Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей
методическая разработка по окружающему миру по теме
В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morgunova_l.n..doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Моргунова Любовь Николаевна, воспитатель
МБДОУ детский сад №62 «Золотой улей»
г. Старый Оскол
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. А дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период и закладываются основы личностной экологической культуры.
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановления «Об экологическом образовании обучающихся» в образовательных учреждениях РФ» (от 30.03.1997г.№ 4/16) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира, поэтому именно в этом возрасте очень важно заложить основы формирования начал экологической культуры.
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Поэтому педагогами дошкольного образования строятся процессы образовательной деятельности таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети получали наглядным методом, т.е. путем запечатления реальных событий и объектов окружающего мира.
А поскольку основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то большая часть программного материала по экологии осуществляется путем привнесения элементов сюжетно-ролевых игр. Оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры являются игровые обучающие ситуации (ИОС), фрагменты которых я представляю вашему вниманию.
Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.
Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.
Вот пример использования этого типа ИОС в образовательной деятельности во второй младшей группе:
Тема: «Жизнь лесных обитателей зимой»
Задачи: углубить представления детей об особенностях жизни зайца, лисы и волка в зимнем лесу; формировать умение выделять характерные особенности животных, активизировать речь детей; воспитывать чувство доброты, сопереживания к нелегкой жизни диких животных зимой.
Материалы и оборудование: белая ткань, нарисованные на белой бумаге следы животных, солома, игрушечные животные: заяц, лиса, волк, медведь, аудиозапись шума зимнего леса.
Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности:
В.: Дети сегодня мы с вами познакомимся с жизнью животных в лесу. (Стук в дверь, появляется колобок). Смотрите, ребята, к нам в гости пришел колобок.
К.: Здравствуйте, ребята!
Д.: Здравствуй, Колобок!
К.: Ребята, я смог перехитрить лису и укатился от нее, а пока я катился по дорожке, подумал вот о чем. Ведь я многих зверей в сказке перехитрил. Они все хотели меня съесть. А вот было бы интересно узнать, чем питаются звери, и как они живут в лесу зимой. Вот я и пришел к вам в детский сад. Знаю, что воспитатели маленьким детям, про все рассказывают.
В.: Ребята, давайте поможем Колобку узнать о жизни животных в лесу.
Д.: Давайте. (Далее с детьми повторяются и обобщаются правила поведения в лесу).
В.: Мы сейчас закроем, глазки и окажемся в зимнем лесу...(Звучит аудиозапись звуков зимнего леса.) А вот и лес. Лес — это дом для многих зверей и птиц. В нем много деревьев и кустарников.
В.: Дети, посмотрите, на снегу чьи-то следы! Куда они нас приведут? Кто это тут прячется?
Д: Это зайчик!
К: А почему он белый? В моей сказке зайчик серый. (Ответы детей.) Интересно, а что там заяц делает за стогом сена? Дети, вы не знаете? (Ответы детей)
К: А если сена, не будет, что же он будет делать? (Ответы детей)
В.: Давайте не будем мешать зайке. Пусть он кушает, а мы с вами пойдем, посмотрим, куда, приведут нас другие следы.
Далее по аналогичной схеме знакомимся с другими животными: волком, медведем и лисой.
Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов.
Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.
Иллюстрацией к этому типу ИОС послужит фрагмент непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
Тема «Волшебный мир насекомых».
Задачи: закрепить знания детей о насекомых, о правилах поведения в природе; развивать мышление; воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Материалы и оборудование: аналоги насекомых.
Непосредственно образовательная деятельность проводится в теплое время года на участке. Когда дети выходят на прогулку, воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы подвести к пониманию темы. Педагог объясняет, что на участке есть постоянные жители. Это насекомые. (Дети повторяют правила обращения с живыми насекомыми).
Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности:
В.: А на нашей полянке спрятались и игрушечные насекомые. Давайте вместе их поищем. Принесите их, пожалуйста. (Дети ищут насекомых, приносят воспитателю.)
В.: Вы держите в руках насекомых. Почему этих насекомых можно брать в руки? (Ответы детей)
В.: Почему нельзя брать настоящих насекомых в руки? (Ответы детей)
В.: Скажи, ты быстро нашла своё насекомое? (3-4 индивидуальных ответа.)
В.: Каких насекомых вы заметили в первую очередь? (Ответы детей)
В.: Да, правильно, легче было найти тех насекомых, которые не прятались, и были хорошо видны, чем тех, окраска которых сливалась с поверхностью. Давайте поиграем с нашими насекомыми: расположите своих насекомых на полянке так, чтобы они были хорошо видны. (Дети располагают насекомых.)
