Обучение развитию связной речи старших дошкольников.
статья по развитию речи (старшая группа)

Макарова Вероника Петровна

Обучение родному языку, в частности развитие связной речи - одна из главных задач подготовки детей к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obuchenie_rodnomu_yazyku.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение развитию связной речи старших дошкольников.

В.П. Макарова

Воспитатель первой квалификационной категории

 МДОУ «Новоорловского центра развития ребенка

 д/с «Алёнушка»

Обучение родному языку, в частности развитие связной речи - одна из главных задач подготовки детей к школе. Проведено много исследований, посвященных формированию связности, образности и других качеств монологической речи – разных видов рассказывания, включая творческое.

В системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста особую роль играет наглядность. С помощью наглядных пособий решаются задачи ознакомления с явлениями окружающей жизни, обогащения словаря, воспитание звуковой культуры речи, подготовки к обучению грамоте, развития связной речи.

 В своей работе, мы используем методику работы серии картин, объединённых одним сюжетом, для развития связной речи у старших дошкольников.

Исходя из того, что серия картин дает возможность в наглядной форме продемонстрировать общую структуру, строение повествовательного рассказа, сформировать элементарные знания, представления о сюжете, его развитии, о композиции повествования (рассказа, сказки) – завязке, кульминации, развязке. Серия картин выступает в качестве своеобразной схемы, модели структуры повествовательного текста, что способствует развитию детей большей осознанности при построении своего рассказа.

Существенными признаками связного высказывания являются наличие заголовка, завершенность, тематическое единство, целенаправленность, подчинение каждого компонента текста его общей мысли, структурная организация текста (наличие логической схемы построения, схемы расположения компонентов, определенная композиция высказывания), сцепление (связь) между частями текста, между предложениями, внутри предложения, обработанность текста с точки зрения стилистических норм языка. Эти показатели могут использоваться при оценке детских рассказов.

Наряду с формированием и закреплением о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка), мы учим детей придумывать точное название рассказа, озаглавливать его (от этого во многом зависит развертывание сюжета), включать в связное высказывание образные слова и выражения, использовать различные по синтаксической структуре предложения (простые, сложные).

В основу разработанной нами методики развития повествовательной речи по серии сюжетных картин легли общепринятые приемы обучения построению связного высказывания по картине.

Суть ведущего приема, способствующего правильному построению рассказа, в следующем: каждый ребенок раскладывает набор картин (некоторые картины закрыты), рассказывает, озаглавливает текст. Это помогает детям чувствовать логику изложения, понимать структуру связного высказывания, развивает воображение и творчество.

С дошкольниками, которые недостаточно владели умением связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картин, проводится индивидуальное обучение вне образовательной деятельности(в утренние или вечерние часы по 8 – 10 минут с каждым ребенком).

Проводимая работа оказывает большое влияние на общее речевое, умственное, нравственное и эстетическое развитие дошкольников. Рассказы ребят отличаются связностью, целостностью, выразительностью, грамматической правильностью.

Все это говорит о том, что рассказывание по серии сюжетных картин должно найти место в методике речевой работы не только в подготовительной, но и в старшей группе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.     Своевременное и полноценное формировани...

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Своевременное и полноценное формирование речи в дошкол...

Презентация "Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников"

Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений....

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...