Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста "Почему лето называют красным?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект беседы по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие интереса к поэзии и художественному слову, на закрепление знаний о лете как времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy_pochemu_leto_nazyvayut_krasnym.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы по речевому развитию

«Почему лето называют красным?»

(старший дошкольный возраст)

Цель: систематизировать знания детей о лете как времени года.       

Задачи:

- развивать память, мышление, внимание,

-развивать монологическую и диалогическую речь,

-формировать умение  составлять сложноподчиненные предложения,

-активизировать словарь детей,

-развивать интерес к поэзии,

-воспитывать чуткость к художественному слову, интонационную   выразительность речи,

-воспитывать активность, инициативность, коммуникативные качества.

Оборудование:  предметные и сюжетные картинки по теме «Времена года», «Луговые цветы»; ленты белые, желтые и синие по количеству детей, мяч, аудиозапись «Вот оно какое, наше лето» (муз. Е.Крылатова, ст. Ю.Энтина).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Лето», чтение художественной литературы по теме «Лето», заучивание стихов  (Балашов «Что такое лето», А.Плещеев «Лето», Л.Некрасова «Лето»), наблюдения на прогулках, слушание песен о лете, продуктивная деятельность по теме «Лето», п/игра «Косари».

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки? (ответы детей)

Послушайте загадку, которая поможет вам узнать, о чем мы сегодня поговорим.

            Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

           Я реки согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю.

          И любите за это вы все меня, я …..(лето).

Воспитатель: Догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (о лете) 

Послушайте стихотворение. Воспитатель читает стихотворение М.Ивенсен

 «Лето».

Вот и лето подоспело,

Земляника покраснела.

Повернется к солнцу боком,

Вся нальется алым соком.

В поле красная гвоздика,

Красный клевер, погляди-ка.

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом.

Видно люди не напрасно

Называют лето красным.                                  

Воспитатель: Как вы думаете, почему лето называют красным? (ответы детей)

Воспитатель: Да, действительно летом встречается много красного цвета. Что в стихотворении было красным? (ответы детей) 

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки и фотографии.

Игра «Найди лето».

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных времен года, а дети выбирают те, на которых изображено лето. Дети обосновывают свой выбор. 

Выбранные картинки прикрепляются на доску.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинки, которые мы выбрали. Они вам помогут ответить на следующий вопрос. Какие еще краски нам понадобились бы, если бы мы стали рисовать лето? (ответы детей)

Воспитатель: А почему так много разных красок? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, лето нас радует большим количеством самых разнообразных цветов. Летом воздух напоен запахом цветов. Их много повсюду: и в лесу, и в поле, и на лугу, и на клумбах в саду. Недаром в народе июнь называют «разноцвет». Почему, как вы думаете? (ответы детей) Все любят цветы, все ими любуются, собирают в букеты, плетут из них венки. Попробуйте узнать цветы.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки про цветы.

Загадки про цветы.

На лугу и в поле мы его встречаем,

Лепесточки белые мы на нём считаем.

Середина жёлтая у цветка того,

Будто крошка солнышка забралась в него.

-Что это за цветок, дети?

Дети: Ромашка!

Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдёшь.

Хоть не красный он, а синий -

Всё ж на звёздочку похож.

-Догадались, что это?

Дети: Василёк!

Четыре ярких, красных блестящих лепестка.

И зёрнышки в коробочке у этого цветка.

-Как называется цветок?

Дети: Мак!

То фиолетовый, то голубой

Он на опушке встречается с тобой.

Звонким названьем он наделён,

Но никогда мы не слышим их звон.

-Узнали?

Дети: Колокольчик!

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка.

Был цветок - и нет цветка!

-А это какой цветок?

Дети: Одуванчик!

Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем. Мы будем цветами.

Подвижная игра «Косари».

Выбираются 3 водящих – косари, остальные играющие – цветы. Каждый играющий ребенок получает цветную ленту, обозначающую цветок: желтая лента – одуванчик, белая лента – ромашка, синяя – василёк. Ленты закрепляются у детей сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону - вперёд и ходят между цветами по полю.

Слова цветов:

Зелен, зелен луг, всё цветёт вокруг,

                                  И роса блестит, и коса звенит.

                Одуванчик, василёк и ромашка здесь растут.

Слова косарей:

      Я косой траву скошу и букетик наберу.

                                 Раз, два, три…

На слова: «Раз, два, три…» - дети-цветы разбегаются, стараясь добежать до условленного места. Косари срывают с убегающих детей ленточки только своего цвета. Побеждает тот, кто больше сорвал ленточек, соответствующих заданному цветку.

Игра повторяется 2 раза. Дети возвращаются на стульчики.

Воспитатель: Оказывается, летом много не только красного цвета. Почему же все-таки лето называют красным? (если дети затрудняются с ответом, то им поможет воспитатель)

Воспитатель: В старину слова «красный» и «красивый» были синонимами, то есть словами с похожим значением. В русских народных сказках мы с вами часто встречали выражение «красная девица». Как вы понимаете это

словосочетание? (ответы детей) Значит, «красное лето» - это, какое лето? (красивое)

Воспитатель: А почему лето – это красивое время года? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какое лето». Мы с вами будем передавать друг другу мяч и говорить, какое бывает лето.

Игра «Какое лето».

Дети встают в круг, передают друг другу мяч.

Воспитатель начинает, а дети продолжают.

Лето ягодное,…..потому что много ягод.

Лето дождливое,…..потому что часто идет дождь.

Лето грибное,…..потому что в лесу много грибов выросло.

Лето спортивное,…..потому  что летом можно заниматься спортом.

Лето жаркое,…..потому что солнце греет.

Лето ароматное,…..потому что кругом все цветет.

Лето солнечное,…..потому что солнце светит, безоблачная погода.

Лето красивое,…..потому что распускается много красивых цветов,

                              потому что птицы поют.

Лето веселое,…..потому что хорошее настроение, можно много гулять и играть, кататься на велосипеде, самокате и роликах.

Лето красное,…..потому что оно красивое.

                         

Воспитатель: Молодцы! Правильно все сказали о лете. Хотите еще поиграть? Вы любите лето? (ответы детей) Вот и расскажите, за что вы любите лето.

Игра «Я люблю лето».

Игра продолжается в круге, дети передают мяч дальше, чтобы все дети поучаствовали в игре.

Дети:

Я люблю лето,….. потому что летом можно кататься на велосипеде.

Я люблю лето,….. потому что можно загорать и купаться.

Я люблю лето,….. потому что можно ходить босиком.

Я люблю лето,….. потому что мама и папа в отпуске.          И т.п.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы узнали, как вы любите лето, и почему его называют красным. Я тоже очень люблю лето. Это красочное время года, богатое всеми цветами радуги, когда всё  вокруг цветёт и благоухает. Солнце всходит очень рано, и день длинный, и хочется долго гулять и наслаждаться красотой природы. Многим людям нравится это время года. Многие поэты посвящают свои стихи лету. Давайте их послушаем.

Заранее подготовленные дети читают стихи.

Весёлое лето, всем дорого ты!

В лугах ароматных пестреют цветы.

А в рощицах пташек звенят голоса,

Их песни хвалою летят в небеса.

Блестящие мошки кружатся толпой,

И солнышко шлёт им свой луч золотой!               А.Плещеев

«Что такое лето?»

Что такое лето? Это много света,

Это поле. Это лес. Это тысячи чудес.

Это в небе облака. Это быстрая река.

Это яркие цветы. Это синь высоты.

Это в мире сто дорог. Для ребячьих ног.               Балашов   

«Лето»

Лето солнышком вкатилось,

Засияло, засветилось

Вишнями, ромашками,

Лютиками, кашками.

Лето! Лето! Лето!

В краски яркие одето,

Жарким солнышком согрето,                                  

Пусть подольше будет лето!                                Л.Некрасова

Воспитатель: Спасибо, ребята, за стихи.  К сожалению, лето красное заканчивается. Давайте попрощаемся с любимым летом. Скажем ему...

Дети: До свидания!

Воспитатель: Но мы с вами о лете забывать не будем. Мы о нем будем читать стихи и рассказы, свои воспоминания о лете будем отражать в рисунках, аппликациях, поделках. Давайте еще раз вспомним о лете, споем нашу любимую песню.

Дети с воспитателем исполняют песню «Вот оно какое, наше лето» из мультфильма «Дед Мороз и лето» (муз. Е.Крылатова, ст. Ю.Энтина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста на тему «Они защищали Родину»

Описание: Конспект беседы  предназначен  для детей подготовительной группы 6-7 лет. Беседа проводится перед праздником 9 мая. В ходе беседы дети знакомятся с героическим прошл...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Лето - это маленькая жизнь"

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Лето - это маленькая жизнь"...

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста на тему "Музыкальные инструменты"

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста на тему "Музыкальные инструменты"...

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Новый год к нам идет»

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Новый год к нам идет»...

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста: "Твои помощники на дороге"

Беседа помогает детям запомнить правила дорожного движения, узанть больше о безопасности на дороге....

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда»

Многие родители задаются вопросом, нужно ли малышу рассказывать о войне и о значении этого великого праздника или он «еще маленький для этого»?В том, что рассказывать нужно &nda...