игровые обучающие ситуации
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Бондаренко  Татьяна Александровна

Обучение детей способствовало развитию логики изложения, правильному структурному оформлению, избирательному отношению к использованию языковых средств. В рассуждениях детей увеличилось количество сложных предложений с придаточными причины, цели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrov_obuch._situatsii_microsoft_office_word_2.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые обучающие ситуации

1.  «Транспорт».

Цель:  учить детей выражать свои знания в доказательной форме, упражнять в составлении рассуждения совместно со взрослым и самостоятельно, активизировать словарь детей на предмет обозначения признаков разного вида транспорта.

Ход:

В группу приезжает Петрушка на машине. Он привез с собой картинки. Дети рассматривают картинки с изображением различных видов транспорта.

– Дети, что вы видите на картинках? (автобус, самолет, троллейбус, грузовик, пожарная машина)

– Как можно все это назвать одним словом? (транспорт)

– Чем отличаются разные виды транспорта? (грузовой и пассажирский, наземный и воздушный)

– Как вы думаете, почему людям необходим транспорт? Что было бы, если бы машин не было вовсе?

Дети называют отдельные аргументы. Воспитатель объединяет их в целостное рассуждение

– Машины необходимы, для того чтобы (перевозить грузы). Это, во-первых. Во-вторых…(возить людей) и т. д.

– Ребята, Петрушка решил выбрать себе новую машину. Помогите ему советом, объясните, какая машина самая лучшая.

Дети выбирают картинки с изображением разных видов легковых и грузовых машин и выступают с рассуждением. Воспитатель может начать первым:

– Я советую приобрести самосвал, потому что у него большой кузов. Он нужен для того, чтобы перевозить разные грузы – песок, кирпичи, мебель. Это, во-первых. Во-вторых, в кабинке можно ездить самому и возить своих друзей. В-третьих, у самосвала большие колеса и ему не страшна грязь и непогода, он может ездить там, где другая машина завязнет. Вот почему этот вид транспорта самый лучший.

2. «Все ли понятно?»

Цель: формировать у дошкольников элементарные представления о начале текста – рассуждения, учить самостоятельно начинать объяснение.

Ход:

– Сегодня у нас новый гость – Незнайка. Он говорит, что у него много друзей и у всех интересные имена. Он хочет рассказать о них и объяснить, почему его друзей так зовут. Давайте послушаем.

– Потому что он очень пухленький, любит сладкое: конфеты, печенье, торты, пирожки. Сам похож на румяный пончик. Вот почему его так прозвали.

– Понятно ли объяснил Незнайка? Почему? Какой части в объяснении не хватает. С чего же нужно было начать?

Ответы детей.

– Правильно, сначала нужно было назвать то, что хочешь объяснить: Моего друга зовут Пончик. А потом уже говорить, почему это именно так.

– Давайте теперь вы сами будете объяснять имена Незнайкиных друзей, только не забудьте, с чего нужно начать.

Дети объясняют имена: Тюбик, Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Знайка.

3. «Ответ золотой рыбке».

Цель: формировать представления детей об основной части рассуждения и о словах, которые там используются, учить составлять объяснения на заданную тему, приводить аргументы в пользу обозначенной в начале текста мысли.

Ход:

– Ребята, мы недавно познакомились со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Меня заинтересовал вопрос, почему же старуха осталась с разбитым корытом? Я решила спросить у золотой рыбки, написала ей письмо и вот сегодня получила ответ. Но вот беда, часть письма смыло морской водой. Послушайте, что здесь можно прочитать: «Старуха осталась с разбитым корытом, потому что… Недаром в народе говорят: «Много хочешь – мало получишь».

– Какой части не хватает? (основной)

– Да, не хватает самого главного – самого объяснения. Давайте попробуем восстановить письмо. Как вы думаете, что было в основной части объяснения?

Дети составляют объяснения, воспитатель при затруднении помогает словами во-первых, во вторых, вот почему.

– Ребята, в сказке говорится о том, что старик поймал золотую рыбку. А что еще может быть золотым?

Дети отвечают.

– Послушайте стихи Е.Серовой:

Ветер спросил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

– Какое слово повторялось в стихотворении? Почему говорят «золотые руки»?

– А теперь послушайте рассказ об одной девочке, которую зовут Лена: «Леночка, – говорит мама, – вымой руки. Они у тебя грязные».

А Леночка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Правильно ли поняла Лена слово «белоручка»? Почему?

– Вот теперь мне стало понятно, что про того, кто любит и умеет трудиться, говорят: «У него золотые руки». А того, кто ленится, ничего не умеет делать, называют белоручкой.

4. «Распутай объяснение».

Цель: формировать элементарные представления о последовательности объяснения, учить детей находить в тексте начало, основную часть, конец рассуждения, составлять объяснение самостоятельно.

