Развитие речи в подготовительной группе по теме "Скоро в школу"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Морару Светлана Викторовна

Занятие по развитию речи в подготовительной группе в рамках тематической недели "Скоро в школу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Дата:  01. 09 2022г.

Образовательная область Речевое развитие

Тема: Составление рассказа по картине  «В школу»

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Цель занятия: формировать умения детей  составлять связный рассказ по предложенной картине.

Задачи занятия:

Связная речь: 

  • Упражнять  детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

словарь:

  • активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»;
  • развивать умения  сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;

грамматика:

  • развивать умения детей  подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков с и ш;
  • Развивать интонационную выразительность речи: учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.

Материал. Картина «В школу».

Словарная работа: школьные принадлежности, дружба, школа, безопасность, здоровье, звонок, изобретатель. 

Оборудование и материал: Микрофон, два ватмана с наклеенными картинками школьника и школьницы в центре, карточки с изображёнными детьми, где они смотрят книгу, рисуют, занимаются спортом, дерутся, обижают природу….., пустые карточки, карандаши и фломастеры, клей, презентация, буквы Ш К О Л А, 2 портфеля, 2 корзины,  2 волшебных мешочка, школьные принадлежности, страницы книги, игрушки, колокольчик, полоски белого и чёрного цвета, мячик, логические задачи, смайлики трёх цветов – жёлтые, зелёные, красные.

Этапы ОД

Содержание

Деятельность педагога

Действия детей

результат

1. организационный момент

Воспитатель: Ребята нам сегодня принесли посылку. Хотите посмотреть?

Давайте,  посмотрим что там. (Воспитатель выкладывает картинки и предметы из посылки:  (колокольчик, тетрадь, азбука, пенал, линейка, ручка,  карандаш и т. д.)

Как вы думаете,  за чем нам прислали эти предметы, может, перепутали?

Почему?

Дети стоят в кругу

Дети: Да

Дети: Нет.

Дети: Потому что мы скоро пойдем в школу.

2. основная часть

Как называется наша группа? (подготовительная) Почему? К чему вы готовитесь.

Что нужно уметь, чтобы пойти учиться в школу?

- Читать и писать вас обязательно научат в школе, - продолжает педагог. - А сейчас вам нужно уметь слушать и слышать воспитателя, работать не отвлекаясь; понятно рассказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках.

Давайте посмотрим картинки которые нам прислали.

Рассматривание картины «В школу».  

Вопросы:

- Как можно назвать эту картину?

Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу?

- Что несут в руках дети?

Отгадывание загадок.

Воспитатель достает портфель.

- А что находится в портфелях вы узнаете отгадав загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен.

(Букварь)

Посмотрите на меня —

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я — в линейку, без сомнений.

Это — лёгкая загадка:

Каждый знает, я —. .

(Тетрадка)

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)

Какие еще школьные принадлежности вы знаете?

Рассматривание картины "Старший брат".

Кого вы видите на картине?

Что делает мальчик?

Во что он одет?

Расскажите про девочку, которую изобразил художник?

Как вы думаете, кто это?

Вы можете догадаться, о чем беседуют брат и сестра?

 Физкультминутка:

В школу скоро я пойду, (Дети шагают.)

Там друзей себе найду, (Вытянув руки вперед, сжимают пальцы в кулаки и разжимают.)

Научусь писать, читать, (Загибают по одному пальцу на руках.)

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду! (Поворачивают голову вправо-влево.)

И свой садик не забуду. (Обнимают себя руками, разводят руки в стороны и

опять обнимают) .

Рассматривание картины Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы"

Куда пришел мальчик? Во что одет ребенок? Почему он не решается войти  в класс?

Педагог рассказывает о недоступности школьного обучения в давние годы.

 Рассматривание картины "Первое сентября", обсуждение.

- В какое время года дети начинают учиться? (Осенью)

Коллективное составление рассказа по выбранной детьми картине.

Педагог предлагает свой рассказ. Затем ребята выбирают понравившуюся им картину для коллективного рассказа.

Cоставление индивидуальных рассказов.

Дидактическое упражнение:

- Скажите предложение - Я пойду в школу так, чтобы было слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу. А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете.

Развитие навыков письма, фонетическая работа.

Дети на листочках, а педагог на маркерной доске печатают слово ШКОЛА, делают его звуковой анализ.

Ответы детей.

Дети: ученики,

школьники, первоклассники.

Дети: Портфель

Дети: Карандаш

Дети Букварь

Дети: Тетрадка

Дети: Школьные принадлежности

Дети рассказывают

Дети выполняют движения по тексту

Дети: Осенью.

Педагог начинает рассказ, тот ребенок, у которого окажется колокольчик, продолжает.

Дети рассказывают свои рассказы

3. Заключительная часть

Воспитатель: Вам понравились картинки? Но это не все, что я вам показала, там еще что то осталось, давайте посмотрим. (воспитатель выкладывает цветные карандаши, краски, фломастеры, наклейки по теме школа, клей, ножницы, ватман).  сейчас возьмем этот большой ватман и будем все рисовать все что мы хотим про школу. Подходите, выбирайте

себе все, что нужно для работы и посмотрим, что у нас получится в результате нашей общей работы.

Дети берут карандаши, краски, фломастеры, картинки и начинают рисовать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»

Итоговое открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе«Маша идет в школу» Цель. Развитие речи детей.Задачи. Закреплять составлять предложения, рассказ по картинке; ориенти...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»....

Итоговое открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»

Итоговое открытое занятие по развитию речив подготовительной группе «Маша идет в школу»...

Конспект итоговой ООД по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»

Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи....

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Василиса идет в школу»

Цель. Развитие речи детей. Задачи. Закреплять умение составлять предложения, рассказ по картинке; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, ...

ОД по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»

Цель. Развитие речи детей.Задачи. Закреплять умение составлять предложения, рассказ по картинке; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умен...