Памятка для родителей "Темпо -ритмическая организация речи для успешного овладения грамотой"
консультация

Молостова Татьяна Анатольевна

"Основа всей жизни человека - ритм,

данный каждому его природой, дыханием"

                                       К. Станиславский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tempo-ritmich.st_.rechi_pamyatka_dlya_roditeley.docx791.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Темпо-ритмическая организация речи для успешного овладения грамотой»

(Памятка для родителей)

Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Речь, как и каждая другая функциональная система, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию негативных условий в период активного формирования.

Коррекции нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес.

Темп речи принято определять, как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.

Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо— ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме. Устная речь в дошкольном возрасте характеризуется наличием онтогенетических пауз, которые возникают именно в период формирования фразовой речи, физиологическими итерациями (повторами звуков и частей слова), дыхательными итерациями и восклицаниями внутри слова и фразы. Поэтому, проблема профилактики нарушения темпо-ритмической организации речи особенно актуальна. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико- грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик, что влияет непосредственно на дальнейшее обучение грамоте.

Нарушение темпо-ритмической организации речи – это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавности. При нарушениях темпо-ритмической стороны речи у детей наблюдается ускоренный темп речи (тахилалия), наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный (брадилалия), с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий.

Исходя из вышесказанного, возникает потребность уделить внимание темпу и ритму.

Представляю вашему вниманию ряд игровых упражнений, которые будут способствовать профилактике недостатков темпо-ритмической организации речи.

Игры для развития дыхания, темпа и ритма речи.

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей.

Благодаря данным играм дети овладевают правильным речевым дыханием, которое является основой для формирования красивой и выразительной речи!

«Хлопки в ладоши»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.

Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пузырей разной величины.

Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.

(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий)

«Пчёлы и мёд»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.

(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо).https://ae01.alicdn.com/kf/H72fcc84c29ab438ca9089a787ce176cfI/Dawasaru.jpg

«Одуванчики»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением одуванчиков разной величины.

Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты. (Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)

«Весенний ветер»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением дерева с листочками, прикреплёнными на ниточке. Подуй на дерево и увидишь, как весенний ветер шевелит листочки.

https://i.pinimg.com/originals/f9/ab/47/f9ab476513496c297bd5d87dc1408ff7.png

«Добрый гном»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением гнома и бабочки, прикреплённой на ниточке. Подуй на гномика и увидишь, как бабочка взлетает с его пальца."

«Звуки в лесу»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материалы: картинки с изображением леса, лесной чащи.

Просим ребёнка произнеси плавно и длительно на выдохе звуки: аa; аaoo; аaуу; ууыы, ыыуу.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613647740_1-p-fon-lesa-dlya-prezentatsii-dlya-detei-1.jpg

«К старту готов»

Цель: развитие речевого дыхания в обратном счете.

Материалы: картинка с изображением ракеты.

Просим ребёнка на выдохе длительно произнести цифры в обратном порядке от 10 до 1. (десять, девять…).

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-02/1645066616_8-kartinkin-net-p-raketa-kartinki-8.png

«У кого больше»

Цель: развитие речевого дыхания в согласовании числительных с существительными.

Материалы: картинки с изображением медведя, малины, капусты, машины.

Просим ребёнка на выдохе посчитать мишек, малину, капусту. С каждым разом стараться насчитать как можно больше предметов.

Например: один мишка, два мишки, три мишки, четыре мишки… Одна малинка, две малинки, три малинки, четыре малинки…

Одна капуста, две капусты, три капусты, четыре капусты…

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614565244_92-p-igrushki-na-belom-fone-104.pnghttps://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/880/93880652_large_4__3_.pnghttps://printonic.ru/uploads/images/2016/04/04/img_5702bd507078b.jpg

«Делай как я»"

Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.

Материалы: картинки с изображением леса, грозы, дождя, радуги, домашних животных и их детёнышей.

Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).

«Дождь в лесу»

Агния Барто

Мы хо-ди-ли по гри-бы, За-би-ра-лись под ду-бы. Вдруг-дождь! Да ка-кой!.. Ста-ла про-се-ка ре-кой! Я гля-жу из-под пла-ща, Как, тре-ща и тре-пе-ща, Гну-тся ве-тки на ве-су.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не-ту боль-ше ти-ши-ны. Мы сто-им ог-лу-ше-ны:

Ли-вень с веет-ром по-по-лам Бьёт по веет-кам, по ство-лам!

Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал, Листь-я все пе-ре-лис-тал.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не гри-бы до-мой не-су - Од-ни дож-дин-ки на но-су.

«Радуга»

Е. Благинина

Дож-дик, дож-дик, не дож-ди, Не дож-ди ты, по-дож-ди!

Вый-ди, вый-ди, сол-ныш-ко, Зо-ло-тое до-ныш-ко!

Я на ра-ду-гу-ду-гу По-лю-бу-юсь по-бе-гу - Се-миц-вет-ную-цвет-ную

На лу-гу под-сте-ре-гу. Я на крас-ну-ю ду-гу Наг-ля-деть-ся не мо-гу,

За о-ран-же-вой, за жёл-той Ви-жу но-ву-ю ду-гу.

Э-та но-ва-я ду-га Зе-ле-не-е, чем лу-га. А за не-ю го-лу-ба-я,

Точ-но ма-ми-на серь-га.

Я на си-ню-ю ду-гу Нас-мот-реть-ся не мо-гу, А за э-той фи-о-ле-то-вой

Возь-му да по-бе-гу…

Сол-нце се-ло за сто-га, Где ты, ра-ду-га-ду-га?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой

Фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;  фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более п...

Предпосылки для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       В статье раскрывается актуальность проблемы овладения грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как фактора успешной социальной адаптации к школь...

Своевременное развитие слухового восприятия как предпосылка формирования правильного звукопроизношения и успешного овладение грамотой детей 4 -6 лет.

О важности и необходимости своевременного, поэтапного развития слухового восприятия для формирования правильного произношения звуков и, в дальнейшем, успешным овладением навыками чтения и письма....

Консультация-практикум для родителей: «Игры со звуками - залог успешного овладения грамотой»

Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать....

Сформированность фонематического слуха-главное условие успешного овладения грамоте

Какое важное  условие необходимо для успешного овладения чтением и письмом......

Развитие фонематического восприятия - залог успешного овладения грамотой

Консультация для педагогов по развитию фонематического восприятия у дошкольников...