Ход:

- Ребята, вы, конечно, помните историю про колобка? Он убежал от бабушки с дедушкой и домой так и не вернулся, так как его съела лиса. Мы – то эту историю знаем, а вот бабушке об этом никто не рассказал. Незнайка попробовал ей объяснить, что случилось, да она ничего не поняла. Послушайте, как объяснил Незнайка: «Потому что Лиса была хитрая. Она обманула Колобка, притворилась глухой, попросила сесть ей на нос и спеть песенку. Колобок был доверчивым и послушался Лису. Вот потому теперь он не вернется домой. Колобок не смог убежать от Лисы».

Почему бабушка ничего не поняла, ребята? С чего нужно было начать объяснение? Какое предложение должно быть первым?

- Колобок не смог убежать от Лисы.

- Что должно быть потом? Какие слова подсказывают нам, что это середина объяснения?

- Слова потому что.

- какие слова подсказывают нам, что это конец объяснения?

- Слова поэтому, вот почему, значит.

- Послушайте, какое объяснение теперь получилось: «Колобок не смог убежать от Лисы, потому что Лиса была хитрая. Она обманула Колобка: притворилась глухой, попросила сесть ей на нос и спеть песенку. Колобок был доверчивым и послушался Лису. Вот потому теперь он не вернется домой».

Ребята, а теперь попробуйте объяснить, верно ли рассудил герой басни Л.Н.Толстого «Три калача и одна баранка»? Послушайте.

«Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну баранку, вдруг стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

- Какой я,дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сразу съесть одну баранку».

5. «Докажи, что страус - птица».

Цель: учить детей выбирать необходимые аргументы и располагать их в логической последовательности, вводить в речь детей слова: во – первых, во – вторых, в – третьих.

Оборудование: картинки – схемы с изображением характерных для птиц признаками: перья, крылья, яйцо, клюв, две птичьи лапки.

Ход:

- Ребята, каких птиц вы знаете?

А  страус птица? Ведь он не летает. Давайте попробуем разобраться. У меня есть карточки на которых изображены «признаки» птиц. Давайте докажем. Что воробей –птица. Какие картинки нам понадобятся?

Какую картинку надо поставить первой? Какой признак самый важный? Да, картинку с изображением пера. Только у птиц тело покрыто перьями. Это будет наше первое доказательство.

Каким будет второе доказательство? (Когда собраны все картинки и разложены по значимости признака, можно начать доказывать.)

Воробей – это птица, потому что, во – первых, его тело покрыто перьями, во – вторых, у него есть клюв и, в – третьих, есть две лапки. Вот почему воробей – это птица.

Можно ли теперь сказать, что и страус – это птица? Докажите.

6. « Потому и Почему».

Цель: познакомить детей со структурой рассуждения, со словами – связками и вводно – модальными словами, научить подбирать 1-2 аргумента для ответа на вопрос Почему? Познакомить детей с моделью рассуждения, которая будет помогать детям, соблюдать структуру рассуждения.

Оборудование: картинки с изображением чеснока, моркови, яблока, редиса, лука, солнца, апельсина, символов рассуждения – дерева с ветвями и человечков Потому и Почему.    

Ход:

Воспитатель показывает изображение человечка.

- Живет на свете Почему. Он очень любопытный и всегда задает много вопросов, например: почему летом не идет снег? Почему осенью опадают листья? Есть еще один человечек, он очень умный и отвечает на все вопросы человечка Почему. Как вы думаете, как его зовут?

-Потому.

- Послушайте, как они жили. (Читаем рассказ В.Рыбакова «Про Потому и Почему»)

Жили – были Потому и Почему. Видят они - катится бревно.

-Почему оно катится? – спросило Почему.

-Оно катится, потому что оно круглое, - ответило Потому.

-А почему бы нам не сделать что – нибудь круглое? – спросил Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.

-Почему она летит? - спросило Почему.

-Птица летит, потому что у нее крылья есть, - ответило Потому.

-А почему бы нам не сделать крылья? - спросил Почему.

Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился у них самолет. И полетели они дальше удивляться.

Вот, ребята, потому все и делается, что есть Почему.

- Давайте представим себе как бы они разговаривали. (Воспитатель задает детям вопросы, а ребята должны ответить на них, используя слова потому что…)

- Почему улетают птицы?

- Почему все дети любят сладкое?

- Почему люди берут зонты?

- Почему пришел врач?

Когда ответов у Потому несколько, он говорит во – первых, во – вторых. Давайте поиграем с вами в игру «Кто больше скажет?» Не забывайте говорить нужные слова.

- Почему солнце похоже на апельсин?

- Потому что оно, во – первых, круглое, во – вторых, оно красное.

- Почему зимой холодно?

- Почему дети любят мультфильмы? Почему люди читают книги?

