Мастер-класс по организации в группе речевого уголка для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Ушакова Марина Александровна

 «Организация речевого уголка в группе комбинированного вида».
 

 

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. 

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.    

Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в группах для детей с ТНР. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. В состав предметно-развивающей среды входит речевой уголок

        Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

        В нашей группе комбинированной направленности  с детьми ТНР, образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план,  и речевой уголок является одним из  главных компонентов в рамках работы с детьми ОВЗ.

       При организации речевого уголка в группе, соблюдались следующие требования:

  1. речевой уголок соответствует общему оформлению группы;
  2. необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала), игровой, дидактический, наглядный материал;
  3. дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям;
  4. наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, обновляется ежемесячно;
  5. уголок оформлен эстетично, привлекательно для детей, и вызывает стремление к самостоятельной деятельности;
  6. игровой материал доступен для ребенка
  7. Неотъемлемым  атрибутом нашего  речевого уголка является кукла  – “Незнайка”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, вызывает у детей речевой интерес, побуждает к речевой активности.

В основу речевого уголка нашей группы входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

1. Артикуляционной моторики. Сюда входят: «Сказка о веселом язычке»; скороговорки, чистоговорки, загадки, предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах; ватные палочки, ватные диски.

 

2. Для  закрепления правильного речевого выдоха и формирования умения контролировать силу и длительность воздушной струи мы проводим дыхательную гимнастику.

Для проведения дыхательной гимнастики мы используем  дидактические пособия, сделанные своими руками:  «Рыбки»; «Пчелки»; «Дождик»; «Снежинки»; «Горячий чай»; «Бабочки»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке.

Включаем дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Буря в стакане»; «Прожорливые животные, фрукты»; «Загони мяч в ворота» и др.

3. Для проведения пальчиковой гимнастики, развитие мелкой моторики,  мы используем: Сухой бассейн ( крупы, камешки, крышки от бутылок); массажные  мячики, прищепки, шнуровки,  волчки, мозаики, пазлы, трафареты для штриховки,  пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); материалы для составления букв, «пальчиковый футбол».

4. Наш  речевой уголок содержит различные игры и пособия по развитию речи:

Пособия и игры на Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков:

 Различные мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; магнитный театр; логопедические альбом: «Словесные игры для автоматизации звуков» ( «Лесенка»,»Звуковые дорожки» «Бусы» и др), картотеки чистоговорок, потешек, скороговорок;  схемы слов; «Логопедическое лото».

 Содержатся пособия  на закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте:

Магнитная доска; наборы магнитных букв; символы для звуко - буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках; плакат «Азбука»; Н.Жукова «Букварь».

Игры на активизацию словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Найди букву»;  «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.

По развитию  связной речи уголок содержит:

Наглядно - дидактические пособия «Рассказы по картинкам: «В деревне», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»: наборы сюжетных картинок для составления описательного рассказа; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки и др.

Для Формирования фонематического восприятия и слуха:

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, погремушки; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; игры  по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Магазин»; «Бусы и  слоги»и др.

Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки. 

В заключение хочется сказать о том, что одним из главных условий качества речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагогов в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Воспитание доброты и отзывчивости , совершенствование речевых умений у детей дошкольного возраста»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме « Добрые руки рассказывают сказки» Занятие учит детей доброте, отзывчивости, развивает речь....

Мастер-класс для родителей «Организация работы учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста»

Пробудить интерес и желание родителей заниматься со своими детьми дома...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»

Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР. Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха....

Мастер-класс для педагогов «Организация народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста».

Как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети мног...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»

Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР.Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха....

Мастер-класс для педагогов «Организация конструктивно-строительных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Повышение компетентности педагогов при организации конструктивно - строительных игр с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...