Конспект НОД по развитию речи в группе №12. «Обучение пересказу с использованием технологии мнемотехника»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кармилицина Антонина Николаевна

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, умение связно выражать свои мысли; развивать зрительное восприятие, внимание, память, творческое воображение, фантазию; воспитывать положительные качества - честность и смелость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_gruppe.docx382.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в группе №12.

«Обучение пересказу с использованием технологии мнемотехника»

Тема: пересказ рассказа Н. Носова «Леденец».

Цель: формировать умение пересказывать с опорой на составленную мнемотаблицу.

Задачи: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, умение связно выражать свои мысли; развивать зрительное восприятие, внимание, память, творческое воображение, фантазию; воспитывать положительные качества - честность и смелость.

Словарная работа: леденец, буфет сахарница.

Ход занятия:

I. Организационный момент: 

На ковре:

Настроение у нас отличное,

А улыбка - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам уже заниматься пора.

Восп. Сегодня я прочитаю вам рассказ, но сначала вы отгадаете его название. А название кроется в отгадке того, что я вам прочитаю:

Голова на тонкой ножке,

Вкусный он и сладкий.

Полижи его немножко –

И конец загадке!

Только палочка осталась

От загадки под конец,

Потому что кто-то скушал

Вкусный, сладкий … (леденец!)

II. Основная часть:

1. – Итак, я прочитаю вам рассказ Николая Носова «Леденец»

Чтение рассказа. На доске портрет писателя.

Мама уходила из дому и сказала Мише:

— Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.

Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает:

«Я ведь ничего не трогаю, только смотрю».

А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол: «Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», — думает.

Открыл крышку, а там что-то красное сверху.

— Э, — говорит Миша, — да это ведь леденец. Наверно, как раз тот самый, который мне обещала мама.

Он запустил в сахарницу руку и вытащил леденец.

— Ого, — говорит, — большущий! И сладкий, должно быть.

Миша лизнул его и думает: «Пососу немножко и положу обратно».

И стал сосать. Пососёт, пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось. И всё ему кажется много.

Наконец леденец стал совсем тоненький, со спичку. Toгдa Мишенька положил его обратно в сахарницу.

Стоит, пальцы облизывает, смотрит на леденец, а сам думает: «Съем я его совсем. Всё равно мне мама отдаст. Ведь я хорошо себя веду: не шалю и ничего такого не делаю».

Миша достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам — и бух на пол! Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.

Миша перепугался: «Что теперь мама скажет!» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница, разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.

Наконец мама приходит:

— Ну, как ты себя вёл?

— Хорошо.

— Вот умница! Получай леденец.

Мама открыла буфет, взяла сахарницу… Ах!.. Сахарница развалилась, сахар посыпался на пол.

— Что же это такое? Кто сахарницу разбил?

— Это не я. Это она сама…

— Ах, сама разбилась! Ну, это понятно. А леденец-то куда девался?

— Леденец… леденец… Я его съел. Я себя вёл хорошо, ну и съел его. Вот…

2. Беседа по содержанию.

- А как по-другому можно сказать «леденец»?

Ответы детей: конфета, чупа-чупс, сосательная конфета, карамелька

- Ребята, а что такое сахарница? (посуда для сахара)

-А какой бывает сахар? (сахар -песок, кусковой)

-А какой был в сахарнице у Миши? Почему? (Кусковой, потому что его легко удалось собрать)

-А какое еще необычное слово вы услышали в рассказе? (буфет)

- Что такое буфет? (шкаф для посуды)

- Как зовут главного героя рассказа? (Миша)

-Что сказала ему мама перед уходом? (Веди себя хорошо. За это я подарю тебе большой красный леденец)

- Что делал Миша сначала, когда ушла мама? (Не шалил и ничего не трогал)

- А потом? Куда подошел Миша? (к буфету) Что он сделал? (поставил табурет, открыл дверцы и просто смотрел)

- Что Миша увидел в буфете? (сахарницу)

- Что было в сахарнице? (леденец)

- Что Миша стал делать? (облизывать леденец)

- Он его сразу хотел съесть? (нет, он хотел немножко пососать его и положить обратно)

- А получилось ли у Миши так сделать? (нет, леденец стал совсем тоненький, а потом он его и вовсе доел)

- А что же случилось потом? (Миша хотел поставить сахарницу на место, но она прилипла к рукам, упала и разбилась)

- На сколько частей разбилась сахарница? (на две)

- Мальчик испугался? (да, он думал: «Что же теперь мама скажет?»)

- Как поступил Миша? (соединил половинки, чтобы было не заметно)

- Что спросила мама, когда вернулась? (как ты себя вел)

- И что же он ответил? (Хорошо)

- И что случилось потом? (мама достала сахарницу, хотела дать Мише леденец, а сахарница развалилась)

- О чем мама спросила Мишу? (Кто сахарницу разбил)

- А что ответил Миша? (Это не я. Она сама.)

- Как вы думаете, Миша заслужил леденец?

- Почему? (обманул маму, не послушал ее)

- Как вы думаете, чем мог бы заняться Миша пока мамы не было? (порисовать, почитать, поиграть с игрушками, прибраться)

3. Физкультминутка:

Мы семья – всегда мы вместе, (шаги на месте, руки на поясе)

Нам нельзя сидеть на месте

И друг другу, если можем, (попрыгали на месте, руки на поясе)

Мы во всем всегда поможем.

Маме дружно помогаем – (руки вверх, покачали руками)

С полок пыль мы вытираем,

Потрясем половики, (потрясти руками перед собой)

Чисто вымоем полы. (руки внизу, махи вправо-влево)

Потрудились, отдохнули? (потянулись, вдох -выдох)

Сели разом за столы

И дождались тишины.

4. Показ мнемотаблицы.

Вывешивается мнемотаблица большого размера на доску, меньшего размера на столах у каждого ребёнка.

Конспект занятия «Обучение пересказу рассказа с использованием технологии мнемотехника» в подготовительной группе

Повторное чтение рассказа воспитателем с показом мнемотаблицы.

5. – Кто сможет пересказать нам рассказ?

Рассказы детей. Сначала по три человека (начало, середина и конец) – 2 раза,

затем по одному.

III. Заключительная часть 

- Какой рассказ мы сегодня читали и пересказывали? Кто его автор?

- Как звали главного героя? (Миша)

- Как бы вы поступили на месте Миши? (ответы детей)

(надо быть честным, слушаться маму, иметь смелость сразу признаться)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы» (с использованием приема мнемотехники).

Конспект  занятия  по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы»  (с использованием приема мнемотехники)....

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники по теме: Пересказ «Лиса» (по Е. Чарушину)

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием  графических схем.Задачи:Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержание...