует заключительную фразу-приказ: «Вели, чтобы я с баранками оказалась дома».

Не успела она это сказать, как в тот же миг оказалась дома. Жене захотелось поставить цветок в самую красивую вазу. Она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазой. В это

время, как на грех, за окном пролетали вороны. Женя открыла! рот и стала считать ворон, загибая пальцы, а ваза полетела вниз  и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.

 Что делать?

Упражнение 4. Семья (логопед)

А вы как думаете? Что сказали бы ее родители, братья, сестренки, бабушки...?

Как бы они отнеслись к ее поступку?

Один ребенок играет роль Жени. Остальные дети выбирают себе роль мамы, папы, бабушки, сестры и т. д. Каждый из «семьи» подходит по очереди к Жене и высказывает ей свое мнение.

Но всего этого в сказке не было. А было другое.

Пока мама не увидела разбитой вазы, Женя быстренько оторвала красный лепесток и прошептала волшебные слова.

Упражнение 5. Красный лепесток (логопед)

«Женя» из упражнения 4 шепотом произносит заветные слова и составляет заключительную фразу-приказ: «Вели, чтобы ваза вновь стала целой».

Не успела она сказать их, как осколки сами собою поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни — глядь, а ее любимая ваза как ни в чем не бывало стоит на месте.

Упражнение 6. Ваза (психолог)  «На заре ты ее не буди» Гуринев

Детям предлагается сделать «вазу», т. е. встать тесным кружком, вытянуть вверх руки, прогнуть спину и отогнуть назад кисти рук. Как только начинает звучать музыка, «ваза разбивается», «осколки» (дети) разлетаются в разные стороны и танцуют под музыку. Когда музыка умолкает, «осколки» срастаются и превращаются в «вазу». Повторяется 3—4 раза.

«Па-де-грас»

Детям предлагается сесть на пятки и расслабить руки, свесив их вдоль туловища, слегка опустив на грудь голову. Дети слушают ощущения в своем теле.

Заключение. Релаксация.

— И хотя сказка еще не закончилась, волшебная сила, которую подарил нам чудесный цветок, иссякла, и мы оказались в нашем обычном мире. О том, какие приключения ожидали Женю дальше, мы узнаем на следующем занятии.

Что вам больше всего понравилось в сказке?

Все молодцы, всем спасибо, занятия окончены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Развитие связной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полн...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект  предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов по теме "Транспорт"...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА: «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект предназначен для учителей - логопедов, воспитателей детского сада по лексической теме "Транспорт"...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...

«Развитие связной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

В своей работе активно использую сказкотерапию. Здесь и выработка дикции, развитие интонации, эмоциональности, памяти, мышления, общей, мелкой моторики.Сказка – это один из основных жанров...