Речевые нарушения у детей с дизартрической патологией.
статья по развитию речи

Снычева Юлия Витальевна

Описание речевых нарушений у детей с дизартрией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые нарушения у детей с дизартрической патологией.

Дизартрия, иначе речедвигательное расстройство, является нарушением произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. 

Дизартрия, как патология,  является следствием развития органических поражений ЦНС, которые обусловлены расстройствами двигательного механизма речи. Следует учитывать, что при дизартрии нарушено не столько программирование речевого высказывания, сколько сама моторная реализация речи.

Одним из явных и следственно ведущим дефектом при патологии дезартрии являются:

-нарушения звукопроизносительной стороны речи и просодики;

-нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики.

При этом речь нарушена, смазана, являясь нечеткой и неразборчивой.

К основным речевым нарушениям у детей с дизартрической патологией можно отнести следующие:

-устойчивый характер нарушений звукопроизношения, акцент на особой трудности их преодоления;

-специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени, чем при дислалии). Как примечание этой позиции следует отметить, что при несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются;

-нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных), «сжеванность» произносимых слов ;

-преобладание межзубного и бокового произношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ]звуков;

-оглушение звонких согласных (звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса;

-смягчение твердых согласных звуков (палатализация);

-нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.

Все дефекты звукопроизношения при дизартрии, характеризуемые типами произношения, делятся на следующие категории:

-антропофонические, при которых происходит искажение звуков;

-фонологические, когда происходит замена или смешение звуков.

Основные симптомы речевого нарушения при появлении патологической дизартрии:

  1. Устоявшиеся дефекты произношения.
  2. Недостаточность произвольных артикуляционных движений.
  3. Неправильное расположение языка в ротовой полости.
  4. Насильственные движения языка.
  5. Нарушения голосообразования и  речевого дыхания.
  6. Как следствие. Задержанное развитие речи.

Таким образом, дизартрия проявляется в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Ограниченный речевой опыт, дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональные нарушения у детей со зрительной патологией.

Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения....

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

Роль средств физической культуры в коррекции нарушений у детей со зрительной патологией

Роль средств физической культуры в коррекции нарушений у детей со зрительной патологией...

Консультация "Преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук"

Обобщенная информация на тему речевого развития детей 5 – 6-летнего возраста, будет полезна воспитателям, учителям-логопедам с целью которого является познакомить педагогов с характерными особен...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по коррекции ОНР (I-II ур.) речевого развития у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации учителя-логопеда для  родителей по коррекции ОНР (I-II ур.) речевого развития у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста....