Непрерывная деятельность по развитию речи в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Филиппова Олеся Сергеевна

подготовка к НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_rechi_v_starshey_gruppe.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная деятельность по развитию связной речи в старшей группе детского сада. Действия по подготовке к НОД и разработке конспекта.

Придумывание рассказов на основе воображения.

  1. Этап. Экспресс-диагностика речевого развития детей.

Метод беседы с детьми.

  • В ходе беседы воспитатель определяет любимые сказки детей.
  • Воспитатель опреляет уровень сформированности монологических умений детей и знание структуры сказки: детям предлагается разложить картинки, отражающие сюжет знакомой сказки и рассказать ее.

Воспитатель определяет готовность детей к творческому рассказыванию. Воспитатель рассказывает знакомую сказку «перевирая» отдельные элементы, добавляя новые. Дети должны обнаружить изменения. Фиксируется то, как дети воспринимают изменения в сказке. Положительные эмоции, интерес: дети готовы к рассказыванию на основе воображения.

  1. Этап. Постановка задач.

В соответствии с готовностью детей к рассказыванию на основе воображения ставятся следующие задачи:

  • Закреплять умения отбирать содержание для своих монологов в соответствии с уровнем знаний и познавательных умений.
  • Развивать монологическую речь детей за счет освоения рассказов на основе воображения.
  • Воспитание интереса к процессу придумывания и рассказывания
  • Развитие умений строить монолог, слушать и анализировать рассказы других детей.
  • Расшатывание стереотипов мышления при придумывании рассказов на основе воображения.

  1. Этап. Отбор содержания.

Содержание отбирается в соответствии с интересами детей, выявленными в ходе Экспресс-диагностики. Воспитатель отбирает классические сказки на основе которых будет происходить обучение рассказыванию на основе воображения. Например, сказка «Красная шапочка».

  1. Подбор материала:

Воспитатель подготавливает картинки, отражающие структуру классических сказок («Красная шапочка», «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Иван-царевич и змей-горыныч» и др.). У детей уже должен быть опыт работы с этими картинками.  

  1. Этап. Мотивация.

Методы мотивации познавательной и речевой деятельности детей.

1. Реализация мотива общения: создание ситуаций взаимного переживания, взаимных заданий (совместное рассказывание/моделирование сказок)

2. Реализация мотива познание: воспитатель предлагает детям создание совместной аудио библиотеки нашего творчества. (совместно придумываемые сказки записываются на диктофон и прослушиваются вместе со всеми детьми, делятся впечатлениями, обсуждают).

3. Реализация мотива созидания и творчества: детям предлагаются творческие задание по преобразованию хорошо знакомых сказок, создание на их основе новых.

   

  6. Этап. Определение хода занятия.

Цель занятия: расшатывание стереотипов при сочинении сказок.

Основная часть:

  1. Воспитатель говорит, что сейчас будет рассказывать сказку «Красная шапочка и вертолет». К хорошо известной детям сказке «Красная шапочка» добавляется новое слово. Ключевые слова сказки: девочка, пирожки, бабушка, волк, вертолет. Сюжет сказки меняется. Воспитатель вместе с детьми придумывает новую сказку.
  2. Рассказывание сказки «наизнанку». Хороший герой становится плохим: например, змей-горыныч хороший, Иван-царевич плохой. В соответствии с этим придумывается новый сюжет сказки. Воспитатель придумывает совместно с детьми по общей структуре сказки. (уход героя из дома, испытание, возвращение домой, свадьба) В зависимости от подготовленности детей можно использовать более подробную структуру: Кто герой, нарушение запрета, вредительство, задача, отъезд героя, встреча с дарителем, трудное испытание, волшебные предметы (как помощник), борьба, победа, беда ликвидируется, возвращение домой, коронование, свадьба.
  3. «Салат из сказок». Дети вместе с воспитателем смешивают героев из разных сказок. Смешение может идти по трем направлениям: сказка + герой, сюжет + сюжет, сказка + сказка. Сказка «Красная шапочка» и «Мальчик с пальчик». Воспитатель начинает сказку: «Красная шапочка повстречала мальчика с пальчика». Далее дети продолжают рассказывание сказки по предложению в соответствии с общей структурой сказки (последовательно выкладываются картинки, отражающие структуру сказки).

Заключительная часть:

Подведение итогов занятия. Воспитатель вместе с детьми прослушивает аудио библиотеку. Дети делятся впечатлениями. Используется метод беседы. Каждый ребенок рассказывает, что ему понравилось больше всего, что у него получилось, что ему не очень понравилось. Воспитатель подводит итог, хвалит всех детей.

 Исследователи: методика Дж. Родари «Грамматика фантазии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме: «Богатство Северного края».

Пояснительная записка.Ø Из своего опыта работы с детьми, родителями, я сделала вывод, что дети недостаточно осведомлены о том, какие животные и растения наполняют природные ресурсы ненецкого края, тун...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Весенние месяцы»

Задачи:·        уточнить названий весенних месяцев;·         продолжать знакомить детей с согласными звуками родного языка: т...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Дифференциация звуков С - Ц".

Данное занятие направлено на формирование у детей правильного произношения звуков родной речи....