Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
картотека по развитию речи

Кунева Светлана Александровна

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Баганский детский сад №2 «Солнышко»

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением,

правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

  • Дай нам работу
  • А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы» Овца сказала: «Я буду давать шерсть» Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

Подготовила: Кунева С.А.

Дай действия словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи: Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…

Отгадай предмет по названиям его частей Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

  • дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
  • голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая…. Праздник (какой?) – веселый, долгожданный …

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать?

Придумай для любой группы свое условное обозначение.

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Ход игры: я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – …

Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - …

Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку.

Развитие внимания

Ход игры:

В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их

запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале

животных? Перечислите предметы мебели.

В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай,

Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как

пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А.

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок».

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные

предложения по двум парам картинок:

«У коровы теленок, а у козы козленок».

Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

  • тарелка, стакан, корова, чашка
  • чашка, стакан, тарелка, кружка

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде. Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки.

Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

дети объясняют свой выбор;

роль водящего выполняет ребенок.

Вкус и запах Представь ЛИМОН. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи.

Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй лимон.

Представь АПЕЛЬСИН. Каков на вкус?

Как пахнет? Какого цвета? Что чувствуешь? Нарисуй апельсин.

Расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?

Измени предложение Цель: учить правильно согласовывать

существительные, прилагательные и глаголы. Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе:

- Лена поливает цветы, Лена и Коля …

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных.

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки Гора – горочка Зима – зимушка Шуба – шубка

Шапка – шапочка Снег – снежок

И т.д.

Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая Ваза из хрусталя – хрустальная Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с

жёлтой полосой и т.д.»

Олины помощники

Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

  • К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

  • Что это? (Это ноги)
  • Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют,

кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

  • Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
  • Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
  • Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

Угадай, чей голосок

Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств.

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»

Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из

играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.

Кому угощение?

Цель: употребление трудных форм существительных.

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.

Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....

картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей 6-7 лет

Дидактические игры и упражненя по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи....

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...