Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников по- средством дидактических игр и упражнений»
методическая разработка по развитию речи

Возмищева Татьяна Сергеевна

Мастер-класс направлен на развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_0.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников по- средством дидактических игр и упражнений»

Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.

2. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.

3. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.

ХОД:

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально.

Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей, так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить, делать выводы. Удовлетворяет потребность в самовыражении и в свободном общении со сверстниками.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи:

1. В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

• Слон большой, а комар.

• Камень тяжелый, а пушинка.

• Днем светло, а ночью.

2.«Назови одним словом».

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти. Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.

3.«Когда это бывает?».

Цель: расширение словарного запаса.

Предлагаю Вам ненадолго почувствовать себя детьми и попробовать поиграть:

Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных называй»«Мяч бросай, чётко овощи называй»«Назови ласково»«Съедобное – не съедобное»).

Для вас, коллеги, я подготовила вот такие задания:

-Часы, которые помогают проснуться (будильник);

-утренняя еда (завтрак);

-большая ложка, помощью которой наливают суп (поварешка / половник);

— Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);

-Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы? (муху)

-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок)

-Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)

-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)

-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин)

-Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)

-Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

-Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)

-Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)

«Как называется игрушка, сделанная из разных материалов»

из резины – резиновая

из стекла –

из пластмассы –

из дерева –

из бумаги –

из картона –

из меха –

из железа –

из глины –

из плюша –

Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Смена рук.

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе«Кыш!»

Дидактическая игра: «Пожелания»

Цели: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания«Я желаю тебе…»

Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.

1. Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

2. Обеспечивается психический комфорт;

3. Дети запоминают большое количество речевого материала;

4. Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Речевая игра «Скажи наоборот»

 Она развивает логическое мышление, наблюдательность, внимание, расширяет кругозор, способствует развитию связной речи.

Буратино - веселый, а Пьеро – грустный

Ворона - тяжелая, а бабочка – легкая

Ведьма – злая, а фея - добрая

Шоссе - широкое, а тропинка – узкая

Океан - глубокий, а лужа мелкая

Змея – гладкая, а лисичка – пушистая,

Волк в лесу голодный, а собачка в лесу сытая

Летом жарко, а зимой холодно,

Сосна высокая, а елочка низкая

Колготки длинные, а носочки короткие

Булочка мягкая, а сухарик жесткий

Ночью темно, а днем светло

Паутинка тонкая, а веревка толстая

Звездочка маленькая, а солнце большое.

Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия) (участвует 7 педагогов) 

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии (понимания эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого понимания).

Инструкция: 

Участники стоят по кругу, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

– В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (Поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).                                                                                                            – Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (Раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (Участники лёгкими движениями пальцев касаются спины  стоящего впереди).

– Дождик стучит всё сильнее и сильнее (Усиливаем движение пальцев по спине).

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (Проводим ладонями по спине стоящего впереди).

– Опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи дошкольников по средствам театральной деятельности». опыт работы.

Период дошкольного детства считается фундаментом для развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе зависит  от уровня  овладениями связной речи. формирование связной речи в де...

Мастер-класс Тема: «Развитие связной речи дошкольников - как одно из условий подготовки к школе».

                                            Мастер-класс Тема: «Развитие связн...

Статья: «Развитие связной речи дошкольников по средством сюжетно-ролевой игры».

В настоящее время проблема развития речи приобретает особую актуальность, так как формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.Речь - одна из центральных,...

Мастер-класс Тема:"Развитие связной речи у детей третьего года жизни".

Уважаемые участники!Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую Вам как работать с детьми раннего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)  с художествен...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНАМ.

Обучение монологической речи - одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка должны приобрести развёрнутость, ...

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников по- средством дидактических игр и упражнений »

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников по- средством дидактических игр и упражнений »...

Мастер - класс по развитии связной речи

Мастер - класс по развитии связной речи...