Конспект занятия по связное речи. Работа над рассказом «Альма».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Полуэктова Кристина Сергеевна

По итогу занятия  воспитанники научатся составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема. Работа над рассказом «Альма».

Цель. Учить детей составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

учить детей отвечать на вопросы;

обучение перекапыванию по серии картин;

составление предложений по сюжетным картинкам, объединение их в связный рассказ;

Коррекционно-развивающие:

развитие связной речи зрительного внимание и восприятия, мышления, творческого воображения;

развитие просодической стороны речи;

развитие диалогической речи;

Коррекционно-воспитательные:

развитие доброжелательности,

взаимопонимания,

навыков сотрудничества,

самостоятельности.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие собаку, щенят, конуру. (Контурные и раскрашенные изображения.)

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед читает загадку:

Хвостик крючком, Ушки торчком. Возле дома лежит. Дом сторожит.

Кто это? Правильно это собака.  Что вам помогло догадаться, что это собака?  

II. Работа над рассказом «Альма».

Логопед читает первый вариант рассказа «Альма»:

« Это собака Альма. У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре».

Логопед спрашивает: «Про кого рассказ? Как зовут собаку? Кто у Альмы? Где живут Альма и щенята? Почему рассказ назван «Альма»?»

1) Пересказ рассказа по контурным картинкам.

(Картинки выставляются на наборном полотне в последовательности рассказа.)

Логопед читает второй вариант рассказа:

«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые. У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре».

«Что нового вы узнали из рассказа? — спрашивает логопед. (Какая была Альма) — Расскажите, какая была Альма. (На наборное полотно выставляется картинка, где контуры собаки Альмы раскрашены.)

Логопед читает третий вариант рассказа:

«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.

Альма и щенята живут в конуре».

«Что нового вы узнали из рассказа? — спрашивает логопед. — (Какие были щенята.) Расскажите, какие были щенята». (Выставляется картинка, где контуры щенят раскрашены.)

Логопед читает четвертый вариант рассказа:

«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.

Альма и щенята живут в конуре. Конура у них большая, теплая. Всем удобно».

«Что нового вы узнали из рассказа? — интересуется логопед. — (Какая была конура.) Расскажите, какая была конура». (Выставляется картинка с изображением раскрашенной конуры.)

Вопросы.

О ком вы сначала узнали из рассказа? (О собаке Альме.) Что вы узнали об Альме? (Какая она была.) О ком вы потом узнали? (О щенятах.) Что вы узнали о щенятах? (Какие были щенята.) Что вы узнали о конуре? (Какая у них была конура.) Сколько картинок мы выставляли? (Три картинки.) «Вспомните и назовите картинки по порядку», — предлагает логопед. — (Собака, щенята, конура.)

Физминутка:

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Вопросы:

Сколько частей в рассказе?

О ком говорится в первой части рассказа?

О ком говорится во второй части рассказа?

О чем говорится в третьей части рассказа?

Логопед предлагает учащимся дать название каждой части рассказа. («Альма», «Щенята», «Конура».)

Подводит итог: «У нас получился план рассказа».

2) Пересказ рассказа «Альма» целиком по  плану.

Учащиеся называют первую часть рассказа, потом вторую и третью. Первый раз рассказ пересказывается цепочкой. В пересказе участвуют три ученика, затем весь рассказ пересказывает один ученик.

3) Сравнение первого и последнего вариантов рассказа. Логопед выясняет, какой из рассказов учащимся больше понравился и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по связной речи "Весна"

Конспект занятия по формированию связной речи.Подготовительной к школе группа детей с ОНР III уровня.Тема: «Весна»Цель: Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы.Задачи:1....

Конспект занятия по связной речи "Мамин День" в старшей группе.

В конспекте чётко отражены цели занятия, выдержана структура, предоставлен наглядный и раздаточный материал....

План – конспект занятия по связной речи для детей 3-4 лет на тему «Составление рассказов-повествований с опорой на фразы – связки и включение элементов описания героев»

Данный план – конспект занятия по связной речи разработан для детей 3-4 летДля обучения построению повествовательных рассказов используется прием дополнения рассказа педагога словами или небольшими фр...

План-конспект занятия по связной речи №4 Для детей 4-5 лет на тему: Составление рассказа - описание « Домашний труд. Предметы помощники»

План-конспект занятия по связной речи   №4Для детей 4-5 лет на тему: Составление рассказа - описание « Домашний труд. Предметы помощники»Тема недели: «Домашний труд. Предме...

Конспект занятия по связной речи «Составление рассказов о Забайкалье».

Программное содержание: учить детей подробно составлять рассказы по образцу воспитателя; закрепить представления о Забайкальском крае, происхождении его названия. Закрепить представлени...