Развитие речи по теме "Грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Зинюхина Виолетта Юрьевна

Конспект занятия в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Лексическая тема «Грибы»

Цель: формирование знаний детей о царстве грибов.

Задачи: 

Образовательные :

формировать представление о грибах;

совершенствовать навык грамматического строя речи.

 Развивающие:

развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, координацию речи с движением;

Воспитательные:

 формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

 воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Содержание НОД:

1) Приветствие.

– Здравствуйте, ребята!

2) Мотивация к занятию. Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса».

Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. А чтобы попасть в лес, надо сесть на автобус и уехать далеко от детского садика.

А во время нашего пути я предлагаю вам отгадать загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

Ответы детей. (Гриб)

Воспитатель: Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. А что в лесу мы можем о них узнать?

Дети: названия грибов, где растут, как их нужно собирать.

Воспитатель: Хорошо. Мы узнаем. Ребята вот мы и приехали, выходим из автобуса. Вот и лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.

Ребята, вспомните, мы с вами читали сказку, смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда закончился дождь, и он выбрался из-под гриба?

Дети: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.

Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?

Дети: Пока шёл дождь гриб вырос.

Воспитатель: Правильно, грибы растут после дождя. А в какое время года бывает больше всего грибов?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Мы с вами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные. Все ли грибы можно собирать?

Дети: нет, есть съедобные и несъедобные (ядовитые).

Воспитатель: почему грибы называют несъедобными?

Дети: Их нельзя употреблять в пищу.

Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и постарайтесь определить, какие грибы несъедобные.

Дети: мухомор.

Воспитатель: Правильно, МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. Есть их нельзя, но люди научились делать из них лекарство.

Воспитатель: но есть ещё и бледная поганка, БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Кто съест меня — отравится.

Я не привыкла нравиться,

Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на рисунки и запомнить ядовитые грибы.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу

Мы идем грибы искать

Этот пальчик в лес пошел . Начинают загибать по одному пальчику,

 Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел. Потому и потолстел.

Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А если пришли в гости – уважайте хозяев леса – растительный и животный лесной народ. Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:

1.Грибы можно собирать только вместе со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2.Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;

3.Не собирать грибы у проезжей части;

4.Собирать только известные грибы;

5.Не срывать старые и очень маленькие грибы.

Рассказ воспитателя о грибах.Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка.

Воспитатель вынимает из корзины по одному грибу и описывает вместе с ребёнком внешний вид и особенности строения (размер, форма и цвет шляпки и ножки)

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.

Это МАСЛЯТА. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что они растут под какими деревьями?

Дети: Под соснами.

Воспитатель: Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?

Дети: наверно потому, что липкие, масляные.

Воспитатель: Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.

Упражнение «За грибами».(Физкультминутка).Я вижу, что вы хорошо знаете названия грибов и можно отправляться за грибами.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте. ….

Звучит музыка – песня «Вот мы в автобусе сидим»

Дети, сидя на стульчиках, подпевают и показывают движения.

Воспитатель: Ребята, мы приехали обратно в детский сад. У нас в корзинке много грибов. А можно ли есть грибы сразу после того как мы их собрали?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем, умеете ли вы готовить грибы.

Дидактическое упражнение "Приготовим грибы".

-Если грибы сварить, то они будут вареные,

-а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,

-если засолить, они будут соленые,

- если замариновать, они будут маринованные,

- засушить - сушеные.

Заключительная часть.

Воспитатель: Сейчас мы с вами подведём итоги нашей прогулки. Что нового вы узнали? Где растут грибы? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя? С кем можно ходить в лес за грибами?

(Ответы детей)Дети: Где растут грибы, съедобные и несъедобные, части гриба, как и где нужно собирать грибы.

Воспитатель: Молодцы! Когда пойдете в лес за грибами с родителями, расскажите о своих наблюдениях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...