Консультация-практикум для родителей: «Игры со звуками - залог успешного овладения грамотой»
консультация по развитию речи

Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-praktikum_dlya_roditeley.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – практикум для родителей:

«Игры со звуками - залог успешного овладения грамотой»

Задачи:  

  1. Показать родителям необходимость для ребёнка  иметь

чувственный опыт игр со звуками для успешного  овладения

 грамотой.

  1. Заинтересовать родителей звуковыми играми.
  2. Научить родителей навыкам звукового анализа и синтеза.

Оборудование: магнитная доска, маркеры, магниты, предметные картинки, раздаточный материал, ручки, листы бумаги для родителей, список слов для анализа и синтеза (по количеству родителей).

Логопед.  Здравствуйте, уважаемые родители!

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у всех. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.

Сегодня я попытаюсь показать вам, как игры со звуками помогают научить ребёнка читать.

Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с  букв также опасно, как давать в руки ребёнку любой предмет, с которым он ещё не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.

 Рассмотрим возрастные нормы развития фонематического слуха.

 Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

 На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

 На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

 На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

К 5-6 годам у ребёнка должен быть сформирован фонематический слух. Что такое фонематический слух – слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (звуков), составляющих звуковую оболочку слова. А уже на основе фонематического слуха формируется фонематический анализ и синтез – умение «раскладывать»  и «собирать» звуковую структуру слова, умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

 Итак, развитый фонематический слух позволяет:

 1. Правильно произносить звуки;

 2. Четко произносить слова;

 3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

 4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

 5. Успешно освоить письмо и чтение.

      Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать. Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру.

Чтобы легко и радостно вы смогли играть в них со своими детьми, сегодня мы будем играть в звуковые игры, «пропустим их через себя»,

Первый этап развития фонематического слуха на материале неречевых звуков – звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.

 Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

 Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.

Примеры игр:

«Угадай звук»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.

«Волшебная палочка»

Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук.

«Громко–тихо» 
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово по–разному:
а) громко, а затем тихо;
б) протяжно и отрывисто;
в) высоко, а через пару мгновений низко.

Второй этап – развитие фонематического слуха на материале речевых звуков

Игра «Поймай звук».

Логопед. Вот  загадка. Отгадайте её.

На всех тихо падает, садится,

Но никого не боится.  ( снег)

Какой первый звук в слове снег? Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:

с, з, ц ,с, ц, к ,а, з, ц. с, ш, з, с;

са, жа, зо, со, ща, ис, па, сы;

мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север («ловушка»).

«Где спрятался звук?»

Логопед.  Произнесите, пожалуйста, слова: начало, конец или середина в зависимости от того, где в слове слышится звук «с»:

Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.

(Если ребёнок затрудняется, покажите ему на схеме)

«Ушки на макушке»

Логопед. Я многократно произнесу одно и  тоже слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть.

сыр, сыр, сыр,…сор, сыр, сыр;

шар, шар,…жар, шар, шар;

стол, стол, стол, стол,….стул, стол;

рад, рад,…ряд, рад, рад;

мак, мак, мак,…лак, мак;

«Теория о звуках»

Логопед. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Что можно делать со звуками?  (Звуки можно слышать и произносить)

На какие две группы делятся звуки?  (На гласные и согласные звуки)

Сколько гласных звуков в русском языке?  (Шесть звуков – и, э, а, у, о, ы)

Почему одни звуки называются гласными, а другие согласными?

В чем главное их отличие?  (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, при произнесении согласных во рту есть препятствие; гласные образуют слог.)

Какие бывают согласные звуки?  (Твёрдые и мягкие)

Давайте поиграем в игры, помогающие различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Почему так важно это умение? Ответить на этот вопрос можно, поняв механизм чтения и письма.

Игра «Тим и Том»

Логопед.  Нарисуйте двух мальчиков. Один – маленький, худенький. Это Тим.  Другой – высокий, толстенький, большой. Это Том.

Тим любит всё, что начинается на мягкий согласный звук, Том – на твёрдый согласный звук. Кто любит носить кепку, кто панамку?

(Аналогично родители рисуют для Тима и для Тома конфету и  леденцы, мяч и скакалку, печенье и пряник, пирамидку и матрёшку и т.д. )

Индивидуальные задания

Родителям раздают предметные картинки и просят распределить их на две группы по первому (твёрдому или мягкому) согласному звуку:  «Диван и скамейка», «Тапочки и ботинки»

Логопед.  Если название картинки начинается на мягкий согласный звук, слово «сядет» на мягкий диван, если на твёрдый – на твёрдую скамейку.

