Методическая разработка по развитию речи детей 2-3 лет.
методическая разработка по развитию речи

Лукьянова Валерия Валерьевна

Методическая разработка по развитию речи детей 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodraz.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию речи детей 2-3 лет.

Подборка методического материала по теме«Осень»

Введение

Каждый возраст по-своему уникален. С 2 до 3 лет словарный запас малыша постепенно увеличивается, он более активно общается со сверстниками и взрослыми, начинает лучше ориентироваться в окружающем мире. Поэтому в данном возрасте особенно важно развивать речь ребёнка.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие выводы.

Ребёнок 2-3 лет может продуктивно участвовать в деятельности тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре или через игру.

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми – сложное и ответственное направление работы. Без планирования, поставленные задачи в области воспитания и развития детей не могут быть решены в полном объёме. Очень хочется надеяться, что данный материал поможет воспитателям подобрать и спланировать детскую деятельность на протяжении всего дня.

Стихи для чтения детям 2-3 лет, проговаривания с детьми

и заучивания наизусть

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

• формировать и совершенствовать лексический состав языка по теме : «Осень»;

• формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции;

• развивать внимание к ритмической основе слова;

• развивать речевое подражание;

• активизировать движения речевого аппарата;

• воспитывать слуховое внимание при слушании;

• вызывать желание детей говорить.

Без листвы стоят леса,

Стихли птичьи голоса.

Дождик каплет на дворе,

Мало солнца в октябре.

(А. Тесленко) Следом за летом осень идёт, Тихие песни ей ветер поёт. Красную под ноги стелет листву, Белой снежинкой летит в синеву.

(В. Степанов)

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

(А. Ерикеев)

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

(С. Маршак)

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

(В. Берестов)

— Почему деревья осенью

Сбрасывают листья?

Почему к зиме деревья

Раздеваются кругом?

— А деревьям тоже нужно

Раздеваться перед сном!

(В. Орлов)

.

Мишутка

- Ты куда, Мишутка?

- Спать!

Спать - в берлогу, на кровать.

- Что возьмёшь под ушки?

- Пухлую подушку!

- Ну, а что под спинку?

- Мягкую перинку!

- Чтоб тепло Мишутке стало,

Чем укроем?

- Одеялом!

- Спи, Мишутка, спи, друг мой!

Разбудить когда?

- Весной!

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

А. Барто

Подвижные игры для детей 2-3 лет

Образовательная область: физическое развитие, социально-коммуникативное и речевое развитие

Задачи:

• обогащать двигательный опыт детей;

• вызывать желание играть со взрослым и с детьми;

• развивать умение детей подражать движениям взрослого;

• развивать умение детей бегать, не натыкаясь друг на друга;

• развивать ловкость, смекалку;

• развивать умение детей действовать согласно сигналам воспитателя и словам стихов;

• пополнять знания и представления детей об окружающем мире.

"Зайка"

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

(дети прыгают на двух ногах, поджав руки к груди, имитируя движения зайчиков)

Лапкой, лапкой постучи, постучи

(стучат ножкой об пол)

На листву ты упади, упади,

Полежи и отдохни, отдохни.

(приседают на корточки и отдыхают)

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

(Встают и снова прыгают)

Быстро к дереву беги

(бегут к дереву, в заранее выбранное место)

"Листопад"

Дети выбирают листочек, который нравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький.

Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель. Листья легкие, они медленно летят по воздуху.

(Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки.

(Действия выполняют дети с желтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки.

(Действия выполняют дети с красными листочками.)

Покружились и уселись на землю.

(Дети приседают.)

Сели! Уселись и замерли.

(Дети не шевелятся.)

Прилетел легкий ветерок, подул.

(Дует взрослый, за ним - дети.)

Воспитатель. Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад! Листья по ветру летят.

Воспитатель. Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю листья. (Дети приседают.)

«Зайка беленький сидит…»

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(От слов «вот так» и до конца четверостишья дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(От слова «хлоп» и до конца четверостишья дети хлопают в ладоши.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(От слова «скок» и до конца четверостишья дети прыгают на двух ногах на месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим «домам».)

Хороводные игры

Образовательная область: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

• обогащать двигательный опыт детей;

• вызывать желание играть со взрослым и с детьми;

• развивать умение детей подражать движениям взрослого;

• развивать умение детей действовать согласно словам стихов;

• пополнять знания и представления детей об окружающем мире;

«Мы по лесу идем»

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем,

Зверей найдем.

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

Тихо«Ау-ау-ау!»

"Зайка шел"

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и проговаривают:

Смотрит солнышко в окошко,

(Идут по кругу.)

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,

(Хлопают в ладоши.)

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ!

Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

На сигнал дождь идет, скорей домой

дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит:

Дождь прошел. Солнышко светит.

Игра повторяется.

