Особенности речевого развития детей 2-3 лет
статья по развитию речи (младшая группа)

Особенности речевого развития детей 2-3 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _statya_osobennosti_rechevogo_razvitiya_detey_2-3_let.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей 2-3 лет

Известный российский психолог Феликс Алексеевич Сохин сказал: «Направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь ребенка на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения».

 Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых дней после рождения ребенка; полноценное - значит   достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь. На ее развитие оказывают влияние множество факторов: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также условия окружающей среды.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, – не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В этот период он учится строить первые предложения, первые обобщения. У него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения.

Для развития речи большое значение имеет психофизическое развитие ребёнка ‒ состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения), а также его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания ‒ диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребёнка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и ассенизации.

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Она влияет на характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, малыш по-иному воспринимает окружающее явление. Речь выполняет различные функции такие как: общения, передача жизненного опыта, регуляции поведения и деятельности. Все они диалектически связаны между собой ‒ формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Ребенок, который овладел речью, осознает значение предметов, под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Развитие речи в раннем возрасте осуществляется в процессе общения со взрослым, а затем в общении со сверстниками. Важно не «сюсюкаться» с ребенком, а разговаривать с ним как со взрослым человеком и как можно чаще.

Период от 2 до 3лет характеризуется активным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. На третьем году овладевает предлогами и наречиями (над, под, на, рядом), некоторыми союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.).

Усложняется структура речи. Ребенок начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, а со временем и сложными придаточными предложениями. Речь его быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими, в том числе и сверстниками.

Однако и в этот период у детей довольно часто встречаются грамматически неправильные фразы («Это Милочкин бабушка», «Я бегом бежу»). Они не всегда справляются с грамматическими формами, заменяют одни слова другими, создают свои слова. Все это делает их речь своеобразной, привлекательной, выразительной.

Речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих ребенка взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни.

Список литературы:

  1. Голубь М.С., Рослякова Н.И. Теория и технологии речевого развития детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / М.С. Голубь,    Н.И. Рослякова.- Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016.
  2. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н.Макарова, Е.А. Ставцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Смирнова Е. О., Ветрова В. В. Ребёнок учится говорить. — М., 1988.
  4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).- М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...