Игра «Магазин игрушек»

Логопед. Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.

Родитель. Я хочу купить мишку.

Логопед. Платите деньги.

Родитель. Вот вам звук «мь»

Логопед. Продано.

«Цепочка слов»

Родителям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.

Слон – нос –стол – лодка – ананас…

«Ловим» звуки» и  «собираем» слово»

Логопед. Я  «бросаю»  вам звук «н»,  я «бросаю» вам звук «о», я «бросаю» вам звук «с».  Какое слово поймали?  (можно выкладывать схемы)

Слова: дом, кот, сыр, суп, мост и др.

«Разложи слово на звуки»

Родителям раздают предметные картинки: шар, душ, кот, кит, дым  и др.

Они «раскладывают» слово на звуки: первый звук «ш», последний «р», в середине  «а»   или  по порядку: ш,  а,  р.

«Сколько звуков слышишь?

Логопед:- Предлагаю вам сжать пальчики в кулачок и закрыть глаза.

Покажите столько пальчиков, сколько звуков услышите.

(ау, и, ак, м, сом, мама и т.д.)

«Нарисуй столько кружков, сколько звуков  в слове»

Сок, слон, зубы, санки, радуга.

 «Отвечай, не торопясь». 

Логопед: - Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла, кубики, карандаши, книга..);

 - Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…); - Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.

«Усвоим правило».

Логопед. Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребёнком анализировать слова:

- брать для анализа слова, произношение  которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, ё, я, ю, ь.

- выделяя последовательно звуки в слове, научите ребёнка интонационно подчеркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например, слово «сон».

Ссссон – первый   звук «с»

Сооон – второй звук «о»

Соннн – третий звук «н»

Тренировка в подборе слов для анализа и синтеза.

Логопед. Какие слова вы возьмёте для анализа, какие нет? Почему?

Лёва, школа, суп, пенал, дуб, парта, сыр, коза, яма, дом , козы,  конь, Маша.

Итог практикума.

Логопед. Спасибо вам, уважаемые родители, за активную работу.

Играйте с детьми легко, с радостью. Самое важное – совместные игры со звуками станут важным шагом психического развития вашего ребёнка.  Живите в мире звуков вместе с ребёнком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших занятиях в школе.

На память получите список слов для анализа и синтеза.

И ещё я бы хотела вам порекомендовать литературу, которая   поможет вам  и вашему ребёнку учиться, играя.

Ирина Лопухина  «550 занимательных упражнений и игр.

Список используемой литературы:

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 1999.
  2. Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. М., 2013.
  3. Ирина Лопухина  «550 занимательных упражнений и игр.
  4. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. М., 2013.
  5. Куделина Ю.Ю. «Логопед» № 7, 2015.

ПРИМЕРНЫЙ  СПИСОК  СЛОВ  ДЛЯ  ЗВУКОВОГО  АНАЛИЗА  И  СИНТЕЗА.

1.ау, уа, ум, ус, ах, ох, му, но, ту, ни, ки;

2 . мак       3.мама       4. мир       5. лаки        6.  слон        7. сумка

   лук           каша          пир            маки            стол            кошка

   сук           луна           бил            баки            шкаф          парта

   сок           ваза            мил           шаги            кран           санки

   сыр          папа           лил            шали            стул

   дом          баба           тик            мина             врач

   вот           пара           вил            липа             плащ

   шар          рама          лис             киса             волк

   жук          Даша                            лиса             торт

   сын           сады                            пила             зонт

   жар           лапы                            быки            шарф

   сон            вазы                             дыни           лист

   рот            фары                            лисы            мост

   кот            рука                              киты           утка                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма.

В статье освещаются вопросы правильного подхода к обучению дошкольников грамоте, выделяются основные этапы подготовки ребенка к звуко-слоговому анализу слов, который является залогом успешного овладен...

Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой

Фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;  фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более п...

Предпосылки для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       В статье раскрывается актуальность проблемы овладения грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как фактора успешной социальной адаптации к школь...

Своевременное развитие слухового восприятия как предпосылка формирования правильного звукопроизношения и успешного овладение грамотой детей 4 -6 лет.

О важности и необходимости своевременного, поэтапного развития слухового восприятия для формирования правильного произношения звуков и, в дальнейшем, успешным овладением навыками чтения и письма....

Развитие фонематического восприятия - залог успешного овладения грамотой

Консультация для педагогов по развитию фонематического восприятия у дошкольников...

Памятка для родителей "Темпо -ритмическая организация речи для успешного овладения грамотой"

quot;Основа всей жизни человека - ритм,данный каждому его природой, дыханием"                                ...