Упражнения на координацию речи с движениями

Образовательная область: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

• обогащать двигательный опыт детей;

• вызывать желание играть со взрослым и с детьми;

• развивать умение детей подражать движениям взрослого;

• развивать умение детей действовать согласно словам стихов;

• пополнять знания и представления детей об окружающем мире;

«Листья»

Листья осенние тихо

кружатся,

(кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги

тихо ложатся

(приседают)

И под ногами

шуршат, шелестят,

(движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться

Хотят.

(поднимаются, кружатся)

«Дождик»

Капля раз, капля два.

(прыжки на носках, руки на поясе)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом.

(8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли,

(руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли.

(руки полукругом над головой)

«Урожай»

В огород пойдём,

Урожай соберём.

(идут по кругу, взявшись за руки)

Мы моркови натаскаем

(«таскают»)

И картошки накопаем.

(«копают»)

Срежем мы кочан капусты,

(«срезают»)

Круглый, сочный,

очень вкусный,

(показывают круг руками – 3 раза)

Щавеля нарвём немножко

(«рвут»)

И вернёмся по дорожке.

(идут по кругу, взявшись за руки)

«Капуста»

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздаётся в доме стук.

Мы капусту нарубили,

(ритмичные удары ребром ладоней по столу)

Перетёрли,

(хватательные движения обеими руками)

Посолили

(указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку.

(удары обеими руками по столу)

Всё теперь у нас в порядке.

(отряхивают руки)

Речевые игры

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Задачи:

• вызывать речевую активность детей;

• развивать понимание речи взрослых;

• развивать умение называть предмет и выделять его характерные особенности;

"На птичьем дворе"

Воспитатель выставляет на фланелеграфе предметные картинки и произносит рифмованную миниатюру (2-3 раза). Дети по возможности повторяют её вместе с воспитателем.

Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение

Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Бал-бал-бал! Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно - Ко-ко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

"Как кричат уточки?" -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", - говорит воспитатель," а дети-уточки отвечают: "Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

"Рифмы"

Предложите договаривать последнее слово в стихотворном тексте. Отлично подходят для этого рифмованные загадки.

«Сколько листочков?»

Воспитатель раздаё т детям листочки: первому ребёнку – один листок, второму – два, третьему – три, а четвёртому – ни одного. Малыши считают листочки.

У Тани – один листок.

У Маши - два листочка.

У Кати – много листочков.

А у Вовы – ни одного листочка

Далее педагог раздаёт листочки другим детям и игра повторяется.

Затем воспитатель предлагает тем детям, у кого много листочков, поделиться с теми, у кого нет ни одного листочка. Теперь у всех – по одному листочку. Дети играют с листочками, слушая команду воспитателя: «Таня, бросай листочек. Дети, кто бросил листочек? (Дети отвечают.) Маша, бросай листочек. Дети, кто бросил листочек?.»

"Наступила осень"

Наступила осень. Часто идет дождь. Появились лужи. Листочки на дереве желтые, красные. Листья падают на землю. Это называется «листопад».

Листопад, листопад,

Листья по ветру летят.

Птицы улетают. Дети из листьев делают букет.

- Давай вместе составим рассказ по картине.

Взрослый начинает предложение, ребенок договаривает, выкладывает детали:

Наступила … (осень).

Часто идет (дождь) – картинка туча

Появились … (лужи) – картинка лужи.

Листочки на дереве … (желтые, красные) – картинка дерево с осенними листьями.

Листья падают (на землю).

Это называется… (листопад).

Птицы… (улетают) – картинка птицы.

Дети из листьев делают (букет) – картинка дети с букетом из листьев.

- Молодцы! Мы с вами рассмотрели картину и составили короткий рассказ.

Пальчиковые игры

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Задачи:

• Развивать и активизировать моторику рук, вырабатывать ловкость и умение управлять своими движениями;

• Развивать мышление и речь детей;

• Формировать правильное произношение отдельных звуков

(Сгибаем пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять!

Выйти пальчики гулять!

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — чистит стол,

Этот — резал,

этот — ел.

Ну, а этот лишь глядел!

При повторении игры движения выполняются с пальцами правой руки.

Сидит белка на тележке,

Продает свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью,

синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому,

кому в лоток,

кому в зобок,

кому в лапочку.

Мальчик с пальчик, где ты был?

С этим братцем — в лес ходил.

С этим братцем — щи варил.

С этим братцем — кашу ел.

С этим братцем — песни пел!

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Утренняя гимнастика

Образовательная область: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

• Оздоровлять, укреплять, повышать функциональный уровень систем организма;

• Развивать физические качества и способности детей;

• Создавать положительно-эмоциональный настрой у детей на весь день.

"осень"

(комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

• Прогулка по осенней дороге – ходьба по группе в рассыпную (15 сек.)

• Гуляем с друзьями – ходьба парами, держась за руки (10 сек.)

• Радуемся прогулкам на воздухе – бег врассыпную (15 сек.)

• Ходьба врассыпную (10 сек.)

• Построение в круг

Основная часть

Упражнение «Падают листья»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки поднять вверх – вдох.

