Условия формирования речи в норме
статья по развитию речи

Снычева Юлия Витальевна

Как должна формироватья речь у детей в норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования речи в норме

Формирование произносительной речи в норме является задачей большой значимости, которая проявляется в развитии произносительных навыков, речевого развития в целом. Для этого необходимо учитывать определенные условия:

  1. Анатомо - физиологические особенности развития:

-здоровье и зрелость нервной системы, головного мозга (клетки речевых зон при наличии социальных стимулов строят связи друг с другом и клетками других зон головного мозга, образуя речевые рефлексы);

-нормальные умственные способности;

-сформированные слух и зрение;

-хорошо развитое физиологическое и фонационное дыхание, гортань, система резонаторов;

-полноценное анатомическое строение и функционирование органов носовой и ротовой полости.

  1. Психические особенности:

-психическое и соматическое здоровье;

-сформированность психологических механизмов, которые необходимы для развития речи: коммуникация со взрослыми и сверстниками, речевое и неречевое подражание.

  1. Социальные стимулы: окружение ребенка, восприимчивость звучащей речи.

Условия формирования произносительной речи концентрируются не только на описанных особенностях, одним из важнейших условий формирования является окружающая ребенка речевая среда. Которая должна быть полноценной, гармоничной. Ребенок должен в окружении слышать правильную речь взрослых, которая может выражаться в четких, конкретных указаниях, которые будут понятны, а потому вызывать особый интерес, т.к. не вызываются затруднения в понимании сути. Нельзя с маленькими детьми «сюсюкать». Подлаживаясь на их язык. Такие процессы могут надолго затормозить развитие произносительной речи. Ребенок должен начинать говорить широко открывая рот и четко произнося слова. Речь не должна быть перегружена сложными фразами, непонятными словами и сложными речевыми конструкциями, заучиваниями больших отрывков стихотворений и т.д. Следует учитывать особенности возрастных звукопроизношений по следующему алгоритму.

К концу первого года жизни дети произносят только часть согласных звуков, а в большинстве – это звуки гласные, артикуляция которых характеризуется невысокой артикуляционной напряженностью. К году происходит закрепление механизма автономного звукопроизношения и звукового слогообразования, когда ребенок осваивает ритмико-звуковую структуру разных типов слогов. В этот период происходит основное становление и формирование механизмов дыхательной речи и голосообразования.

С первых слов (1,5 -2 года) наступает активное становление произносительной речи, когда лепетание отражает ритмико-слоговую структуру первых слов (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.).

В возрасте 2-3-х лет отмечается формирование начальной стадии дифференциации фонем, когда дети начинают отличать группу гласных звуков от всех согласных на основе их звучности и консонантности.

Дальнейшее развитие произносительной речи связано с увеличением речевой активности и освоения фонетической системы родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимые условия формирования правильной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Необходимые условия формирования правильной речидетей дошкольногот возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...

Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....

Развитие чувства ритма как важное условие формирования речи ребёнка.

Статья для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей....

Речь воспитателя - главное условие формирования грамотной речи дошкольников в условиях МБДОУ

В консультации раскрываются актуальность проблемы, типичные ошибки в речи педагогов, требования к речи педагога....

Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»

Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Консультация для родителей на тему: "Этапы формирования речи в норме (по А.А. Леонтьеву)."

Этапы формирования речи в норме (по А.А. Леонтьеву).I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).III период. Дошкольный (3 – 7 лет).IV период. Школьный (...