В.: Всем хорошо видны насекомые? (Да!) А как вы думаете, птицам они тоже хорошо видны? (Да!) А не опасно ли это для насекомых? (Опасно, потому что насекомые служат птицам кормом.) Так что нам нужно сделать, чтобы сохранить наших насекомых? (Спрятать их.) Давайте расположим насекомых так, чтобы птицам было трудно их отыскать. Вот таким способом насекомые сохраняют свою жизнь.
Далее можно рассказать детям о других способах приспособления насекомых к жизни в природе. И в конце подводим итог и делаем акцент на то, что мы работали с насекомыми-игрушками.
Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.
В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.
Тема «Путешествие на остров Робинзона Крузо».
Задачи: расширять представления детей о значении растений в жизни человека, о природных красителях; упражнять детей опытным путём получать краски и окрашивать белую ткань; воспитывать бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности; расширять словарный запас: «хлопок», «красители».
Материалы и оборудование: конверты с письмами, макет лодки, аудиозапись шума прибоя, пластиковая бутылка с письмом, сундук, корзина с овощами, терки, кусочки хлопчатобумажной тканы, веточки хлопка, готовый сок овощей (моркови, свёклы) и отвары луковой шелухи и крапивы, прищепки (по 2 шт. на ребёнка), подносы.
Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе:
В: Сегодня мы с вами попали на берег моря. Посмотрите-ка, здесь какая то бутылка. Надо её убрать. Ой, да здесь письмо. Давайте его прочитаем.
«Всем! Всем! Всем! Приглашаю вас на свой остров. Обещаю показать всё самое интересное. Робинзон Крузо.»
Поплывём в гости к Робинзону? А вот и лодка. Садитесь. (Звучит аудиозапись шума моря.) Вот мы и приплыли. Посмотрите, как здесь красиво! Но где же Робинзон? Ой, какое-то письмо. Подписано: «Детям от Робинзона». Давайте прочитаем!
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Извините, что не смог вас встретить, появились неотложные дела. Прогуляйтесь, пожалуйста, по острову сами. Путь в самые интересные места острова я отметил стрелочками. А в следующий раз я обязательно с вами встречусь.
Ваш Робинзон.»
Далее дети вместе с воспитателем вспоминают правила поведения в незнакомом месте. Находят первую стрелочку, которая приводит их к хлопковому кусту.
В.: Ой, посмотрите, ребята, какой чудный кустарник! Кто знает, как он называется?
Д.: Хлопок.
В.: Правильно. Такие растения растут только в тёплых странах. А для чего нужен хлопок? (Ответы детей.)
В.: Молодцы! Действительно, это растение нас одевает, из него делают ткань, а из ткани шьют одежду, которую мы с вами носим. Ребята, посмотрите, что это за сундук стоит? Давайте его откроем, посмотрим, что в нём.
Открывают сундук. В нём записка от Робинзона.
«Дорогие дети! Я уже давно живу на этом, острове. Питаюсь тем, что даёт мне природа: фруктами, овощами. Я научился делать ткань из хлопка и шить из неё одежду, но она. у меня получается только белой. А мне хотелось бы иметь красивую, яркую одежду. Вы можете мне помочь?
Заранее благодарен. Ваш Робинзон.»
В.: Надо помочь Робинзону! Давайте вспомним, чем можно красить ткань? (Ответы детей.)
В.: Но ведь у Робинзона нет таких красок. Как же быть? Посмотрите-ка, ребята, я нашла, на острове корзинку с овощами. С их помощью мы и попробуем окрасить ткань. Посмотрим, что у нас получится. Для начала необходимо натереть овощи на тёрке и отжать сок.
Дети натирают овощи на тёрке, отжимают сок.
В.: Полученный сок налейте в мисочки, стоящие перед вами. Вот вам кусочки хлопчатобумажной ткани и прищепки. С помощью прищепок опустите ткань в сок, хорошо промочите её, поднимите, дайте соку стечь. Положите ткань на стоящий перед вами поднос.
Далее воспитатель опрашивает детей, в какой цвет окрасилась ткань с помощью соков и отваров трав.
В.: Вот видите, ребята, как природа помогает нам выглядеть красиво.
Далее дети продолжают путешествие по острову, выполняют задания Робинзона.
Таким образом, представленные мной примеры игровых ситуаций позволяют наиболее доступным способом дать детям знания программного материала по экологии, вызвать интерес к ее изучению, воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игров...
Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»
Игра как метод экологического воспитания- это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней....
Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию в 1 младшей группе в форме квест-путешествия.
Тема:"Путешествие в весенний лес"...
Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.Дошкольное детство является таким возрастным п...
Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников
Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе позволит сформулировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологическог...
Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию во 2 младшей группе в форме квест
Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию во 2 младшей группе в форме квест...
Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем для познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую ...