Сторителлинг - иновационная технология развития речи детей старшего дошкольно возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Сухова Наталья Алексеевна

Сторителлинг – это инновационная технология развития речи детей. Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сторителлинг – инновационная технология развития речи детей старшего дошкольного возраста

 

         Сторителлинг – это инновационная технология развития речи детей. Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п.

         Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

         Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

          Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе другой вариант использования кубиков.

        Чтобы понять, как правильно использовать этот метод познакомимся с целью и задачами сторителлинга.

        Актуальность. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка.

         Цели сторителлинга- захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

        Задачи:

  • обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
  • систематизировать и донести информацию;
  • обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
  • наглядно мотивировать поступки героев;
  • сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность с детьми;
  • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
  • обогатить устную речь дошкольников;
  • облегчить процесс запоминания сюжета.

        Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления:

  • Когда-то давным-давно…
  • Садитесь поближе, я вам расскажу…
  • Однажды…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Жили-были…
  • Это произошло темной и дождливой ночью…
  • Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Принципы историй: простота, неожиданность, конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам, реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).

3. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.

4. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.

5. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль.

         Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под своих детей. Правила этой игры просты и легко запоминаются детьми, суть её – «бросай» и «рассказывай». Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Например, игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю. Когда играет больше трёх человек, кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. Воспитатель может начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики. Таким образом, дети плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные истории.

В истории должен быть интересный герой. Это может быть кто или что, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Рассказ или история, совмещенные с показом сюжетной картинки, помогают более выразительно построить свой монолог, избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».

Итак, игра начинается.

        Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам попробовать сочинить сказочную историю, а помогут вам в этом «Кубики историй». С вашего позволения я начну первой. «Однажды…». Это кубики с разными картинками. 

        У нашей игры есть правила. Они просты и легко запоминаются. Для этого разделимся на две команды с помощью фишек. Каждая команда придумывает историю о птице, которой нелегко живется зимой и расскажет от ее имени. Начинается история так: «Я птица». 

Первый кубик – выбираем героя, т.е. любую птицу по желанию.

Второй кубик – рассказываем о внешнем виде птицы.

Третий кубик – рассказываем, чем питается эта птица.

Четвертый и пятый кубики выбираем любой понравившийся сюжет и придумываем историю, которая могла бы случиться с птицей. Можно фантазировать, вспомнить героев книг и можно рассказать свою историю (придумывание и рассказывание детьми истории от имени птицы).

(педагоги проигрывают свой вариант).

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника развивает фантазию, логику, повышают культуру общения, обогащает устную речь, помогает запомнить материал.

3. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить любой материал в виде интересной истории.

4. Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, молчаливых детей, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно.

«Кубики историй» – настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно.

Рефлексия

Я хочу вам сделать небольшой подарок. Предлагаю вам взять чемодан с тем багажом, который вы получили от моего мастер-класса, и отправиться в отпуск на остров, который перекликается с вашим ощущением.

Вы можете отправиться на остров «Непонимания», если вы не поняли материал. На остров «Открытий» отправится тот, кто открыл для себя новую технологию. А остров «Творчества» для тех, кто планирует применять в своей работе сторителлинг. Удачи Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...

Современные технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Одной из предпосылок развития учебной деятельности детей является их умение правильно и красиво говорить. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности речевого разв...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью Сторителлинга

Материл будет полезен для воспитателей для ознакомления с этим  способом передачи информации....

"Инновационные развивающие технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста"

quot;Инновационные развивающие технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста"...

СТАТЬЯ «СТОРИТЕЛЛИНГ -ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  Актуальность. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Имен...

"Сторителлинг" как инструмент развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В данной презентации представлен опыт работы развития связной речи детей средствами технологии "Сторителлинг".Описана структура, средства, раскрыты этапы работы....