Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речевые игры для дошкольников»
методическая разработка по развитию речи

Возмищева Татьяна Сергеевна

Представлен мастер-класс для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_rechevye_igry.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Речевые игры для дошкольников»

                                                     

 Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка. В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.

Сегодня я Вам принесла волшебный цветок «Цветик-семицветик», он нам поможет выполнять игровые задания. На каждом его лепестке находится игра. Сегодня мы будем с вами играть и речь развивать. (Играющие вытягивают лепестки и выполняют задания)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг

                 

1-й лепесток игра «Эмоции и чувства»

Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности, развитию подвижности мышц губ и щек.

Воспитатель раздаёт карточки с изображение «Лиц» с разными эмоциями. Каждый участник по очереди изображает выражение лица и произносит фразу, соответствующую данной эмоции, присутствующие должны догадаться и назвать эмоцию (радость, злость, испуг, удивление ит.д.)

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

                      2-й лепесток игра «Полслова за вами».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого- ни будь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

3-й лепесток игра «Алфавит вокруг нас»

Играющий бросает кубик и называет слова со звуком, выпавшим на грани кубика. Игра «Забавные превращения» Назвать в кого превращается человек, если окажется: - на переходе улицы (пешеход, в магазине (покупатель, за рулем (водитель, в походе (турист, на стадионе (болельщик, в кинотеатре (зритель).

                                        4-й лепесток игра «Доскажи словечко».

 Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

 • В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах) • Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

• Из полена Карло вырезал фигурку, существо, ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)

                                     5-й лепесток игра «Почемучки».

Ответ нужно начинать с фразы: «Потому что….

Почему улетают птицы?

• Почему зимой нельзя купаться?

 • Почему засыхают цветы?

• Почему весной тает снег?

 • Почему летом не носят шубы?

• Почему люди берут зонты?

• Почему пришел врач?

• Почему деревья мокрые?

• Почему мяч катится?

• Почему ребята не едят яблоки?

            6-й лепесток "Волшебная цепочка" или «Ассоциации» 
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

      7-й лепесток" Сказочные антонимы".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить какое-либо название , а дети должны будут угадать истинное название - антоним, истинное название Сказки.
Примеры заданий:
• "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
• "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
• "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
• "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
• "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
• "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
• "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
• "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
• "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

                  8-й лепесток игра «Шаги» ("Только зелёные слова".)
Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова.

Первый игрок произносит: "Клоун".

Второй: "Радость".

Третий: "Смех" и т. д. до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
                9-й лепесток игра «Дополни предложение»

Водящий называет любое слово, а каждый из участников называет своё, целиком повторяя предыдущее. При распространении предложения слова могут быть расположены в различных местах (в начале. Середине, конце)

                  Игра «Теремок»

Участники игры берут любой предмет (или предметную картинку)

Каждый по принципу сказки «Теремок» подходит и рассказывая о своём предмете убеждает жителей теремка пустить его в дом пожить. Жители теремка задают вопросы новому гостю. (Например, «Мы пустим тебя в теремок, если скажешь, чем ты на нас похож?  Как ты нам можешь пригодиться? Что ты умеешь делать? И т.д.

Это лишь примерный перечень речевых игр, используемых для развития речи у дошкольников. Все эти игры помогу детям сделать утомительный этап автоматизации, дифференциации, формирования грамматических конструкций интересным и увлекательным.
Дети с удовольствием будут участвовать в занятиях, а, следовательно, повысится и эффективность работы. Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Речевые игры для дошкольников"

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

мастер-класс Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников»

Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников»...

Мастер класс с молодыми педагогами: «Навыки эффективного взаимодействия с дошкольниками»

Игро-практическое мероприятие, направленное на получение знаний, умений и навыков молодыми педагогами в ходе взаимодействия с дошкольниками (посредством использования игрового эмоционального тренажера...

Мастер-класс для родителей по профилактике речевых нарушений у дошкольников «Будем с ручками дружить»

Цель: профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с помощью пропаганды среди родителей  о пользе развития мелкой моторики рук.         В настоящее вр...

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...

мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...