Проект "Песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Цель: создание благоприятных условий для развития речи детей через использование метода песочной терапии.
Задачи:
-развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
-снимать мышечную напряжённость;
-совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
-расширять словарный запас;
-освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-развивать связную речь, лексико-грамматические представления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии. Это и есть песочная техника. Цель: создание благоприятных условий для развития речи детей через использование метода песочной терапии. Задачи: - развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; -снимать мышечную напряжённость; -совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; -расширять словарный запас; -освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; -развивать фонематический слух и восприятие; -развивать связную речь, лексико-грамматические представления Предполагаемый результат: - Отмечается положительная динамика в развитии всех компонентов речи детей. Улучшение тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников. Дополнительный эффект: более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
В настоящее время данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Образы, созданные ребенком на песке, являются его отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Это помогает педагогам и родителям понять внутренний мир ребенка. Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Положительные моменты в работе с песком : Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос. Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином. Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию. Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.
Оборудование: Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага, Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии ) Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль. При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д. Специалисты выделяют три вида игр с песком: 1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду. 2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику. 3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.
Подготовительный этап: Определить правила поведения в песочнице (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж). Основной этап: Дидактические игры с использованием песочного стола, направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов. Развитие мелкой моторики. Заключительный этап: Сказочный персонаж или сам песок, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид. Обязательно вымыть руки. Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.
Наше оборудование: Световой стол для рисования песком, надувной бассейн. Кварцевый песок и кинетический. При работе с песком использовала различные природные материалы: ракушки, камушки, коктейльные трубочки, буквы, игрушки( деревья, киндерсюрприз , машинки, картинки- секретики ), пасочки для песка. Мной был составлен план работы над проектом: На первом этапе я начала свою работу со сбора материала, необходимого для реализации проекта. Изучила и проанализировала литературу по исследуемой проблеме. Подготовила презентации, и консультации с родителями. Подобрала игры с песком и беседы для детей. Также подготовила предметно-развивающую среду в группе и проинформировала родителей о проекте. С помощью родителей в группе появился световой стол. В основной части 2 этапа была организована работа с детьми с использованием познавательных и психопрофилактических игр. Для родителей сделаны папки-передвижки, проведены беседы и консультации, проведен мастер-класс на световом планшете. К 3 этапу планируется оформить фотовыставку «Песочные фантазии». В дальнейшем планируем приобрести цветной песок и добавить различный бросовый материал для работы со световым планшетом.
Обучающие игры: «Чьи следы» , «Дорожки», «Морозные узоры», «Солнышко» Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.
Упражнения: «Украсим коврик», «Новый год», «Разрежь пирог» «Морской мир», «Повтори узор» , «Дорисуй картинку» , «Что изменилось» Задачи : развивать мелкую моторику, работу мозга, раскрывать творческий потенциал, развивать умение концентрировать внимание на деталях .
«Морской мир», «Повтори узор» , «Дорисуй картинку» , «Что изменилось»
Сказки на песке: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сказка об умном мышонке» Использовала такие приемы как «проживание сказки». Дети рисуют сказку на песке, иногда с применением миниатюрных фигурок. Моя задача ввести детей в сущность сказки, т.е. научить детей, понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спрашиваю о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации, конечно при этом направляю детей, подсказываю им. При «проживании» сказок в словарь ребенка входят уже новые слова, обозначающие качества личности, характера (добрый, злой, плохой, хитрый, глупый, веселый, грустный и т.д.).
Развитие диафрагмального дыхания (воздушной струи): «Дорога к другу» , «Секрет», «Замети следы», «Расчисть дорогу машинке», «Найди игрушку» и др.
Упражнение: «Горочка» звук (с), «Слабый моторчик» звук ( р ), «Спрячь руки услышав заданный звук», «Волшебный город букв». Артикуляционная гимнастика: «Непослушный язычок» ладонью похлопывать по песку со звуком «п-п-п», «Лошадка» щелкая языком, одновременно в такт щелчкам «скакать по песку», «Качели» ведущая рука движется в такт движениям языка в том же направлении; «Часики» ведущая рука движется в такт движениям языка в том же направлении Упражнения с песком на автоматизацию звуков и на развитие фонематического слуха:
Анализ слова и предложения: «Начерти на песке», «Составь предложение», «Раздели слово на слоги», «Напиши слоги», «Угадай букву», «Такие разные предлоги»
Психопрофилактические игры. Применение психопрофилактических игр и упражнений с песком активизирует пространственное и образно-логическое мышление; тренирует мелкую моторику; помогает выстроить более гармоничный образ мира, снимает психологическое напряжение мышечного напряжения в области рук, развивает навыки саморегуляции , способствуют развитию воображения. Выполнение данных упражнений лучше выполнять под медитативную музыку или звуки природы. «Весенний букет» - с использованием цветных камушков; «Сказочное дерево» - рисование ватными палочками; «Портрет на песке» - изображение различных эмоций.
Вывод. Игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в работе воспитателей детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Можно заметить, заметное продвижение: увеличился объем высказываний детей, увеличился словарный запас детей, дети могут назвать свойства, качества, признаки и действия предмета, а главное начинают строить связные высказывания грамматически правильно. Хочется отметить, что игра с песком развивает у детей тактильную и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации звуков. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-271704-1372722323.jpg)
Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....
Дидактические игры как средство развития речевой деятельности детей
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. «...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/28/picture-536176-1417199280.jpg)
Советы для родителей и педагогов: «Игры с песком, как средство развития речевой деятельности детей».
Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/12/picture-915899-1492006940.jpg)
Самообразование «Песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей старшей группы ТНР».
Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности при использование метода песочной терапии с детьми старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1296817-1674456528.jpg)
Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-1296814-1692878699.jpg)
ПРОЕКТ «Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
ЦЕЛЬ:создать условия для развития речи детей через театрализованную деятельность....