Опустить – выдох.

Повторить 5 раз. Темп медленный.

Упражнение «Греем колени»

И. П. : сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.

Наклон вперёд, ладони на колени, подуть на колени, выпрямиться.

Повторить 4 раза, темп умеренный.

Упражнение «Глазки устали»

И. П. : стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Присесть. Поморгать глазками. Закрыть глаза. Поморгать глазами, посмотреть вверх.

Повторить 3 раза.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Холодно»

И. П. : сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади.

Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, обхватить руками. Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Детвора»

И. П. : стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

2-3 пружинки, 6-8 подпрыгиваний.

Дыхание произвольное.

Повторить 2 раза, чередовать с ходьбой.

Заключительная часть

Бег по группе врассыпную (20 сек.)

Дыхательное упражнение «дуем на листочки»

На счёт 1,2 – вдох. На счёт 1,2,3,4 – выдох.

Повторить 3 раза.

Ходьба по залу врассыпную (15 сек.)

СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙЧИШКА

(комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

Юркнул зайчик в огород,

Широко разинул рот,

До чего же рад косой,

Что корзинку взял с собой.

Тут капустка и морковка,

Будет хороша засолка,

Пригодится все зимой,

Будет сытым зайчик мой. Автор: Тесленко А.

Ходьба по группе за зайчиком (15 сек.)

• Ходьба на носочках – покажем зайчику, какие мы большие (10 сек.)

• Бег за зайчиком – обычный (20 сек.)

• Потеряли зайчика (ходьба врассыпную (10 сек.)

• Построение врассыпную

Основная часть

Упражнение «Зайка греет лапки»

И. П. : стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

1-2 руки вперед, повернуть ладонями вверх-вниз, сказать «Тепло».

3-4 И. П.

Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Индивидуальные поощрения.

Упражнение «Зайка греет ушки»

И. П. : стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

1-2 повернуть голову в сторону

3-4 вернуться в И. П.

5-6 повернуть голову в другую сторону

7-8 вернуться в И. П.

Повторить 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Упражнение «Зайка прячет лапки»

И. П. : стоя, руки в стороны.

1-2 наклон вперед, ладони положить на живот, сказать«Нет»

3-4 вернуться в И. П.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Индивидуальные указания и поощрения.

Упражнение «Зайка занимается спортом»

И. П. : стоя, ноги вместе, руки опущены.

Прыжки на месте (8-12 сек., чередуя с ходьбой на месте. Повторить 4 раза.

Поощрения.

Заключительная часть

Воспитатель читает стихотворение, сопровождая чтение показом соответствующих тексту движений. Дети выполняют движения по показу.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно, сидеть,

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

Кто-то зайку испугал.

Зайка прыг и ускакал

Дети убегают, зайка их ловит.

Игра повторяется 2 раза.

Дыхательное упражнение «Дуем на зайчика»

Повторить 2 раза.

Упражнения и игры на развитие дыхания

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

• Развивать у детей плавный длительный выдох;

• Развивать мышцы губ;

• Тренировать речевое дыхание

«Подуем на листочки»

Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Повторить 4-5 раз.

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

«Огонечек пляшет»

Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой) .

Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха перед свечой, затем побуждает ребенка сделать так же.

У восковой девицы,

Вся коса искрится,

Только дунет ветерок,

Затанцует огонек.

***

Сгорает тонкий фитилёк,

Стекает воск, и огонёк

На ней задорно пляшет.

Уютно в доме нашем!

Список использованной литературы:

1. Филиппова Т. Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулкеметод. пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80с.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М. :»КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.- 144с.

3. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. -128с.

4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Первая младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128с.

5. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88с.

6. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа/авт. -сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87с.

7. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 1-я младшая группа. Интегрированный подход. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 152с.

8. Аскерова И. В., Ершова Н. В., Чистова О. А. Если малышу уже два года… - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 64с.

9. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144с.

10. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М. :Мозаика-Синтез, 2006, - 104 с.

11. Савельева Е. А. Весёлые лошадки. Стихотворные игры для детей 2-3 лет : Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 32с. (От рождения до трёх).

12. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : Вторая группа раннего возраста. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Сюжетные картинки для составления рассказов"

Эта методическая разработка поможет воспитателям на занятиях по развитию речи при ознакомлении детей с окружающим миром, знакомством с произведениям художественной литературы, обучению дошкольников со...

Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Мои любимые добрые сказки»

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства....

Методическая разработка по развитию речи детей 2-3 лет.

Подборка методического материала на тему: "Зима" для детей 2-3 лет (стихи, пальчиковые  и речевые игры, подвижные и хороводные игры)...

Методическая разработка "Методы развития речи детей 3-х лет"

На третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они лучше понимают речь окружающих людей. Речь становится для ребёнка полноценным средством общения. По мере овладения речью формируют...

Методические разработки по развитию речи детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития речи детей  дошкольного возраста...