Однажды между Почему и Потому состоялся такой разговор: «Почему морковка не овощ? Потому что она красного цвета». Правильно ответил на вопрос Потому?

- Нет, морковка – это овощ. Потому что она растет в земле.

- Почему яблоко - это фрукт? Потому что оно круглое?

- Нет. Яблоко – это фрукт, потому что оно растет на дереве, а не в земле.

- Почему морковка – это овощ, а не фрукт?

- Потому что морковь красного цвета, а фрукты красного цвета не бывают.

Ребята, докажите, что это не правильный ответ.

- Это ответ не правильный, потому что во – первых, фрукты могут быть красного цвета, например – яблоко. Во – вторых, овощи растут в земле, а фрукты на деревьях. А морковь растет в земле. Поэтому, морковь – это овощ, а не фрукт.

- Вспомним, какие еще овощи растут на грядке?

Не пугайтесь, если вдруг

Слезы лить заставит … лук.

Ярче солнечного диска

Краснощекая …редиска.

Кто, ребята, не знаком

С белозубым …чесноком?

И тут у нас, ребята, возникают разные Почему? Почему здесь говорится, что лук может заставить лить слезы? Почему редиска названа краснощекой? Почему чеснок назван белозубым?

В конце воспитатель показывает детям пирамидку – символ рассуждения. Оказывается, слова потому что, во – первых, во – вторых, живут в этой пирамидке. Основание пирамидки – это мысль, которая доказывается. Как вы думаете, ребята, а где живут слова «во – первых», «во – вторых»? (Рассказать детям о назначении пирамидки, ее строении, назначении.)

7. «Магазин».

Цель: закрепить представления детей о структурных частях рассуждения, словах – связках между его частями, учить формулировать тезис рассуждения – мысль, которая доказывается, побуждать строить самостоятельные рассуждения с выделением признаков объекта, опираясь на модель рассуждения.

Оборудование: картинки с изображение грибов, гвоздики, пламени, божьей коровки, золотой осени, игрушек, комнатных растений.

Ход:

- Ребята, по ответам, которые я сейчас прочитаю, отгадайте вопрос который был задан.

1. Потому что этот гриб рыжего цвета. Поэтому он называется – рыжик.

2. Потому что, во – первых, листья желтого цвета, как золото. Во – вторых, они блестят и переливаются на солнце, как золото. Поэтому осень называется золотая.

3. Потому что, во – первых, и мухомор и божья коровка есть пятнышки. Поэтому они похожи.

4. Потому что гвоздики такие яркие и красные, как и пламя.

А теперь, ребята, давайте с вами поиграем в «Магазин». Мы с вами по очереди будем продавцами и покупателями. Продавцу нужно будет убедить покупателя купить какой- нибудь товар. Не забывайте правильно начинать доказательство и использовать необходимые слова, использовать модель рассуждения. (Дети в роли продавца предлагают купить покупателям товар, объясняя, почему нужно купить эту вещь, чем она лучше других.)

8. « Собака – друг человека».

Цель: закреплять у дошкольников умение самостоятельно рассуждать, приводить аргументы в пользу своей мысли, опираясь на модель, упражнять в описании животных.

Оборудование: картинки с изображением собак разных пород.

Ход:

- Ребята, сегодня утром я наблюдала такую картину. Дети привели своих родителей в детский сад, а сами пошли на работу. Как вы думаете, может ли быть такое на самом деле? Почему?

А сейчас я вас приглашаю на выставку собак.

(дети рассматривают картинки, на которых изображены собаки)

- Какие породы собак вы знаете? Объясните, почему собак называют другом человека?

Ребята, хотите быть экскурсоводами на этой выставке? Пусть каждый из вас выберет любимую породу собаки и расскажет про нее. В описании вы можете говорить о внешнем виде питомца, о его повадках,  как он помогает человеку.

- Кто из вас хотел бы завести собаку? Давайте подберем слова, которые бы убедили маму это сделать. Как вы объясните ей, что собака вам необходима?

(Дети составляют объяснение, взрослый, активизируя подбор аргументов, может включить в работу модель рассуждения, а так же разграничение доводов ребенка: «Это во – первых, а во - вторых»)

- Ребята, я думаю, что теперь каждая мама согласится с вашими словами, потому что вы очень убедительно рассказали о пользе собаки  и пообещали самостоятельно за ней ухаживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме...

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению  игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...

Игровая обучающая ситуация "Лесное происшествие"

Методика проведения игровой ситуации по экологическому воспитанию...

Игровая обучающая ситуация "В гости к леснику"

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста, организованный в форме игры-путешествия. Интегрируемые образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Х...

Игровая обучающая ситуация (типа путешествий) «Путешествие в весенний лес»

Дидактические задачи:-«Познание»:-формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег, изменяется одежда людей;-показать связь из...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему ...